Программа разработана для учащихся 9 класса и ориентирована на усвоение обязательного минимума по русскому языку, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Данная программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал программы спланирован с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. При составлении программы были учтены физиологические и психологические особенности учащихся 9 класса.
Для удобства пользования темы программы разделены по месяцам, в которых они изучаются согласно календарным планированиям. Подобное уточнение поможет ученикам во время самостоятельного изучения русского языка и учителям при подготовке к проведению уроков.
Для реализации данной программы используется учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 9 класс». Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. -М: Просвещение, 2011 г.
Повторение (сентябрь)
- Устная и письменная речь. Монолог, диалог
- Стили речи
- Простое предложение и его грамматическая основа
- Предложения с обособленными членами
- Обращение, вводные слова и вставные конструкции
Сложное предложение (конец сентября)
- Понятие о сложном предложении
- Союзные и бессоюзные сложные предложения
- Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Сложносочинённые предложения (октябрь)
- Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении
- Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
- Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
- Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения
Сложноподчинённые предложения (ноябрь — январь)
- Понятие о сложноподчинённом предложении
- Место придаточного предложения по отношению к главному
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
- Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
- Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
- Анализ текста
- Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
- Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
- Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени
- Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия
- Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
- Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них
- Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
Бессоюзные сложные предложения (февраль – первая половина марта)
- Понятие о бессоюзном сложном предложении
- Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
- Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
- Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
- Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
Сложные предложения с различными видами связи (вторая половина марта – апрель)
- Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
- Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи
- Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (конец апреля – май)
- Фонетика. Графика
- Лексика. Фразеология
- Лексические нормы, средства выразительности
- Морфемика. Словообразование
- Морфология. Орфография
- Синтаксис. Пунктуация