Задание №24 ЕГЭ по биологии


Задание на анализ биологической информации


Смысл задания №24 заключен в его названии. Относится к повышенному уровню сложности, за правильное выполнение можно получить 3 балла.

На «Решу ЕГЭ» представлено 5 разделов, первый из которых поражает своей прямолинейностью:

  1. Задание на анализ биологической информации
  2. Общая биология
  3. Растения, бактерии, грибы
  4. Человек
  5. Животные

Есть несколько вариаций заданий: качественные вопросы, требующие развернутого, но притом лаконичного ответа, действительно анализ предложенной информации, с использованием знаний из разных областей биологии, поиск ошибочных утверждений и исправление таковых. Внимание! Если в задании нужно исправить ошибку, то недостаточно поставить частицу «не» (например, утверждение «Рыбы делятся на хрящевых и костных, у них имеется трёхкамерное сердце» . В данном случае правильным ответом не будет являться такой: «Рыбы делятся на хрящевых и костных, у них имеется  НЕ трёхкамерное сердце». Следует написать: «У рыб двухкамерное сердце».

Задания из всех пройденных разделов биологии, поэтому будет приведено по одному  примеру в качестве ознакомления.

Задание на анализ биологической информации

Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

  1. на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
  2. на клубне располагаются почки (глазки);
  3. имеются узлы и междоузлия, как у побега.

Общая биология

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агробиоценозы». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1)Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4)В агробиоценозе преобладает монокультура. (5)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.

Исправляем ошибки в предложениях:

(2)Агробиоценоз характеризуется как неустойчивая экосистема.

(3)В природной экосистеме, используется только энергия солнечного света, а в агробиоценозе,помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д.

(6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.


Растения, бактерии, грибы

Растения

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
  2. 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
  3. 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.

Бактерии

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.

Исправляем ошибки в предложениях:

(1)Бактерии по способу питания бывают гетеротрофами и автотрофами.

(5) Нитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации (процесс окисления аммиака до азотистой кислоты), повышающий плодородие почвы (Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс денитрификации — процесс восстановления нитратов до газообразных оксидов и молекулярного азота).

(7)Для хемотрофов характерен и анаэробный и аэробный тип энергетического обмена.


Грибы

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Ошибки содержатся в предложениях:

  1. 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
  2. 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.
  3. 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.

Человек

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
  2. 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;
  3. 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Животные

Прочитайте текст.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.

2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.

3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.

5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.

Ксения Алексеевна

Автор разборов ОГЭ и ЕГЭ по биологии, модератор многих разделов сайта. Студентка 3 курса бакалавриата направления "биология" БФУ им.Канта. К экзамену готовилась своими силами, поступила на бюджет в первую волну. Считаю определенным плюсом изучения биологии то, что чем больше узнаешь, тем больше видишь вокруг и на себя смотришь уже по-другому.