Задание №26 ЕГЭ по биологии

эволюция и экологические закономерности
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Описание задания Задание представляет из себя качественный биологический вопрос, ответ на который должен состоять из 3 и более пунктов. Уровень сложности – высокий, за правильное выполнение полагается 3 балла.
Задание EB2621 Объясните, почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привёл к сокращению либо исчезновению природных экосистем. Почему это способствовало росту населения?
  1. Переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привёл к сокращению либо исчезновению природных экосистем, т.к для удовлетворения нужд человека было необходимо пространство для работ, которое было получено путем уничтожения биоценозов. Происходила вырубка лесов, осушение болот, изменение природных ландшафтов, вспахивание и вытаптывание лугов. Любое такое вмешательство сказывалось на флоре и фауне биоценозов, приводя к сокращению или даже исчезновению видов. Это связано с тем, что происходят разрушения и изменения естественных пищевых цепей, уничтожение естественных условий обитания. Все это приводит к гибели растений, миграции или аналогичному исходу для животных.
  2. Земледелие и скотоводство – более эффективные и менее энергозатратные способы получения благ. Возможность получать большое количество продуктов питания привело к росту населения.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2618D Приведите характеристики типа Саркожгутиковые, которые свидетельствуют о его процветании. Приведите не менее четырёх характеристик.

1) Широкий ареал распространения

2) Большое количество соподчиненных таксонов (видов, родов и т.п.)

3) Встречаются в разных средах обитания

4) Высокая плодовитость

5) Большая численность особей

Ответ: см.решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2619t Назовите атавизмы и рудименты, которые можно наблюдать у человека.

Примеры атавизмов у человека: удлиненный хвостовой отросток, сплошной волосяной покров на лице, многососковость.

Примеры рудиментов у человека: третье веко, аппендикс, околоушные мышцы.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2619D Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трёх значений. Ответ поясните.

Во-первых, благодаря фотосинтезу появились первые автотрофные организмы.

Во-вторых, т.к побочным продуктом фотосинтеза является кислород, то именно благодаря этому процессу кислород стал накапливаться в атмосфере. В следствие чего возникло дыхание и появились многоклеточные организмы.

В-третьих, так как кислород накапливался, то стал формироваться озоновый слой, благодаря чему стал возможен выход жизни на сушу.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2620D Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
  1. Устьица у цветковых растений, обитающих в воде, располагаются на той стороне листа, которая обращена вверх, т.к через устьица идет поглощение углекислого газа и кислорода из воздуха.
  2. Цветковые растения, обитающих в воде, имеют плоды, которые способны оставаться наплаву, чтобы произошло распространение семян данного растения.
  3. Растения, обитающие в воде, имеют рассеченные листья в толще воды, что снижает возможность их деформации при сильном течении (в сравнении с листьями другой формы).
  4. Водные растения имеют воздухоносные полости, что позволяет им находиться на необходимой глубине в толще воды (или держаться на поверхности воды).

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB17034 Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
  1. атавизм — возврат к признакам предков;
  2. многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;
  3. ген этого признака заблокирован специальными факторами (белками-регуляторами);
  4. примеры атавизма: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11233 Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.
  1. Признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
  2. в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены переходят в «спящее» состояние и признаки не проявляются в фенотипе;
  3. в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11232 Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?
  1. Выкармливает потомство молоком,
  2. кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы,
  3. зародыш развивается в матке,
  4. большие полушария покрыты корой мозга,
  5. наличие ушных раковин.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11229 Почему людей разных рас относят к одному виду?
  1. Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках,
  2. от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство,
  3. они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11230 В чем заключается биосоциальная природа человека?
  1. Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т. д.
  2. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе.
  3. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11162 Какие организмы являются симбионтами человека, их роль в организме?
  1. Бактерии и простейшие в кишечнике человека,
  2. помогают перевариванию клетчатки,
  3. вырабатывают некоторые витамины. При их отсутствии нарушается пищеварение.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11225 Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?
  1. В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
  2. Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
  3. Непродолжительные сроки существования.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11219 В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?
  1. Продуценты — производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии.
  2. Консументы — потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации.
  3. Редуценты — в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11205 Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?
  1. Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов.
  2. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.
  3. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11181 Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?
  1. При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
  2. Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
  3. Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11178 Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?
  1. Соль смывается с дорог в водоемы и в почву,
  2. Из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.
  3. Почвы и водоемы становятся безжизненными.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11175 Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?
  1. Увеличение численности населения Земли,
  2. загрязнение Мирового океана,
  3. аварии на АЭС,
  4. «озоновые дыры»,
  5. загрязнение атмосферы, парниковый эффект (изменение климата планеты),
  6. сведение лесов (особенно тропических),
  7. опустынивание,
  8. сокращение энергетических ресурсов.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11161 Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?
  1. Пчела — липа,
  2. подберезовик — береза,
  3. актиния — рак-отшельник,
  4. осина — подосиновик,
  5. сойка — дуб,
  6. клевер — клубеньковые бактерии.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11190 Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
  1. Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
  2. избыток ресурса;
  3. ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
  4. условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.

Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11158 Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?
  1. После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема.
  2. Это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей.
  3. Некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества при бескислородном разложении органических веществ: выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11150 Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?
  1. Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.
  2. Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.
  3. Изменение среды обитания.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB24497 Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

1. экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать;

2. из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше;

3. более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвлённые пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11203 В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?
  1. В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов;
  2. происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11145 В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?
  1. Мейоз — основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
  2. Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
  3. Деление клеток путем митоза — основа роста дочернего организма.

Таким образом митоз, мейоз и оплодотворение — основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11138 Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?
  1. В G1-период (пресинтетический период) идет синтез РНК: иРНК — транскрипция, рРНК, тРНК — необходимых для биосинтеза белка), идёт подготовка к удвоению молекул ДНК.
  2. В S-периоде — происходит удвоение ДНК (ИЛИ репликация ДНК)
  3. В G2-период (постсинтетический период) начинается связывание нитей ДНК с белками гистонами, начинается спирализация ДНК (которая занчивается в профазу)
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11131 В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?
  1. Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
  2. Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11123 Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.
  1. Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена.
  2. А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена.
  3. В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11118 Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

Для поступления веществ в клетку существуют следующие пути:

  1. Фагоцитоз — поглощение,захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание.
  2. Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной;
  3. Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану.
  4. Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации,происходящий с затратами энергии.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11126 Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?
  1. ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная.
  2. В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин
  3. В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11110 Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
  1. Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
  2. для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
  3. в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11108 Докажите, что клетка является открытой системой.
  1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.
  2. Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы.
  3. Клетка способна к регуляции своего химического состава.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11248 Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора
  1. Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.
  2. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.
  3. Это появление движущей формы естественного отбора.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11235 Какое явление называют макроэволюцией?
  1. Макроэволюция — это совокупность эволюционных преобразований, протекающих на уровне надвидовых таксонов.
  2. Сущность макроэволюционных преобразований составляет изменение генетической структуры видов и надвидовых структур.
  3. Это процесс образования надвидовых систематических групп.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11115 Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?
  1. Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.
  2. Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).
  3. Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11096 В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?
  1. Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления.
  2. Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию.
  3. Обтекаемая форма тела.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11087 Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?
  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя.
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить


Ксения Алексеевна | 👀 5k | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *