Досрочный ЕГЭ 2021 по биологии: полный разбор

разбор реального варианта
Первичный бал: 50 Сложность (от 1 до 3): 3 Среднее время выполнения: 180 мин.

Разбираем реальный вариант ЕГЭ по Биологии.

Задание EB2821

При скрещивании высокого растения томата с шероховатым эндоспермом и низкого растения с гладким эндоспермом всё потомство получилось высокое с гладким эндоспермом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 123, 124, 26, 27. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
  1. Разберемся, какие признаки доминантные, какие рецессивные. Высокое скрестили с низким, все потомство получилось высоким. Значит, высокий – доминантный, низкий – рецессивный. Шероховатый скрестили с гладким, все получилось гладким. Значит, шероховатый – рецессивный, гладкий – доминантный. Можем составить табличку «ген – признак»:
Ген Признак
А а Высокий стебель Низкий стебель
В в Гладкий эндосперм Шероховатый эндосперм
  1. Определим генотипы родительских особей. Высокое растение может быть либо АА, либо Аа. Низкое – только аа. Так как в результате скрещивания получились потомки только высокие, значит, родительская особь с высоким стеблем была АА (иначе были бы и низкорослые растения аа). Аналогичная ситуация с гладкостью/шероховатостью. Один родитель будет рецессивная гомозигота по этому признаку, а второй – доминантная.
  2. P1: ♀ААвв х ♂ааВВ

G1: Ав ; аВ

F1: АаВв

  1. Определим фенотип потомства:

АаВв – Высокий, гладкий эндосперм.

  1. Теперь скрещивание №2. Анализирующее, значит, с рецессивной гомозиготой.

P2: ♀ АаВв х ♂аавв

G2: АВ, Ав, аВ, ав ; ав

F2: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

  1. Определим фенотипы потомства №2:

АаВв — Высокий, гладкий эндосперм.

Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм.

ааВв — Низкий, гладкий эндосперм.

аавв — Низкий, шероховатый эндосперм.

  1. Теперь нужно понять, в какой группе больше особей, а в какой меньше. Это можно сделать, зная, какие гаметы кроссоверные, а какие – нет. Для этого выпишем схемы скрещиваний в хромосомном виде (в решении можно сразу написать именно в нем, это допустимо, наглядно, а в данной задаче – необходимо).

Томас Морган установил, что при неполном сцеплении гетерозигота дает 4 типа гамет (см. схему второго скрещивания), но с разной вероятностью:

  • некроссоверных гамет – 90%
  • кроссоверных гамет – 10%

Некроссоверные:

Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм.

ааВв — Низкий, гладкий эндосперм.

Кроссоверные:

аавв — Низкий, шероховатый эндосперм.

АаВв — Высокий, гладкий эндосперм.

  1. Делаем вывод о количестве:

Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм – 123 или 124.

ааВв — Низкий, гладкий эндосперм – 123 или 124.

аавв — Низкий, шероховатый эндосперм – 26 или 27.

АаВв — Высокий, гладкий эндосперм – 26 или 27.

  1. Ответ на теоретический вопрос:

При анализирующем скрещивании образуется 4 типа генотипов и фенотипов в результате кроссинговера.

Ответ: пункты 4 и 6 (или схема из п. 8), пункты 9 и 10.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2721

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке непосредственно перед мейозом I и в профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
  1. Хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке перед мейозом I – 2n4c.
  2. Хромосомный набор и число молекул ДНК в профазе мейоза II – n2c.
  3. Перед мейозом I клетка имеет диплоидный набор хромосом, происходит удвоение ДНК, поэтому однохроматидные хромосомы становятся двухроматидными. В результате первого деления мейоза получаются две клетки, в которые поровну разошлись двухроматидные хромосомы. Значит, их набор можно записать как n2c. Перед вторым делением мейоза репликаци ДНК не происходит, следовательно, набор n2c.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2621

Объясните, почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привёл к сокращению либо исчезновению природных экосистем. Почему это способствовало росту населения?
  1. Переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привёл к сокращению либо исчезновению природных экосистем, т.к для удовлетворения нужд человека было необходимо пространство для работ, которое было получено путем уничтожения биоценозов. Происходила вырубка лесов, осушение болот, изменение природных ландшафтов, вспахивание и вытаптывание лугов. Любое такое вмешательство сказывалось на флоре и фауне биоценозов, приводя к сокращению или даже исчезновению видов. Это связано с тем, что происходят разрушения и изменения естественных пищевых цепей, уничтожение естественных условий обитания. Все это приводит к гибели растений, миграции или аналогичному исходу для животных.
  2. Земледелие и скотоводство – более эффективные и менее энергозатратные способы получения благ. Возможность получать большое количество продуктов питания привело к росту населения.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2521

В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек – накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором для листопада?
  1. Суберинизация в листе приводит к образованию отделительного слоя.
  2. Отделительный слой образуется на черешке листа, в месте его прикрепления к стеблю. Благодаря отделительному слою лист отсоединяется от стебля.
  3. Листопад позволяет растениям пережить неблагоприятные периоды: уменьшить испарение влаги, избежать слома веток под снегом, также происходит удаление ненужных веществ.
  4. Сигнальным фактором для наступления листопада является уменьшение длины светового дня.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2421

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Выделительная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)В клетках тела человека в результате обмена веществ образуются токсичные вещества, бóльшая часть которых удаляется через почки. (2)Один из конечных продуктов обмена – мочевина. (3)В состав мочевыделительной системы входят как парные органы: почки, надпочечники, мочеточники, – так и непарные: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. (4)В нефронах почек образуется первичная и вторичная моча. (5)Первичная моча образуется в капсулах нефронов при фильтрации крови. (6)Вторичная моча образуется при реабсорбции первичной мочи в мочеточниках. (7)В состав вторичной мочи здорового человека входят вода, соли, мочевина, белки, мочевая кислота и др.

 
  1. (3) В состав мочевыделительной системы входят как парные органы: почки, мочеточники, — так и непарные: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
  2. (6) Вторичная моча образуется при реабсорбции первичной мочи в канальцах нефрона.
  3. (7) В состав вторичной мочи здорового человека входят вода, соли, мочевина.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2321

Какие структуры глаза человека обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?

Для начала, вспоминаем строение глаза:

  1. Ресничное тело. Функции ресничного тела: подвешивание хрусталика, его аккомодация (изменение кривизны).
  2. Роговица. Функции роговицы: преломляет лучи света, выполняет светопроводящую, а также защитную функции.
  3. Сетчатка. Функции сетчатки: преобразует свет в нервные импульсы, которые передаются в головной мозг.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2221

При выращивании томатов рассадным способом часто происходит так называемое вытягивание саженцев: они имеют тонкие и длинные стебли. В таком случае при пересадке растений в грунт для повышения урожайности рекомендуется заглубление, достигаемое путём расположения растений в посадочной лунке под наклоном. Почему данный агротехнический приём способствует повышению урожайности? Ответ обоснуйте.
  1. При посадке вытянутого саженца в глубокую лунку на стебле, помещенном в почву, формируются придаточные корни.
  2. Придаточные корни увеличивают корневую систему, что способствует улучшению корневого питания. Это положительно сказывается на урожайности.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2121

Проанализируйте диаграмму «Активность жителей, отдыхающих в парке, до и после установки тренажёров в фитнес-зоне», если численность посетителей парка после установки тренажёров не изменилась.

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Установка тренажёров в парках положительно сказывается на здоровье проживающих поблизости людей.
  2. Предпочитающих прогуливаться в фитнес-зоне людей стало меньше, а на удалении от неё – больше.
  3. Прогулки для здоровья полезнее, чем пассивный отдых на скамейках.
  4. В парке доля занимающихся фитнесом людей увеличилась после установки тренажёров.
  5. Молодые люди предпочитают активный отдых, а пожилые – отдых на скамейках.
 
  1. Диаграммы ничего нам не говорят о состоянии здоровья посетителей парка, поэтому этот вариант неверный.
  2. Прогулка обозначен в столбцах серым цветом. На диаграмме справа видно, что доля посетителей, которые прогуливались, после установки стала меньше, чем была до. На диаграмме слева, соответственно, наоборот.
  3. Про это нет информации на диаграммах.
  4. Занятия фитнесом выделены белым. После установки доля людей, занимающихся фитнесом увеличилась, что видно на обеих диаграммах.
  5. На диаграммах не информации о возрасте посетителей парка.
Ответ: 24

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2021

Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.

Типы морфологических адаптаций

Характеристики Примеры
_______________(А) Контрастные пятна или полосы, имитирующие игру света-тени Бурундук, тигр
Предупреждающая окраска _________________ (Б) Клоп-солдатик, шмель
Мимикрия Окраска незащищённых животных, подражающая окраске защищённых ___________________ (В)

Список понятий и примеров:

  1. окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды
  2. яркая окраска в сочетании с ядовитыми железами
  3. незаметные на фоне среды окраска и форма животных
  4. божья коровка и оса
  5. заяц-беляк и заяц-русак
  6. муха осовидка и бабочка стеклянница
  7. сплошная окраска
  8. расчленяющая окраска

Итак, ищем то, что подходит под характеристику в первой строке. Из вариантов адаптаций, которые на первый взгляд могут нам подойти это:

  • незаметные на фоне среды окраска и форма животных
  • расчленяющая окраска

«Яркая окраска» нам не подходит, речь идет о полосах и пятнах, которые имитируют свет и тень, они делают незаметными, а не наоборот.

«Окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды» тоже не подходят, т.к в характеристике указано, что имитация не объектов внешней среды (камни, деревья, листья), а игры света-тени.

Где обитает тигр? Где-то в лесу, в горах, ущельях, у рек. Заметен ли по форме тела тигр на фоне этих мест? Конечно. Он не имеет ничего общего с элементами среды. Хорошим примером такой морфологической адаптации были бы насекомые палочники, тело которых напоминает веточку.

Расчленяющая окраска нам подходит, так как полосы буквально разделяют тело животного, 8).

Предупреждающая окраска характерна ядовитым животным. Их тела имеют контрастные пятна и полосы. Подходит вариант 2).

Примером мимикрии является вариант 6). Многих животных назвали по внешним признакам. Муха «осовидка» лишь похожа на осу, но не является ею, она не способна ужалить.

Ответ: 826

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1921

Установите последовательность процессов, происходящих при секреции клеткой вещества белковой природы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
  1. присоединение пузырька к цистерне аппарата Гольджи
  2. формирование транспортного пузырька ЭПС с синтезированным веществом
  3. транспорт пузырька с готовым белком к плазматической мембране
  4. модификация молекулы белка
  5. отшнуровывание транспортного пузырька от ЭПС

Синтез органических веществ в клетке осуществляется в ЭПС. Поэтому первой цифрой будет 2).

Пузырек ЭПС сформирован. Для дальнейшего пути ему нужно отсоединиться, 5).

После синтеза в ЭПС, вещества направляются в аппарат Гольджи, 1).

Там происходит модификация молекулы белка, 4).

В итоге, готовый белок в пузырьке направляется к плазматической мембране, 3).

Ответ: 25143

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1821

Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГРУППЫ

А)   вырубка леса

Б)    выкармливание кукушонка птицами другого вида

В)    уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели

Г)    подтопление леса во время половодья

Д)    внесение минеральных удобрений

Е)    линька зайца при изменении длины светового дня

1)     антропогенные

2)     абиотические

3)     биотические


Антропогенные факторы – то влияние, которое оказал человек.

Биотические факторы – факторы живой природы.

Абиотические факторы – факторы неживой природы.

  1. Вырубка леса производится человеком, антропогенный фактор.
  2. Кукушонок-подкидыш в гнезде по отношению к другим птенцам – биотический фактор.
  3. Снижении урожая семян ели, влияющие на численность белок – биотический фактор.
  4. Подтопление леса – влияние неживой природы, абиотический фактор.
  5. Внесение минеральных удобрений производится в хозяйстве человеком, антропогенный фактор.
  6. Изменение длинны светового дня — влияние неживой природы, абиотический фактор.
Ответ: 133212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1721

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие процессы являются примерами концентрационной функции живого вещества биосферы?
  1. преобразование растениями энергии света в энергию химических связей
  2. накопление серы серобактериями
  3. увеличение содержания фосфата кальция в костях рыб
  4. выделение кислорода в атмосферу
  5. отложение карбоната кальция в раковинах моллюсков
  6. разрушение листового опада бактериями гниения

Каждый понимает, что концентрация как процесс – увеличение количества чего-то в определённом объеме. Иными словами, это накопление, увеличение, отложение, что описано во вариантах 2), 3) и 5).

Ответ: 235

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1621

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

А)   гомологичные органы

Б)    ископаемые переходные формы

В)    атавизмы

Г)    единство плана строения тела позвоночных

Д)    окаменелости

Е)    рудименты

1)     сравнительно-анатомические

2)     палеонтологические


Сравнительно-анатомический доказательства эволюции основаны на морфологических признаках сравниваемых объектов.

Палеонтологический доказательства – на ископаемых остатках.

Гомологичные органы – органы, которые сходны по своему строению, но могу выполнять очень разные функции. Например, передние конечности позвоночных. Лапа кошки и крыло птицы – гомологичные органы. Они имеют общий план строения, но лапы нужны для перемещения по горизонтальной поверхности, а крылья – для полета. Так как все сводится к строению, то это сравнительно-анатомическое доказательство эволюции.

Ископаемые переходные формы – палеонтологическое доказательство. К таким относят, например, археоптерикса – переходная форма между рептилиями и птицами.

Атавизмы – признаки, которые были у предков. В ходе эволюции эти признаки были утрачены, однако они могут проявиться у отдельных особей. Примерами атавизмов являются многососковость, развитый хвост, полностью покрытое волосами лицо.

Рудименты – органы, которые раньше выполняли какие-то важные функции, но в ходе эволюции необходимость в них отпала. В отличии от атавизмов, рудименты характерны не для отдельной особи, а для всего вида. Рудиментарные органы закладываются в эмбриогенезе, но перестают развиваться, оставаясь в таком недоразвитом состоянии.  Например, аппендикс, полулунная складка (третье веко).

Единство плана строения позвоночных – сравнительно-анатомическое доказательство.

Окаменелости – палеонтологическое доказательство.

Ответ: 121121

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1521

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2)Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3)У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4)С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5)Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6)Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.


Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.

Появление легких у земноводных – это ароморфоз, до амфибий никто из животных на сушу не выходил.

Пятипалые конечности рычажного типа позволили земноводным перемещаться по суше, это тоже ароморфоз.

Присоски и перепонки у квакш – идиоадаптация, т.к эти присоски пример частного приспособления конкретного семейства.

Направленные вперед глаза квакш – идиоадаптация, это не повлияло на общий уровень организации, просто так эффективнее охотиться.

Изменения в кровеносной системе – ароморфоз. До земноводных, у рыб, сердце было двухкамерное, кровь не разделялась на артериальную и венозную, круг кровообращения был всего один. Так как амфибии вышли на сушу, у них появился второй круг кровообращения – легочный.

Ответ: 345

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1421

Установите последовательность движения гормона тироксина по кровеносной системе человека с момента образования гормона до достижения им органа-мишени. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
  1. левая половина сердца
  2. капилляры щитовидной железы
  3. верхняя полая вена
  4. правая половина сердца
  5. клетки жировой ткани
  6. лёгочный ствол

Итак, во-первых, тироксин – гормон щитовидной железы, поэтому стартом будут 2) капилляры щитовидной железы.

Теперь проще всего определить орган-мишень, то, что не является разновидностью сосудов или частью сердца. Очевидно, это клетки 5) жировой ткани. Это будет последний пункт ответа.

Далее вспоминаем движение крови по кругам кровообращения. Большой круг начинается с того, что левый желудочек сокращается, кровь выбрасывается в аорту и артерии. Затем кровь достигает органов, там она попадает в капилляры, что, собственно, является стартом нашей последовательности.

После капилляров в органах кровь направляется в полые вены.

Затем в правое предсердие, правый желудочек, с чего начинается малый круг кровообращения.

Оттуда кровь течет в легочный ствол, легочные артерии и капилляры.

По легочным венам кровь возвращается в левое предсердие, чем завершается малый круг. Теперь кровь с гормоном тироксином достигает органов и тканей.

Ответ: 234615

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1321

Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи человека, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОИ КОЖИ

1)     содержит кровеносные сосуды

2)     имеет ороговевшие клетки

3)     придаёт коже эластичность

4)     содержит большинство нервных окончаний

5)     содержит волосяную луковицу

6)     участвует в образовании ногтей

1)     1

2)     2

 

Всего можно выделить 3 слоя кожи: эпидермис, дерма и гиподерма.

На рисунке цифрой 1 обозначен эпидермис, а цифрой 2 – дерма. Эпидермис – наружный слой кожи, который выполняет защитную функцию, кроме того участвует в образовании ногтевых пластин. Клетки эпидермы регулярно и незаметно для нас слущиваются, таким образом происходит их обновление.

В дерме располагаются волосяные фолликулы, сальные и потовые железы, большинство нервных окончаний и кровеносные сосуды. Здесь же располагается коллаген – основной белок соединительной ткани. Он придает коже эластичность и упругость.

Ответ: 212221

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1221

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что относят к периферической нервной системе человека?
  1. ствол мозга
  2. кору мозжечка
  3. двигательные нервы
  4. продолговатый мозг
  5. чувствительные нервы
  6. нервные узлы

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Ответ: 356

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1121

Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
  1. Ваниль душистая
  2. Орхидные
  3. Ваниль
  4. Покрытосеменные
  5. Растения
  6. Однодольные

Самый низкий ранг = наименьший ранг, то есть вид.

Вид Ваниль душистая

Род Ваниль

Семейство Орхидные

Класс Однодольные

Отдел Покрытосеменные

Царство Растения

Ответ: 132645

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1021

Установите соответствие между характеристиками и видами корней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КОРНЕЙ

А)   образует корнеплод при разрастании

Б)    развивается из зародышевого корешка

В)    формирует мочковатую корневую систему

Г)    развивается на побеге

Д)    отходит от корневища или луковицы

Е)    формируется при вегетативном размножении

1)     придаточный

2)     главный


  1. При разрастании образует корнеплод главный корень.
  2. Главный корень развивается из зародышевого корешка.
  3. Мочковатая корневая система состоит из множества корней, которые одинаковы на вид, ее формируют придаточные корни.
  4. Придаточные корни отрастают от стебля, то есть от наземного побега.
  5. От корневища или луковицы отходит много корешков, значит, это придаточные корни, а не один главный корень.
  6. При вегетативном размножении отрастают придаточные корни. Даже если мы берем растение с стержневой корневой системой и отрезаем у него ветку для укоренения, образуется не главный корень, а маленькие придаточные корешки.
Ответ: 221111

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0921

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для цианобактерий? 
  1. встречаются в составе лишайников
  2. имеют спиралевидный хроматофор
  3. являются редуцентами
  4. вызывают «цветение» воды
  5. являются прокариотическими фототрофами
  6. размножаются зооспорами

Цианобактерии, они же синезеленые водоросли.

  • Цианобактерии действительно встречаются в составе лишайников, т.к цианобактерии способны к фотосинтезу.
  • Цианобактерии не имеют хроматофора, но он есть у хламидомонады. Помимо отсутствия хроматофора, у синезеленых водорослей нет вакуолей и ядра.
  • Синезеленые водоросли способны к фотосинтезу, значит, они являются продуцентами, а не редуцентами.
  • Синезеленые водоросли действительно вызывают цветение воды. Под «цветением» нужно понимать бурное размножение водорослей, которое приводит к тому, что водоем становится зеленым.
  • Цианобактерии – прокариоты. Так как они способны к фотосинтезу, но они являются фототрофами.
  • Цианобактерии размножаются простым делением надвое.
Ответ: 145

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0821

Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

ТИПЫ ПИТАНИЯ

А)   бактерии гниения

Б)    обыкновенная амёба

В)    нитрифицирующие бактерии

Г)    серобактерии

Д)    плесневые грибы

1)     хемоавтотрофный

2)     гетеротрофный


Гетеротрофный тип питания – такой тип питания, при котором организм потребляет готовые органические вещества. Так живут, например, животные и грибы, они питаются другими животными или растениями.

Хемоавтотрофный тип питания – тип питания, при котором организм получает энергию в ходе химических процессов (окислительно-восстановительных реакций). Таким способом получают энергии некоторые бактерии.

Бактрии гниения разлагают готовую органику до неорганики, они гетеротрофы.

Обыкновенная амеба питается весьма разнообразно: одноклеточными водорослями, более мелкими простейшими, бактериями. То есть, амеба – гетеротроф.

Нитрифицирующие бактерии в ходе химических реакций преобразуют аммиак в нитраты, это пример хемоавтотрофного типа питания.

Серобактерии окисляют восстановленные соединения серы, хемоавтотрофы.

Плесневые грибы, как и бактерии гниения, занимаются разложением органики и являются гетеротрофами.

Ответ: 22112

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0721

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аллеля гемофилии. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1. отсутствует в Y-хромосоме
  2. подавляется доминантным аллелем
  3. наследуется от матери к сыну
  4. располагается в митохондриальной ДНК
  5. находится в аутосомной хромосоме

Гемофилия — это тяжелое наследственное заболевание, которое характеризуется нарушением свертывания крови (коагуляции) в результате отсутствия факторов свертывания VIII. Это заболевание сцеплено с Х-хромосомой, наследуется по рецессивному признаку.

Исходя из того, что гемофилия сцеплена с Х-хромосомой, следует, что У-хромосоме она отсутствует.

Так как наследуется по рецессивному признаку, то доминантный ее подавляет.

От матери к сыну переходит Х-хромосома, от отца – У-хромосома. Заболевание может быть сцеплено с Х-хромосомой, значит, утверждение 3) верное.

Располагается не в митохондриальной, а в ядерной ДНК.

Находится ген в половой Х-хромосоме, а не в аутосоме.

Ответ: 45

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0621

Определите соотношение фенотипов потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов

Дигетерозиготная – значит, мы имеем дело с двумя признаками, каждый из которых имеет доминантный и рецессивный аллель.

Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью с рецессивными аллелями генов.

Независимое наследование – значит, доминирование абсолютное, промежуточного признака нет. То есть, проявляется доминантный признак и при доминантной гомозиготе, и при гетерозиготе.

Р: АаВв х аавв

G: АВ, Ав, аВ, ав ; ав

F: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

Выпишем фенотипы:

АаВв – проявляются оба доминантных признака.

Аавв – проявляется доминантный признак, обозначенный буквой «А» и рецессивный признак, обозначенный буквой «В».

ааВв — проявляется доминантный признак, обозначенный буквой «В» и рецессивный признак, обозначенный буквой «А».

аавв — проявляются оба рецессивных признака.

Следовательно, все 4 варианта фенотипов потомков различаются.

Ответ: 1111

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0521

Установите соответствие между процессами и стадиями фотосинтеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРОЦЕССЫ

СТАДИИ ФОТОСИНТЕЗА

А)   восстановление углерода

Б)    возбуждение электрона в молекуле хлорофилла

В)    расщепление молекулы воды

Г)    присоединение углекислого газа к органическим веществам

Д)    образование молекул АТФ

1)     темновая

2)     световая


Полезно будет повторить вот такую схему:

  1. Восстановление углерода происходит в темновую фазу, т.к в нее восстанавливается поглощенный углекислый газ.
  2. Электрон в молекуле хлорофилла возбуждается в световую фазу.
  3. Фотолиз воды, то есть ее расщепление происходит в световую фазу.
  4. Углекислый газ присоединяется к органическим вещества в темновую фазу.
  5. Синтез АТФ происходит в световую фазу.
Ответ: 12212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0421

Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания транспортной функции плазматической мембраны. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
  1. окисление
  2. диффузия
  3. пиноцитоз
  4. экзоцитоз
  5. гликолиз

Транспортная функция подразумевает под собой то, что через мембрану в клетку и из нее проходит некоторые вещества, молекулы, ионы.

  • Окисление не имеет ничего общего с транспортом, как и с мембраной клетки.
  • Диффузия – понятие, известное еще из курса физики. В ходе этого процесса молекулы одного вещества проникают между молекулами другого вещества. В клетке так же есть диффузия, когда вещество перемещается через мембрану клетки из области с меньшей концентрацией вещества в область с большей концентрацией. На этом основан осмос.
  • Пиноцитоз – захват капель жидкости клетками. Захват, как и при фагоцитозе, происходит благодаря впячиванию мембраны.
  • Экзоцитоз – процесс выведения веществ из клетки. Что-то, например, непереваренная частица заключается в специальный пузырек, который называется везикула. Везикулы перемещается в сторону клеточной мембраны. Далее пузырек сливается с мембраной, в его содержимое высвобождается наружу.
  • Гликолиз – процесс окисления глюкозы, который не относится к транспортной функции никак.
Ответ: 15

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0321

Сколько половых хромосом содержится в соматической клетке человека, если в диплоидном наборе содержится 46 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

В соматической клетке человека в норме содержится 46 хромосом, 44 из которых – аутосомы, а 2 – половые. ♀ХХ или ♂ХУ, в зависимости от пола человека.

Ответ: 2

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0221

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком

Разделы биологии

Области исследования
Этология Закономерности поведения животных в естественных условиях
?

Строение клеток организмов разных царств


Цитоло́гия (от греч. κύτος — «клетка» и λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Ответ: цитология

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0120D

Рассмотрите предложенную схему строения кровеносной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Третьим типом кровеносных сосудов в организме человека являются капилляры. Эти сосуды, в отличие от артерий и вен, имеют лишь один слой клеток, через них происходит газообмен.

Ответ: капилляры

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор


👀 1.3k