Задание №10 ЕГЭ по биологии
Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения
Сразу следует сказать, что задание относится к повышенному уровню. Более того, оно действительно ему соответствует. В данном случае нельзя выбрать типажи заданий или минимум теории. Это упражнение охватывает такие пласты биологии, как классификация, ботаника, зоология.
«Решу ЕГЭ» предлагает вниманию сдающих ребят 3 раздела:
- Животные
- Растения/Грибы/Вирусы/Лишайники
- Сравнение Царств
По крайней мере на «Решу ЕГЭ» не так много заданий на лишайники, вирусы и грибы, основной упор на животных и растения. Вопросы про другие категории встречаются чаще в виде «сравните», например, растение и гриб, бактерию и клетку.
К данному заданию нельзя дать однозначную теорию,
Поэтому будем как можно больше рассуждать и вспоминать известные биологические факты.
Получить можно максимально 2 балла при полностью правильном выполнении.
Разбор типовых заданий №10 ЕГЭ по биологии
Животные
Класс — признак
Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен.ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ | КЛАССЫ |
А) оплодотворение внутреннее Б) оплодотворение у большинства видов наружное В) непрямое развитие Г) размножение и развитие происходит на суше Д) тонкая кожа, покрытая слизью Е) яйца с большим запасом питательных веществ | 1) земноводные 2) пресмыкающиеся |
Итак, поначалу бывает сложно соотносить известных животных и классы. Конечно, проще знать по паре примеров к классу, тогда можно применять знания о животном, а не о классе.
Разберемся с названиями представленных классов:
Земноводные, два корня. Живут представители данного класса и на суше, и в воде. Ярчайший пример — лягушка. Она сидит и в воде, и на кувшинках.
Пресмыкающиеся. Название подобрано не просто так. Эти животные «пресмыкаются» к земле. Когда они передвигаются, то часть тела волочится по земле. По-другому этот класс именуется «рептилии».
Вот мы и прикинули, какой класс что из себя представляет. Выберем по представителю. Пусть при размышлениях о земноводных мы будем думать о лягушках, а при мыслях о пресмыкающихся – ящерица или крокодил.
Начнем с простого: вариант с кожей.
У ящерицы кожа плотная, иногда как будто с жесткими чешуями, а у лягушки кожа тоненькая, склизкая. Один ответ уже есть: Д — 1.
Теперь подумаем о том, какие как развивается потомство данных животных.
У лягушек что-то похожее на икру, а вот у ящериц яйца скорее походи на куриные, тоже с твердой скорлупой, крупные, с желтком. В яйце развивается плод, ему нужно питание, которое он получает из желтка.
У кого же будет больше питательных веществ? Наверняка у рептилий. Е — 2.
Подумаем про оплодотворение. У лягушек очень много этой «икры». Кстати, как оплодотворяется икра? В воде. Самки ее мечут, она остается на растениях и прочих поверхностях дна, а самцы потом ее осеменяют. Не вся икра выживет, часть ведь съедят обитатели водоема еще неоплодотворенной, часть куда-нибудь отнесет. В общем, известный факт, который легко понять: чем больше количество потомства, тем меньше забота о нем, тем ниже уровень организации. У лягушек количество отложенных яиц большое, у рептилий-несколько штук.
В воде у лягушек изначально неоплодотворенные яйца. Рептилии же откладывают уже оплодотворенные яйца. Значит, у лягушек оплодотворение наружное, а у пресмыкающихся- внутреннее. А — 2, Б — 1.
Рассмотрим вариант про развитие и размножение в воде. Ну вот у лягушки размножение и развитие, т.е головастики, в воде. А у рептилий? Пожалуйста, не думайте, например, о крокодилах сейчас. Да, часто его можно увидеть в воде, что может натолкнуть на мысли. Но вот подумайте о ящерках на полянках, в лесу. Не бегают же они размножаться в водоем? Вряд ли, да и яйца с большим количеством желтка, скорлупой и зародышем просто потонут. Г — 2.
Теперь все же теория:
Прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм.
Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого.
У ящерицы появляется маленькая ящерка, у крокодила — крокодильчик, а у лягушки что-то непонятное под названием головастик. Так вот, он отличается от взрослой особи, это и есть непрямое развитие.В — 1.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Ответ:211212.
Животное — отряд
НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО | ОТРЯД |
А) Лошадь Пржевальского Б) Носорог В) Жираф Г) Корова Д) Тапир Е) Олень | 1) непарнокопытные 2) парнокопытные |
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Животное — признак
ЖИВОТНЫЕ | ТЕМПЕРАТУРА |
А) Речной окунь Б) Голубая акула В) Заяц–беляк Г) Серая жаба Д) Большая синица Е) Гренландский тюлень Ж) Прыткая ящерица | 1) постоянная 2) непостоянная |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМ |
А) органы выделения — мальпигиевы сосуды Б) кровь транспортирует кислород к тканям В) кровеносная система замкнутая Г) есть кожно-мускульный мешок с кольцевыми и продольными мышцами Д) сердце на спинной стороне тела Е) животное раздельнополое | ![]() |
Сложно не узнать дождевого червя и майского жука. Вспомним слово «гемолимфа» — это подобие крови у насекомых. У червей-кровь. Варианты Б и В. Как минимум, есть слово «кровь», сразу червь.
Черви- гермафродиты. Значит, Е — 2.
Мальпигиевы сосуды у насекомых, у червей — нефридии (у дождевых — метанефридии) А -2
Кожно-мускульный мешок с продольными и кольцевыми мышцами. Просто посмотрите на червя. Вот и продольные и кольцевые мышцы.
Сердце на спинной стороне находится у жука.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Анатомия
Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.ВИД ЖИВОТНОГО | СТРОЕНИЕ СЕРДЦА |
А) прыткая ящерица Б) обыкновенный тритон В) озёрная лягушка Г) синий кит Д) серая крыса Е) сокол сапсан | 1) трёхкамерное без перегородки в желудочке 2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке 3) четырёхкамерное |
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 |
Паразиты
Установите соответствие между особенностью жизненного цикла и видом паразита, для которого он характерен
ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА | ВИД ПАРАЗИТА |
А) развитие без смены хозяина Б) промежуточный хозяин — крупный рогатый скот В) промежуточный хозяин — малый прудовик Г) основной хозяин — крупный рогатый скот | 1) человеческая аскарида 2) бычий цепень 3) печеночный сосальщик |
Аскарида развивается в теле человека без смены хозяина, бычий цепень развивается в теле человека и промежуточный хозяин крупного рогатого скота, а печеночный сосальщик имеет промежуточного хозяина — малого прудовика.
Для данного задания этой информации достаточно, но следует изучить весь жизненный цикл развития этих паразитов.
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 3 | 4 |
Растения
Семейство — класс
Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относится.
СЕМЕЙСТВО | КЛАСС |
А) Капустные (Крестоцветные) Б) Злаки В) Розоцветные Г) Пасленовые Д) Лилейные | 1) Однодольные 2) Двудольные |
Вспомним по примеру растения к каждому семейству:
- Капустные: у капусты стержневая корневая система. Значит, это двудольное.
- Злаки: кукуруза. Очень на больших листьях легко увидеть дуговое жилкование. Однодольное.
- Розоцветные: яблоня. У зародыша 2 семядоли. Двудольное.
- Пасленовые: помидор, стержневая корневая система. Двудольное.
- Лилейные: лилия, жилкование листа дуговое. Однодольное
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Растение — семейство
Установите соответствие между водорослями и покрытосеменными растениями и признаками, характерными для этих растений.
ПРИЗНАКИ | РАСТЕНИЯ |
А) Первые, наиболее древние растения. Б) Господствующая группа растений на Земле. В) Не имеют органов и тканей. Г) Имеют вегетативные и генеративные органы. Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян. Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток. | 1) водоросли 2) покрытосеменные растения |
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
РАСТЕНИЯ | СЕМЕЙСТВО |
А) бамбук Б) груша В) рожь Г) земляника Д) персик Е) овес | 1) злаки 2) розоцветные |

А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Признаки приспособленности
Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен.ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | МЕСТООБИТАНИЕ |
А) листья видоизменены в колючки Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей В) листья крупные с тонкой кожицей Г) листья крупные, сочные с цельной листовой пластинкой Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа Е) листья видоизменены в иголки | 1) засушливое 2) влажное |
- Если местообитание засушливое, то нужно уменьшить испарение влаги через уменьшение площадь поверхности.
- Колючки и толстая кожица или даже кожица с восковым покрытием- для засушливых мест. А, Б, Е — 1
- Крупные листья с тонкой кожицей- для влажных местообитания. В, Г — 2
- Много устьиц нужно для испарения излишней влаги. Д — 2
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Ответ:112221.
Анатомия растения
Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.ФУНКЦИЯ | ОРГАН РАСТЕНИЯ |
А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода | 1) корень 2) лист |
Минеральные вещества поглощаются растворенными в воде с помощью корня. А, Б — 1.
Синтез, фотосинтез, — листья. В — 2.
Транспирация- процесс испарения влаги через устьица листа. Г — 2.
Сохранение питательных веществ на зиму- корень, у некоторых даже видоизменен в клубень. Д -1
Дыхание осуществляется листьями. Е — 2
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Ответ:112212.
Задания сразу на все
Признак — таксономическая единица или организм
ОСОБЕННОСТЬ ВИРУСОВ И БАКТЕРИЙ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
А) нет клеточной стенки Б) наследственный материал заключён в кольцевой ДНК В) наследственный материал заключён в РНК Г) может иметь жгутик Д) внутриклеточный паразит Е) симбионт человека | 1) вирус иммунодефицита человека 2) кишечная палочка |
Вирус не имеет клеточной стенки, у бактерии она из муреина, у бактерий ДНК кольцевая, у вирусов наследственный материал может быть заключен в РНК, бактерии могут иметь жгутик. Вирусы — это только внутриклеточные паразиты, а кишечная палочка — симбионт человека, живущая в кишечнике.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Прокариоты/эукариоты
Установите соответствие между признаком и группой организмов
ГРУППА ОРГАНИЗМОВ | ПРИЗНАК |
1) Прокариоты 2) Эукариоты | А) отсутствие ядра Б) наличие митохондрий В) отсутствие ЭПС Г) наличие аппарата Гольджи Д) наличие лизосом Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка |
Вспомним строение прокариотической и эукариотической клеток. Чтобы освежить память прикрепляю схему.

А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Признак — Царство
Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.ПРИЗНАКИ | ЦАРСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе В) клетки делятся путем митоза и мейоза Г) имеют пластиды Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы Е) лишены митохондрий | 1) бактерии 2) растения |
Растения способны к фотосинтезу, но не способны к хемосинтезу отличие от некоторых бактерий.
Превосходят всех в наземных экосистемах, клетки делятся и митозом и мейозом, имеют пластиды — растения.
Клеточная стенка с целлюлозой — у растений, а у бактерий — из муреина.
У растений митохондрии точно есть.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Ответ: 122211.
Группа организмов-признак
Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен — для простейших или для животных.
ПРИЗНАК | ГРУППА |
A) все представители многоклеточные Б) все представители одноклеточные или колониальные B) могут делиться пополам Г) есть ткани и органы Д) проходят стадию гаструлы при развитии Е) встречаются способные к фотосинтезу виды | 1) простейшие 2) животные |
Простейшие животные — одноклеточные организмы, размножаются обычно делением пополам, встречаются автотрофные организмы.
А — 2.
Б — 1.
Вы видели, чтобы человек разделился пополам, в результате чего стало 2 человека? Потому что животные так не размножаются.В — 1.
Ткани и органы у животных точно есть. Г — 2.
Зачем одноклеточному гаструла? Незачем. Д — 2.
Есть такой организм, как эвглена зеленая. Это одноклеточное, которое может фотосинтезировать. Е — 1.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Ответ: 211221.
Ксения Алексеевна | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 2.9k | Оценить: