Весенняя гроза • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Тютчев Ф.И. | Дата публикации: 1829 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ грозы Темы: смысл жизни, человек и природа

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Краткое содержание

И. Шишкин. Перед грозой. 1884

Автор живописует нам грозу. Зачастую гроза вызывает у людей тревогу, чувство страха. Но у Тютчева гроза абсолютно другая: сильная, торжественная, весёлая. Гроза освежает, дарит ощущение безграничной радости. Мы наблюдаем её в развитии: зарождение, активное действие и завершение.

Автор описывает свои эмоции. Он смотрит, искренне восхищаясь столь стремительной и активной жизнью окружающей природы. В каждой строке чувствуются воодушевление и восторг. Мы как будто слышим вместе с поэтом всю звуковую палитру, которой наполнено стихотворение: раскаты грома, шум воды, многоголосие птиц.

История создания

Календарное время написания произведения – 1828 г. В это время Тютчев нёс дипломатическую службу на территории Германии. Первые читатели смогли познакомиться с произведением на страницах московского журнала «Галатея», спустя год.

Находясь в Германии, Тютчев переживает творческий взлёт. Этому способствовал круг его общения: он знакомится с Шеллингом и Гейне. В Германии поэт обзавёлся первой семьёй. В момент написания этого произведения Тютчев пребывал в прекрасном расположении духа.

Первоначальную версию стихотворения поэт написал в 25 лет. Спустя годы, в 1854 году, он вновь вернулся к этому произведению, изменив его текст. На сегодняшний день мы знаем и любим более позднюю, вторую редакцию стихотворения.

Жанр, направление, размер

Перед нами образец ранней пейзажной лирики поэта, в которой чувствуются философские ноты: гроза гремит, меняя целый мир. Таким образом, размышляя о природном мире, автор проводит чёткую параллель с миром людским.

Тютчев использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Это придало поэтическим строкам легкость и мелодичность. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Произведение построено, словно монолог лирического героя. С композиционной точки зрения оно делится на три части:

Первая строфа – мы знакомимся с грозой. Она является главной героиней стихотворения.

Вторая и третья строфы – мы наслаждаемся различными картинами природы, связанными с грозой. Всё поэтическое «полотно» наполнено светом и сиянием. Автор проводит параллель с поведением юноши, вырвавшимся из-под родительского гнёта и мечтающим вкусить все радости огромного мира.

Четвёртая строфа – мы видим божественное начало  природы, когда радостная богиня Геба обрушивает на землю гром и молнии. С помощью божественного сюжета поэт демонстрирует, что грозы, как и сотни лет назад, будут греметь всегда. Этим Тютчев говорит о цикличности мироздания.

Образы и символы

Автором представлены яркие образы, помогающие донести до читателей основную тематику произведения:

образ грозы – ей признаётся в любви поэт. Гроза представлена в виде живого, мыслящего существа. Макрообраз грозы включает в себя несколько микрообразов – это «поток проворный», «раскаты молодые», «гром резвящийся» и пр. Гроза символизирует молодость, активность;

образ лирического героя – герой выступает в роли восхищённого наблюдателя за величием, красотой весенней природы. Настроение героя полностью рифмуется с пейзажем окружающего мира.

Темы и настроение

Основная тема произведения – это гроза. Тютчев рисует её многогранно: это не просто обычная природная стихия, а настоящий символ положительных перемен в будущем. Всё поэтическое пространство  произведения наполнено сиянием и светом. Это наделяет стихотворные строки настроением радости и оптимизма.

Основная идея

Основная идея произведения – подчеркнуть взаимосвязь человека и природы. Автор говорит о том, что молодость похожа на грозу: она так же громко заявляет о себе. Идея единства передаётся посредством сквозных образов солнца, неба, воды и пр. Связь природного и человеческого приводит к мировой гармонии, когда каждый элемент окружающего мира становится его неотъемлемой частью.

Средства выразительности

Тютчеву не удалось бы создать столь яркие образы, если бы не виртуозное использование тропов. Средств художественной выразительности в произведении не слишком много, но все они расположены точно на своих местах:

  • эпитеты – «молодые раскаты», «птичий гам», «дождевые перлы», «небо голубое», «весенний, первый гром»;
  • метафоры – «пыль летит», «гром грохочет», «солнце нити золотит»;
  • олицетворения – «гром резвится и играет», «поток бежит»;
  • аллитерация – для усиления реалистичности восприятия грозы используется игра с буквами «г» и «р»;
  • обилие глаголов придает динамику стихотворному действию.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 9.9k 👀