Стихотворение и анализ «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Краткое содержание

Е. Волков. Сумерки. 1896

Поэта интересует момент перехода дневного времени в ночное. В стихотворении автор воспевает ночной сумрак. Наступили вечерние часы, освободившие человека от суетности дня. Теперь в немом  полумраке наступает особенное время: человек получает шанс соединиться душой с окружающим миром природы. Вселенная приглашает приобщиться к вечным ценностям. Из последних строк мы узнаём, что в душе главного героя всецело властвуют ночь и грусть: он желает успокоения, которое природа обретает ночью. Но ему не известно, как остудить раскалённые камни души своей. Последствия этого печальны: героя охватывает чудовищная мука, перерастающая в мольбу о помощи.

История создания

Произведение появилось в 1836 г. Тогда оно носило другое  название – «Сумерки». В стихотворных строчках передано отражение душевных страданий, что выпали тогда на долю поэта и его семьи. Всё началось с того, что годом ранее семейство поэта отправилось на отдых в Турин. Но в пути случилось несчастье: путешественники едва не утонули в море. Буквально чудом им удалось выжить. Столь серьёзное испытание пагубно отразилось на состоянии здоровья жены поэта: бедняжка слегла, не желая общаться даже с мужем и детьми.

В дневное время суток жизнь Тютчева была содержательной: её наполняли творчество и быт. Но, едва на землю опускались сумерки, как поэта терзали мучительные переживания: он винил себя в том, что организовал ту злосчастную поездку в Италию, разрушившую семейное благополучие. В одну из таких бессонных, мучительных ночей появилось на свет это произведение. Первые читатели смогли познакомиться с ним в 1879 г., в журнале «Русский архив».

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой смесь жанров пейзажной и философской лирики, т.к. параллельно с описанием ночной природы, Тютчев предаётся философским раздумьям.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифма перекрёстная.

Композиция

Сюжет произведения можно разделить на две части, по одной строфе в каждой:

Первая строфа – автор описывает картину прихода ночи, чей сумрак полностью созвучен его душевным переживаниям. Эти переживания не позволяют поэту спокойно заснуть.

Вторая строфа – мы наблюдаем, как лирический герой, изнывающий от тоскливых мыслей, буквально упивается тишиной ночи. Он уверен, что ночное безмолвие способно вылечить его раненную душу.

С композиционной точки зрения, структура стихотворения кольцевая: из первой части глагол «смесились» дублируется автором во второй строфе, в виде чуть видоизменённого глагола «смешались». Таким приёмом поэт указывает читателям на окончательное вступление ночи в царствование.

Образы и символы

В своём произведении Тютчев, чтобы донести до читателей основную мысль, противопоставляет образы духовного и материального миров, раскрывает образ лирического героя:

образ лирического героя – герой обладает сложным внутренним миром. Его не следует полностью соотносить с личностью автора: герой отражает в себе не только личные авторские черты, но и черты современников автора, людей его класса, способных понять своеобразное мироощущение поэта;

образ сумрака – лирический герой постоянно смотрит во тьму: лишь ночью «мыслящий тростник» может остаться с собой наедине, представ  перед Вселенной. В сумраке он ощущает себя особенно беспомощным существом, остро переживающим трагичность собственной жизни. Сумрак – символ освобождения от всего мелочного, суетного, второстепенного. Это уникальное время, когда человек может слиться с природой, став с ней единым целым;

образы материального и духовного мира – поэт противопоставляет духовное и материальное начала. Материальное начало выявлено в цвете, легко поблекшем и утонувшем в ночном сумраке. В то время как духовное начало проявляет себя иначе: бессмертная душа открывается посредством чувств, которые герой умоляет наполнить самозабвеньем в дремлющем мире. Два этих противоположных начала объединяются образом сумрака.

Темы и настроение

Центральной темой произведения является тема ночной жизни, объединяющей человека с мирозданием. Мы видим, как лирический герой терзается от мучительных мыслей, душевных волнений, приводящих его к тяжёлому депрессивному состоянию. Но мучения героя ослабевают, когда он созерцает ночную природу: многоцветье не режет глаз, стихают раздражающие звуки, весь мир погружается в сон. Поэт наделяет ночной сумрак силой исцеления, способной растворить человеческие страдания.

Основная идея

Стихотворение, проникнутое столь  мрачным колоритом, тем не менее, содержит в себе жизнеутверждающую идею: человек может обрести свободу от своей тягостной доли, если примет себя в качестве крохотной частицы огромного божественного мира. Известно, что Л.Н. Толстой особенно выделял и любил данное стихотворение, объясняя это тем, что оно несёт в себе общую идею просветления: осознания тождества природы и человека.

Средства выразительности

С целью придания произведению особой выразительности, Тютчев использует разнообразные художественные средства:

эпитеты – «тихий», «благовонный», «незримый», «невыразимый»;

метафоры – «чувства мглой самозабвенья»;

олицетворения – «цвет поблекнул, звук уснул», «жизнь, движение разрешились в сумрак зыбкий»;

ассонансы – «сизые смесились», «звук уснул» (приём ассонанса особенно заметен при чтении вслух);

лексические повторы – «Сумрак тихий, сумрак сонный»;

гипербола – «переполни через край»;

градация – «тихий, томный, благовонный…».


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 254 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *