Цицерон • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Тютчев Ф.И. | Дата публикации: 1831 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: античность | Место событий: Европа | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ римского оратора Цицерона Темы: культурное наследие, человек и общество

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавой!..

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Краткое содержание

Произведение начинается с поэтического переложения высказывания великого оратора из главы трактата «Брут», где он выражает сожаление относительно того, что с большим опозданием ему довелось вступить на жизненную стезю и застать Римскую республику в состоянии упадка  раньше, чем закончилось его земное существование.

Ч. Маккари. Цицерон выступает в римском сенате. ок. 1884

Затем следует авторское обращение к Цицерону, в котором Тютчев сообщает о собственной оценке того исторического временного периода, в котором довелось жить великому оратору. Поэт размышляет о соотносительности человеческой личности и исторически значимых процессов. Он считает, что трагизм возвышает человека. Быть свидетелем великого, но, при этом трагического события – это величайшая честь. Стихотворение получило название в честь древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона, жившего в первом веке до н.э. Он внёс огромный вклад в развитие Римской республики.

История создания

Литературоведы утверждают: эти стихотворные строки являются эмоциональной реакцией поэта на ключевое событие – Июльское революционное восстание  во Франции. Если такое утверждение верно, то стихотворение появилось на свет в 1830 г. Именно в этот год случилось революционное событие. Существует ещё и другая версия создания стихотворения: Тютчев написал его за год до начала революции. Первая публикация произошла в 1831 г. на страницах журнального издания «Десница». Следует заметить: популярный журнал «Современник» впервые напечатал стихотворение  лишь через пять лет.

Жанр, направление, размер

На первый взгляд, произведение справедливо отнести к жанру «философская лирика», но в нём присутствует заметное жанровое многообразие. Проявляется оно в следующем: две первых части имеют явные особенности элегии и оды.

Если в первой части автор реконструирует атмосферу Римской поэзии, придавая ей одические аккорды, то во второй части он говорит о человеческой избранности – она приобретает элегические черты. Тютчев воплощает это посредством использования четырёхстопного ямба. Стихотворные части поэт выделяет посредством рифмы: в первых двух частях используется кольцевая рифмовка, в авторских словах – перекрёстная.

Композиция

Невзирая на небольшой размер произведения, включающего лишь три строфы-восьмистишия, с композиционной точки зрения оно делится на три части:

Первая часть – непосредственно речь, произносимая римским оратором. Он сообщает слушателям о том, что лично наблюдал за «ночью Рима».

Вторая часть – слова лирического героя. Он выражает собственное мнение, сообщая, что не в восторге от того, что оратор – это человек, сумевший беспристрастно взглянуть на закат империи.

Третья часть – это слова самого Тютчева, который высказывает собственное суждение о том, что судьба личности, которой довелось стать действующим лицом исторических событий и повлиять на них – огромная удача и счастье.

Образы и символы

В произведении можно выделить несколько «говорящих» образов, помогающих раскрыть смысл стихотворения:

образ лирического героя – во второй части произведения лирический герой высказывает своё личное мнение. Мысли героя отличаются от мнения самого автора, который отводил роли сильной личности в истории особую роль;

образ ночи – это символ окончания старой истории и ожидания новых явлений. Мы узнаём, что Цицерон «поздно встал», поэтому у него не осталось времени что-либо изменить: конец был слишком близок. То же самое испытывал и сам автор: он не наблюдал никаких причин для начала французской революции, не понимал, откуда она взялась;

образ римского оратора – автор понимал, что путь к бессмертию проложен через страдания и борьбу. Все это в избытке вкусил Цицерон. Он, помимо оратора, был ещё и мудрым философом, сумевшим подняться до осмысления происходящего. Цицерон поведал нам о трагической эпохе, в которую жил. Этим он обессмертил не только эпоху, но и самого себя.

Темы и настроение

Основная тема произведения – европейская культура с её необычайной судьбой и ролью, которую играет яркая личность в ключевые моменты истории. Тему стихотворения можно сформулировать посредством лишь одной фразы из него: «бури гражданские и тревоги». Поэт демонстрирует нам, как легко может быть разрушено то, что строилось веками. Тютчев размышляет о том, какую роль играет в судьбе целой эпохи отдельно взятая незаурядная личность. Он считает, что роль такой личности особенно важна, когда речь идёт о судьбе европейской культуры.

Основная идея

Основная мысль, которую транслирует нам поэт – идея о том, как хорошо быть свидетелем и активным участником ключевых исторических событий. По мнению Тютчева, это возвышает человеческую душу. Активный участник истории получает уникальный шанс остаться в памяти последующих поколений, обретя бессмертие. Поэтому, если мы сумеем приподняться над обыденностью, верно осмыслив происходящее, то получим шанс стать счастливыми даже в самые смутные времена.

Средства выразительности

В этом коротком стихотворении Тютчев использует множество выразительных средств:

  • эпитеты – «роковые минуты», «римский оратор», «кровавая звезда»;
  • метафоры – «ночь Рима», «из чаши их бессмертье пил»;
  • сравнения – «как небожитель», «как собеседника на пир»;
  • инверсия – «оратор римский», «бурь гражданских»;
  • высокопарная лексика – «небожитель», «величье», «чаша бессмертия»;
  • архаизм – «всеблагие».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.6k 👀