Смотри, как роща зеленеет… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Тютчев Ф.И. | Дата публикации: 1857 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы рощи и родника Темы: человек и природа

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, –

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины…

Краткое содержание

И. Шишкин. Дубовая роща. 1887

Произведение начинается с обращения поэта к неведомому другу. Он приглашает его войти с ним под сень деревьев летней рощи, где всё проникнуто жизнью и цветением. Тютчев ярко и образно описывает зеленеющую рощу, которая служит для него олицетворением самой жизни. Поэт, подобно чуткому камертону, воспринимает красоту окружающего мира и делится своими эмоциями.

Сначала мы видим летнюю рощу снаружи, а затем – изнутри: таким образом создаётся ощущение объёмности происходящего в природе. Мы будто бы присутствуем рядом с поэтом, наблюдая за происходящим лично. Автор передаёт ощущение летнего зноя через описание бредящих вершин деревьев, родникового шёпота, орлиного крика. Этот громкий крик – единственный звук, нарушивший тишину зеленеющей рощи.

История создания

Произведение появилось на свет в августе 1857 года. Этот год был особенно знаменательным для поэта: в апреле он получил почётный статус: «Действительный статский советник». Спустя год Тютчева назначили на должность Председателя Комитета иностранной цензуры, на которой он пробыл пятнадцать лет.

Данное стихотворение относится к периоду позднего творчества поэта. В этот период его муза была полностью подчинена государственным интересам: Тютчев создаёт множество «зарифмованных лозунгов» и «публицистических статей в стихах». Данное стихотворение в этом смысле исключительно: в нём не затрагиваются волнующие автора государственные проблемы. Произведение насквозь проникнуто эмоциями радости и счастья от встречи с природой. Поэт, словно устав от дел насущных, приглашает нас прогуляться и погрузиться в красоту летней рощи.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр лирического обращения. Произведение начинается с повелительного глагола, употреблённого  в единственном числе: «Смотри!». Посредством его использования автор вносит в повествование интонацию живой устной речи. При этом неясно, к кому конкретно обращается автор: в роли его адресата выступает кто-то неопределённый – «ты». Именно с ним поэт делится впечатлениями от прогулки по летней роще, наполненной солнцем.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «чистое искусство». В нём Тютчев, не касаясь острых социальных и бытовых тем, обращается к прекрасному миру летней природы, наблюдению за ней.

Композиция

Структурно произведение построено согласно кольцевой композиции: происходит постоянная смена пейзажных картин, начиная с первой строфы. Всего в стихотворении три строфы. Тютчев мастерски конструирует многомерность поэтического пространства. С точки зрения пространственного восприятия, произведение можно разделить на две части:

Первая часть – мы видим летнюю рощу целиком глазами лирического героя, но, словно бы, издалека.

Вторая часть – мы видим зеленеющую рощу фрагментарно. Лирический герой концентрирует своё внимание, как наблюдатель, исключительно на отдельных ветках и листьях, погружённых в полуденный сон.

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой палитрой содержательных образов, помогающих автору раскрыть основную идею:

образ зеленеющей рощи – центральный. Создаётся ощущение пространственной многомерности. Роща рассматривается лирическим героем с двух ракурсов: сначала издалека, затем взгляд героя сосредоточивается на отдельных фрагментах, таких как  ветки и листья. Во втором четверостишии происходит резкая смена картины. Роща символизирует мир и покой: она расцветает под лучами щедрого солнца точно так же, как расцветает душа человека от вида прекрасного;

образы сумрака и мглы – это два важнейших образа для поэта. Они символизируют прохладу, тишину и успокоение. Лирического героя окутывает нега, исходящая «от каждой ветки и листа»;

образ родника – привычный всем родник превращается в произведении в незаменимый, драгоценный источник всего живого на земле. Это символ полноценности человеческого существования;

образ лирического героя – романтический герой оказывается внутри рощи. Он присаживается возле дерева, непрестанно наблюдая за происходящим. Смотрит вниз, пытаясь заглянуть внутрь земли, увидеть древесные корни, которые питаются родниковой водой. Затем, герой вдруг резко переключает своё внимание, устремляя взгляд ввысь, к вершинам деревьев. Таким образом, он пытается постичь сущность природы и мироздания, но сделать это человеку не под силу.

Темы и настроение

Главная тема произведения – наслаждение красотой полуденной природы. Лирического героя настолько переполняют чувства радости от встречи с цветущей, залитой солнечными лучами рощи, что он приглашает неизвестного нам собеседника разделить с ним счастливые эмоции. Стихотворный текст наполнен настроением нежной истомы, солнечного света. В нём много звука и цвета. Мастерски передана интонация радости и счастья.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас автор, заключается в следующем: только в полном слиянии с природой человек может испытать истинное счастье и умиротворение. Тютчев полагает, что человек не должен быть жадным на чувства: радостью и счастьем следует щедро делиться с окружающими. Поэтому поэт приглашает неизвестного нам спутника совместно насладиться зеленеющей рощей.

Средства выразительности

Описывая красоту летней рощи, утопающей в янтарной зелени, Тютчев использует классический арсенал средств выразительности:

  • эпитеты – «крик орлиный», «палящим солнцем», «в сумраке ночном», «полдневный зной»;
  • метафоры – «солнцем облита», «негой веет», «сядем под корнями», «крик доходит»;
  • олицетворения – «поимых родником», «он шепчет», «бредят вершины»;
  • высокопарная лексика – «дерев», «поимых», «нега».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.1k 👀