Стихотворение и анализ «Эти бедные селенья…»

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Краткое содержание

Н. Бажин. Вечер в деревне. 1898

Стихотворение повествует об окружающем мире, в котором прослеживается особая, неповторимая судьба России, её терпеливого, верящего в справедливость, народа. Российскую действительность, озарённую невнятным, невидимым светом, не в состоянии понять ни один чужеземец. Единственным свидетелем народного долготерпения и страдания является сам Христос. Только сын Божий служит для измученного русского народа надеждой на светлое будущее. Россию веками благословляет и хранит Бог.

История создания

Произведение, насквозь пропитанное болью за недостойную жизнь народа, написано Тютчевым в 1855 г. Этот год оказался для страны особенным: пришёл к власти Александр II. Смена царского правления сопровождалась ростом надежды на заметное улучшение в сфере государственной и общественной жизни.

Тягостное правление предыдущего царя Николая I, ненавидевшего и пресекавшего любые ростки свободы, наконец-то завершилось. В умах русских людей вновь стали подниматься животрепещущие вопросы, которые при прошлом царе привели бы либо в Сибирь, либо на виселицу. Это вопросы о социальном равенстве и свободе.

Тютчев пишет это стихотворение после возвращения на Родину из Германии. Он рассуждает о том, почему для него нищая Россия лучше сытой Европы. Невзирая на бедность людей и рабский труд, Россия великая духовная держава, которую благословил Бог.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру политической лирики. Его можно трактовать, как поэтическое послание русскому народу, душевный крик о политической несправедливости в мире, неравных экономических реалиях.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная, в основном женская.

Композиция

С композиционной точки зрения, стихотворение состоит из трёх строф:

Первая строфа – в ней поэт описывает «бедные селенья» и «скудную природу», говоря о том, что всё это «край русского народа». Тютчев определяет его достаточно ёмко, называя: «край родной долготерпенья». В этой строке ощутимо сочувствие автора к людям, которые вынуждены жить в этих «бедных селеньях».

Вторая строфа – в ней поэт размышляет о загадочности души русского народа, которую невозможно понять «взору иноплеменных».

Третья строфа – в ней отражается идейное содержание всего произведения, заключающееся в искренней вере автора, что Царь Небесный не оставит «земли родной», ведь он «сходил» её  «благословляя». Автор преклоняется перед нравственной силой русских людей, верит в них.

Образы и символы

В произведении Тютчева три ключевых образа, наполненных особой смысловой нагрузкой:

образ лирического героя – романтический герой испытывает мучительное чувство отчаяния за свою многострадальную Отчизну. Он понимает истинное положение вещей, оплакивает каждый клочок родной земли. Но при этом, герой гордится тем, что родился именно на русской земле, восклицая: «Край ты русского народа!»;

образ народа – поэт характеризует народ как несвободный: люди не в силах дать достойный отпор власти. Автор осуждает внутреннюю политику царского правления и крепостное право;

образы света и Христа – основными символами выступают два смысловых образа: света и Христа, олицетворяющих собою надежду и защиту. Свет ассоциируется с высшей земной ценностью: поруганная Родина, с её поблекшей красотой, всё ещё озарена тайным божественным светом. Она желанна для поэта и любима им.

Темы и настроение

Основная тема произведения – повальная бедность и долготерпение простого русского народа. Прежде всего, поэт поднимает тему крепостного права. Учитывая тот факт, что Тютчев много лет работал при дипломатическом ведомстве в Европе (Германии), где крепостное право исчезло много столетий назад, его отношение к крепостничеству было резко отрицательным. Наблюдая за повсеместным попранием человеческих прав в России, Тютчев не мог оставаться равнодушным.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: русский народ по своей природе и менталитету – смиренный мученик, которого спасают безграничное терпение и вера. Духовность – вот главное богатство России. Донося до читателей эту философскую мысль, Тютчев не призывает к насильственным методам свержения власти. Для поэта насилие, необходимое для свержения тирании, равнозначно самому насилию, исходящему от тиранов. Поэтому русский народ – это христианский мученик. Выжить ему помогают две вещи – вера и терпение.

Средства выразительности

Тютчев использует в данном произведении следующие средства выразительности:

эпитеты – «бедные», «скудная», «смиренной»;

метафоры – «взор иноплеменный», «край долготерпенья»;

иносказания – «в рабском виде царь небесный»;

перифразы – «царь небесный», «крестная ноша»;

анафора – в начале каждой строки слова приобретают значительную эмоциональную нагрузку, усиливая параллелизм: «Эти бедные селенья, эта скудная природа, край родной… край ты русского народа»;

аллитерация – ритмический рисунок каждой строчке автор задаёт чередованием согласных звуков «с» и «р».


Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *