Стихотворение и анализ «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Краткое содержание

И. Ендогуров. Начало весны. 1890

Поэт описывает чувство огромной радости от пробуждения природы. Несмотря на то, что снег всё ещё белеет в полях, воды уже вовсю шумят, предвосхищая наступление скорой весны. Но весенние воды не просто бегут, они ещё и ярко блестят под лучами солнца. Воды сообщают миру о том, что весна пришла. Теперь уже и сам поэт, преисполненный весенним предчувствием, говорит о том, что весна совсем близко. Мы узнаём от него, что за весной уже виден «румяный хоровод» майских деньков, которые она ведёт за собой.

История создания

Стихотворный текст был написан в 1830 г., а издан спустя два года на страницах журнала «Телескоп». Во время его написания поэт служил в Германии, исполняя дипломатическую миссию. Тютчев тогда испытывал сильную ностальгию по Родине, особенно при воспоминании русской природы. Весна в Германии в какой-то момент напомнила ему весну на Родине: он с нежностью описал её приближение, её предчувствие.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это яркий пример пейзажной лирики, столь любимой Тютчевым.

Произведение написано четырёхстопным ямбом. С помощью этого стихотворного размера поэт смог виртуозно передать читателям чувство движения: журчание воды и пр. Автором используется перекрёстная рифмовка.

Композиция

Произведение содержит три строфы, имеет одночастное композиционное решение:

Первая строфа – поэт рисует картину пробуждающейся природы. Первым признаком пробуждения является таящий снег. Он всё ещё лежит небольшими островками на полях, но уже тает, собираясь в звонкие ручьи. Такие ручьи сигнализируют людям о том, что ждать теплых деньков осталось совсем недолго. Ручьи приносят надежду всему миру, пробуждая от зимней спячки человеческие души.

Вторая строфа – описан образ ручья, который является рупором весны. Лирический герой слышит журчание весенних ручьёв, радуясь возрождению природы.

Третья строфа представляет собой яркое предчувствие скорого наступления мая с его тёплыми солнечными деньками. Поэт уверен: таких дней будет немало, ведь они буквально «толпятся» за весной шумным хороводом.

Образы и символы

Тютчев доносит до читателей основную мысль произведения, используя для этого «говорящие» образы:

образ лирического героя – это чутко воспринимающий окружающий мир человек. Он способен чувствовать любые перемены в природе, переживая вместе с ней важные моменты. Герой ощущает скорое наступление тёплых деньков, возрождаясь вместе с весной;

образ весны – поэт изображает весну одушевлённым существом, способным чувствовать и развиваться. Всё в ней находится в активном движении: ручейки бегут, хоровод майских дней приближается и пр. Весна – символ возрождения человеческой души, пробуждения в ней дремлющих сил, нацеленных на позитивные перемены.

Темы и настроение

Основная тема произведения – пробуждение природы в связи с наступлением весны. Рисуя происходящие в окружающем мире процессы, поэт зорко подмечает все признаки скорой весны. Талая вода – самый первый и самый верный признак прихода весенних дней, пробуждения мира от зимней спячки. Совсем скоро дерзкая и юная весна вступит в свои права, окончательно прогнав зиму. Стихотворные строки проникнуты настроением любви ко всему живому. Суть произведения заключена в переживаниях и чувствах лирического героя в связи с приближением первых весенних дней.

Основная идея

Основная идея произведения – неразрывная связь природы и человека. У лирического героя повышается настроение после того, как он начинает ощущать скорое приближение весеннего тепла. Весна дарит человеку огромную радость, любовь и вдохновение. Каждым своим движением мы противостоим небытию и смерти, обогащая и оживляя вселенную своими искренними чувствами.

Средства выразительности

Стихотворение отличается высокой динамичностью. Она достигается, благодаря использованию большого числа глаголов при описании движения весенних вод, прихода весны. Автор использует классические средства выразительности:

эпитеты – «молодая весна», «румяный, светлый хоровод», «сонный брег»;

метафоры – «воды – гонцы весны», «воды уж весной шумят»;

олицетворения – «дни толпятся», «весна идёт», «воды бегут».


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 1.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *