Стихотворение и анализ «Еще земли печален вид…»

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Краткое содержание

А. Саврасов. Весенний день. 1873

Поэт описывает нам картину ранней весенней поры, когда всё в природе ещё мертво от зимней спячки, но уже ощущается скорое потепление. По ходу прочтения наше настроение улучшается в диапазоне от грусти до лёгкой улыбки и взволнованной неги. Земля всё ещё имеет печальный вид, но, при этом, повсюду уже витает весеннее очарование. Воздух колышет сухие стебли, шевелит еловые ветви. Окружающий мир ещё не окончательно пробудился от зимнего сна, но уже слышит поступь весны, улыбаясь ей. Человеческая душа тоже спала в зимние холода, но и она расчувствовалась, разволновалась: снежные покровы тают, сверкает небосвод, играет кровь. Поначалу даже не понятно: это весна будит человеческую душу, или любовь?

История создания

О дате написания произведения остаётся лишь гадать: она доподлинно не известна. Литературоведы полагают, что стихотворение было создано Тютчевым позднее апреля 1836 г., ещё в раннюю пору его творчества. Данное предположение косвенно подтверждает тот факт, что в стихотворении заметны черты, свойственные ранней лирике автора.

Первые читатели смогли познакомиться с произведением лишь в 1876 г., после кончины поэта. История создания этих стихотворных строк соотносится с философскими взглядами Тютчева: он был искренним поклонником немецкого философа Фридриха Шеллинга.

Жанр, направление, размер

Перед нами образец пейзажно-философской лирики. Автор воспринимал окружающий мир, как  одушевлённое существо. Поэтому обычное на первый читательский взгляд, пейзажное описание во второй части произведения имеет связь с философскими раздумьями. Тютчев полагал: постичь природу непосильно для людей, но, невзирая на это, они обязаны её постигать.

Стихотворение написано любимым стихотворным размером автора – ямбом. Он позволил Тютчеву передать сложные философские мысли в доступной для читателей форме. Рифмовка кольцевая, с чередованием мужской/женской рифмы.

Композиция

Произведение имеет чёткое деление на две равнозначные части: композиционно и тематически:

Первая часть – описание природы, пробудившейся от зимней спячки. Повторение наречия «ещё» является прямым намёком на ближайший приход весны: снег ещё лежит всюду, но это ненадолго; зима пока ещё печальна, но уже жаждет проснуться.

Вторая часть – изображение человеческой души, которая пробуждается от сна, подобно окружающему миру. Таким образом, Тютчев подчёркивает родственность человеческой души с природой.

Пробуждение весны автор связывает с зарождением любви. Данная параллель ярко выражена в двух завершающих стихотворение строчках: любовь пробуждает душу от долгого сна.

Образы и символы

В произведении представлено несколько смысловых образов, помогающих понять основную идею стихотворения:

образ лирического героя представляется нам задумчивым, об этом свидетельствует активное использование многоточий. Он желает разобраться внутри себя, задавая своей душе волнующие риторические вопросы. Герой уверен: стремление познать окружающий мир приведёт его к истине;

образ весны символизирует душевное обновление. Пробуждение земли автор сравнивается с женской любовью, которая способна заставить героя переродиться для новой жизни, наполненной негой и радостью. Извечный круг смерти и рождения остановлен в произведении на фазе «Рассвет»;

образ природы – она, подобно лирическому герою, радуется приходу весны. Природа рисуется в состоянии полудрёмы, когда лишь опьяняющий свежестью воздух свидетельствует о пробуждении природы.

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – гармоничное сосуществование человека и природы. Путём сопоставления человеческой души и природной, автор создаёт уникальную в своей точности картину мира. Поэт всегда одушевлял явления природы: они представлялись ему одухотворёнными.

Настроение в произведение постоянно меняется. Сначала мы видим грустную картину ледяной зимы, мёртвых стеблей. Затем появляются радость, удивление: душа пробуждается. Автор связывает это с приходом весенних дней. После прочтения стихотворения остаётся ощущение таинственности.

Основная идея

Основная идея произведения в том, что природа и человек должны подчиняться одинаковым закономерностям жизни. Любовь преображает душу человека так же, как весна преображает окружающий мир. Каждый из нас обязан стремиться жить так, чтобы обрести гармонию с природой. Автор вселяет в читателей надежду: даже, если всё вокруг представляется мёртвым и тоскливым, чувство любви придёт на помощь, озарив душу светом. Главное для нас – верить в чудо.

Средства выразительности

Читатели могут насладиться богатой палитрой средств выразительности, свойственной Тютчеву. Они работают на то, чтобы выразить философские мысли поэта о любви, одушевлённости природы, её непостижимости:

эпитеты – «редеющий сон», «женская любовь», «мёртвый стебель»;

метафоры – «душа спала», «земли печален вид», «воздух дышит весною»;

олицетворения – «природа улыбнулась», «природа не проснулась».


Ирина Зарицкая | Просмотров: 996 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *