Стихотворение и анализ «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Краткое содержание

С. Басов. Весна в начале. 2018

Стихотворение повествует о  смене времён года, приходе весны. Период зимнего господства завершился, и теперь  «весна в окно стучится», желая прогнать зиму. Окружающая природа полностью поддерживает намерения весны. Несговорчивая старая ведьма не желает освобождать насиженное местечко, но уже никто не считается с её желанием. Весна, хохоча ей в глаза, ещё яростнее переходит в наступление. Наконец ведьма капитулирует, сдавшись активному напору юной весны. Напоследок, со злостью, бросает в красавицу весну  снежный ком. Но красавице и горя нет: умылась в снегу, и похорошела ещё больше.

История создания

Стихотворение родилось в 1836 г., но первая публикация случилась после смерти Тютчева. В тридцатые годы поэт активно работал в жанровых рамках пейзажной лирики, уделяя особое внимание весне. Весна для него была символом красоты, совершенства, прекрасного будущего. Тютчев всегда радостно реагировал на приход весеннего тепла, душа его, подобно природе,  пробуждалась после зимней спячки.

Именно весной у него случился любовный роман с Эрнестиной Дернберг. Несмотря на то, что он состоял в браке, и она не была свободна от семейных уз, «запретный» роман принёс им немало радостных минут. Эта любовная связь  явилась причиной душевного подъёма для Тютчева, который он представил в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет синтез жанров пейзажной и философской лирики. В стихотворении переданы картины природы, а также присутствуют мысли поэта о молодости,  непобедимости всего активного и юного.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб. С его помощью автор придал произведению лёгкость прочтения, ощущение  воздушности. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция – кольцевая: в первой и последней строфе весна одерживает победу над зимой, от чего торжествует. Тютчев, посредством кольцевой композиции, доносит мысль о том, что новое всегда приходит на место старого. Процесс этот остановить или приостановить невозможно. С семантической точки зрения произведение делится на три части:

Первая часть – из неё мы узнаём о приходе весны и беспомощности зимы.

Вторая часть – мы наблюдаем последнее сражение зимы и весны.

Третья часть – весна празднует оглушительную победу и торжествует назло поверженному врагу.

Образы и символы

В произведении выделяются два значимых по смыслу образов:

образ зимы – символизирует всё косное, отжившее, старое. Не случайно в стихотворении лирический герой называет зиму «злой ведьмой»;

образ весны – мы воспринимаем его на контрасте с образом зимы. Весна олицетворяет юность, красоту, светлое будущее. Она способна привнести в жизнь людей счастье и радость.

В произведении весна и зима приобретают черты живых, мыслящих  существ. Они, подобно людям, умеют хохотать, шуметь и ворчать. Тютчев одушевил центральные образы стихотворения.

Темы и настроение

Автор поднимает в стихотворении две важных для себя темы:

Тема природы, изображение прихода весны – основная. Поэт чутко воспринимает все перемены в природе, поэтому такое привычное многим явление, как смена времён года превращается в горячее сражение двух противников.

Тема жизни и молодости – весна служит символом всего живого, юного, смелого. Она с лёгкостью побеждает «злую ведьму» зиму, олицетворяющую всё неживое и косное. В этом противостоянии двух начал всегда побеждает молодость. Произведение проникнуто воодушевлённым оптимизмом: окружающий мир с радостью встречает юную весну.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном всегда следует выбирать первое. Основная идея произведения заключается в особенном восприятии весны лирическим героем. Весна – это всегда свежие эмоции, новая жизнь и яркие чувства.

Средства выразительности

Тютчев использует, чтобы донести до нас основную идею произведения, различные средства выразительности:

метафоры – «взбесилась ведьма злая», «в прекрасное дитя»;

олицетворения – «зима недаром злится», «весна в окно стучится», «зима ещё хлопочет»;

гиперболы – «наперекор врагу», «взбесилась ведьма злая»;

аллитерация – с целью передать птичий гомон, автор использует повторение звуков «и», «з»: «…и жаворонки в небе уж подняли трезвон»;

множество глаголов – с целью передачи суеты и борьбы главных героинь: «злится», «стучится», «хлопочет», «шумит» и пр.


Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *