Цицерон • cтихотворение и анализ
краткая информация
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Краткое содержание
Произведение начинается с поэтического переложения высказывания великого оратора из главы трактата «Брут», где он выражает сожаление относительно того, что с большим опозданием ему довелось вступить на жизненную стезю и застать Римскую республику в состоянии упадка раньше, чем закончилось его земное существование.
Затем следует авторское обращение к Цицерону, в котором Тютчев сообщает о собственной оценке того исторического временного периода, в котором довелось жить великому оратору. Поэт размышляет о соотносительности человеческой личности и исторически значимых процессов. Он считает, что трагизм возвышает человека. Быть свидетелем великого, но, при этом трагического события – это величайшая честь. Стихотворение получило название в честь древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона, жившего в первом веке до н.э. Он внёс огромный вклад в развитие Римской республики.
История создания
Литературоведы утверждают: эти стихотворные строки являются эмоциональной реакцией поэта на ключевое событие – Июльское революционное восстание во Франции. Если такое утверждение верно, то стихотворение появилось на свет в 1830 г. Именно в этот год случилось революционное событие. Существует ещё и другая версия создания стихотворения: Тютчев написал его за год до начала революции. Первая публикация произошла в 1831 г. на страницах журнального издания «Десница». Следует заметить: популярный журнал «Современник» впервые напечатал стихотворение лишь через пять лет.
Жанр, направление, размер
На первый взгляд, произведение справедливо отнести к жанру «философская лирика», но в нём присутствует заметное жанровое многообразие. Проявляется оно в следующем: две первых части имеют явные особенности элегии и оды.
Если в первой части автор реконструирует атмосферу Римской поэзии, придавая ей одические аккорды, то во второй части он говорит о человеческой избранности – она приобретает элегические черты. Тютчев воплощает это посредством использования четырёхстопного ямба. Стихотворные части поэт выделяет посредством рифмы: в первых двух частях используется кольцевая рифмовка, в авторских словах – перекрёстная.
Композиция
Невзирая на небольшой размер произведения, включающего лишь три строфы-восьмистишия, с композиционной точки зрения оно делится на три части:
Первая часть – непосредственно речь, произносимая римским оратором. Он сообщает слушателям о том, что лично наблюдал за «ночью Рима».
Вторая часть – слова лирического героя. Он выражает собственное мнение, сообщая, что не в восторге от того, что оратор – это человек, сумевший беспристрастно взглянуть на закат империи.
Третья часть – это слова самого Тютчева, который высказывает собственное суждение о том, что судьба личности, которой довелось стать действующим лицом исторических событий и повлиять на них – огромная удача и счастье.
Образы и символы
В произведении можно выделить несколько «говорящих» образов, помогающих раскрыть смысл стихотворения:
образ лирического героя – во второй части произведения лирический герой высказывает своё личное мнение. Мысли героя отличаются от мнения самого автора, который отводил роли сильной личности в истории особую роль;
образ ночи – это символ окончания старой истории и ожидания новых явлений. Мы узнаём, что Цицерон «поздно встал», поэтому у него не осталось времени что-либо изменить: конец был слишком близок. То же самое испытывал и сам автор: он не наблюдал никаких причин для начала французской революции, не понимал, откуда она взялась;
образ римского оратора – автор понимал, что путь к бессмертию проложен через страдания и борьбу. Все это в избытке вкусил Цицерон. Он, помимо оратора, был ещё и мудрым философом, сумевшим подняться до осмысления происходящего. Цицерон поведал нам о трагической эпохе, в которую жил. Этим он обессмертил не только эпоху, но и самого себя.
Темы и настроение
Основная тема произведения – европейская культура с её необычайной судьбой и ролью, которую играет яркая личность в ключевые моменты истории. Тему стихотворения можно сформулировать посредством лишь одной фразы из него: «бури гражданские и тревоги». Поэт демонстрирует нам, как легко может быть разрушено то, что строилось веками. Тютчев размышляет о том, какую роль играет в судьбе целой эпохи отдельно взятая незаурядная личность. Он считает, что роль такой личности особенно важна, когда речь идёт о судьбе европейской культуры.
Основная идея
Основная мысль, которую транслирует нам поэт – идея о том, как хорошо быть свидетелем и активным участником ключевых исторических событий. По мнению Тютчева, это возвышает человеческую душу. Активный участник истории получает уникальный шанс остаться в памяти последующих поколений, обретя бессмертие. Поэтому, если мы сумеем приподняться над обыденностью, верно осмыслив происходящее, то получим шанс стать счастливыми даже в самые смутные времена.
Средства выразительности
В этом коротком стихотворении Тютчев использует множество выразительных средств:
- эпитеты – «роковые минуты», «римский оратор», «кровавая звезда»;
- метафоры – «ночь Рима», «из чаши их бессмертье пил»;
- сравнения – «как небожитель», «как собеседника на пир»;
- инверсия – «оратор римский», «бурь гражданских»;
- высокопарная лексика – «небожитель», «величье», «чаша бессмертия»;
- архаизм – «всеблагие».
Все произведения автора
- • Silentium!
- • Весенние воды
- • Весенняя гроза
- • Есть в осени первоначальной…
- • Еще земли печален вид…
- • Зима недаром злится…
- • Как весел грохот летних бурь…
- • Как хорошо ты, о море ночное…
- • Летний вечер
- • Листья
- • Нам не дано предугадать…
- • Не то, что мните вы, природа…
- • Неохотно и несмело…
- • О, как убийственно мы любим…
- • Она сидела на полу…
- • Осенний вечер
- • Последняя любовь
- • С поляны коршун поднялся…
- • Смотри, как роща зеленеет…
- • Тени сизые смесились…
- • Умом Россию не понять…
- • Фонтан
- • Цицерон
- • Чародейкою зимою…
- • Эти бедные селенья…
- • Я встретил Вас…