Нам не дано предугадать… • cтихотворение и анализ
краткая информация
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»
Нам не дано предугадать
судьбы крутые повороты
её падения и взлёты
Нам не дано предугадать.
Нам не дано себя понять,
какими будем через годы,
как не познать каприз природы…
Нам не дано себя понять.
Нам не дано, увы, узнать,
чем наше слово обернётся,
когда последний день прервётся…
Нам не дано, увы, узнать.
Нам не дано вернуть назад
весны прелестное дыханье
и детских лет воспоминанье
нам не дано вернуть назад.
Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.
А так ведь хочется узнать…
Краткое содержание
В первой строке поэт говорит о том, что невозможно с точностью предугадать последствия произнесённых фраз. Последствия бывают позитивными и негативными, однако их действие мы можем заметить не сразу. Слова способны оказывать на жизнь людей огромное воздействие. Они могут вызвать плохие и хорошие эмоции, смертельно ранить и поддержать в трудную минуту. Люди должны аккуратнее относиться к тому, что говорят. Две заключительные строчки сообщают о том, что помимо слов человек может испытывать добрые чувства. С их помощью люди способны помогать окружающим: писатели и поэты своими произведениями должны воздействовать на читательские души.
История создания
Тютчев написал это философское стихотворение в 1869 г., находясь в Санкт-Петербурге. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта: периоду философских размышлений о месте творца в обществе, о жизни, о душе. Результат своих размышлений Тютчев вложил в произведение.
Впервые опубликовано стихотворение было спустя 30 лет после написания: читатели смогли познакомиться с ним лишь в начале двадцатого века, в 1903 г., через много лет после кончины автора. Первая публикация появилась на страницах альманаха «Северные цветы».
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец лирико-философской поэзии. Большинство литературоведов обоснованно относят это произведение к жанру «стихотворный афоризм»: его основная мысль выражается крайне полно и ёмко. Тютчев зарекомендовал себя, как поэт «чистого искусства»: он не затрагивает социальных и бытовых тем. Его интересует исключительно красота мира и философские размышления о мирской сущности.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на две смысловые части:
Первая часть повествует о том, что невозможно предушадать, какой будет реакция слушателя на услышанное слово. Натура человека отличается изменчивостью, поэтому отзыв на сказанное непредсказуем. Поэт употребляет слово «наше», тем самым подчёркивая единство творца с людьми.
Вторая часть повествует о чувстве сострадания, позволяющем прощать собеседникам их резкие высказывания. Под словом «благодать» поэт подразумевает любовь Бога к человеку. По мнения Тютчева, именно сочувствие является великой благодатью. Таким образом, автор охватывает период, состоящий из двух частей: первая часть – это причина, а вторая часть – следствие. Настроение стихотворения немного назидательное, но, при этом, умиротворённое и спокойное.
Образы и символы
Тютчев представляет нам ёмкие по смысловой нагрузке образы, позволяющие полноценно раскрыть главную мысль стихотворения:
образ лирического героя – рассуждения героя о силе словесного воздействия позволяет говорить о большом личном опыте поэта в этом вопросе. Герой призывает читателей быть гуманными и сдержанными, терпимыми и тактичными. Лирический герой добр и мудр, он умеет прощать и смиряться;
образ слова символизирует ответственность говорящего человека перед своим собеседником. Именно слово становится лакмусовой бумажкой на наличие в ораторе таких свойств личности, как: совесть, нравственность и ответственность.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – размышления поэта о силе и роли слов в жизни людей. Тютчев рассуждает о том, какое влияние его творчество оказывает на жизнь читателей. Он утвердительно отвечает на «вечный» вопрос: способно ли слово сделать мир совершеннее.
Основная идея
Основная идея произведения проста и понятна: любое произнесённое слово способно убить и воскресить, обрадовать и опечалить. Каждую фразу сначала следует тщательно обдумать, взвесить последствия и лишь затем произносить. Случайно брошенное слово может иметь серьёзные последствия.
Средства выразительности
Автор использует в произведении небольшой арсенал выразительных средств, среди них:
- метафора – «слово…отзовётся»;
- анафора – «как, как»;
- развёрнутое сравнение – «как нам даётся благодать»;
- возвышенная лексика – «благодать», «предугадать».
Все произведения автора
- • Silentium!
- • Весенние воды
- • Весенняя гроза
- • Есть в осени первоначальной…
- • Еще земли печален вид…
- • Зима недаром злится…
- • Как весел грохот летних бурь…
- • Как хорошо ты, о море ночное…
- • Летний вечер
- • Листья
- • Нам не дано предугадать…
- • Не то, что мните вы, природа…
- • Неохотно и несмело…
- • О, как убийственно мы любим…
- • Она сидела на полу…
- • Осенний вечер
- • Последняя любовь
- • С поляны коршун поднялся…
- • Смотри, как роща зеленеет…
- • Тени сизые смесились…
- • Умом Россию не понять…
- • Фонтан
- • Цицерон
- • Чародейкою зимою…
- • Эти бедные селенья…
- • Я встретил Вас…