Весенние воды • cтихотворение и анализ
краткая информация
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Краткое содержание
Поэт описывает чувство огромной радости от пробуждения природы. Несмотря на то, что снег всё ещё белеет в полях, воды уже вовсю шумят, предвосхищая наступление скорой весны. Но весенние воды не просто бегут, они ещё и ярко блестят под лучами солнца. Воды сообщают миру о том, что весна пришла. Теперь уже и сам поэт, преисполненный весенним предчувствием, говорит о том, что весна совсем близко. Мы узнаём от него, что за весной уже виден «румяный хоровод» майских деньков, которые она ведёт за собой.
История создания
Стихотворный текст был написан в 1830 г., а издан спустя два года на страницах журнала «Телескоп». Во время его написания поэт служил в Германии, исполняя дипломатическую миссию. Тютчев тогда испытывал сильную ностальгию по Родине, особенно при воспоминании русской природы. Весна в Германии в какой-то момент напомнила ему весну на Родине: он с нежностью описал её приближение, её предчувствие.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это яркий пример пейзажной лирики, столь любимой Тютчевым.
Произведение написано четырёхстопным ямбом. С помощью этого стихотворного размера поэт смог виртуозно передать читателям чувство движения: журчание воды и пр. Автором используется перекрёстная рифмовка.
Композиция
Произведение содержит три строфы, имеет одночастное композиционное решение:
Первая строфа – поэт рисует картину пробуждающейся природы. Первым признаком пробуждения является таящий снег. Он всё ещё лежит небольшими островками на полях, но уже тает, собираясь в звонкие ручьи. Такие ручьи сигнализируют людям о том, что ждать теплых деньков осталось совсем недолго. Ручьи приносят надежду всему миру, пробуждая от зимней спячки человеческие души.
Вторая строфа – описан образ ручья, который является рупором весны. Лирический герой слышит журчание весенних ручьёв, радуясь возрождению природы.
Третья строфа представляет собой яркое предчувствие скорого наступления мая с его тёплыми солнечными деньками. Поэт уверен: таких дней будет немало, ведь они буквально «толпятся» за весной шумным хороводом.
Образы и символы
Тютчев доносит до читателей основную мысль произведения, используя для этого «говорящие» образы:
образ лирического героя – это чутко воспринимающий окружающий мир человек. Он способен чувствовать любые перемены в природе, переживая вместе с ней важные моменты. Герой ощущает скорое наступление тёплых деньков, возрождаясь вместе с весной;
образ весны – поэт изображает весну одушевлённым существом, способным чувствовать и развиваться. Всё в ней находится в активном движении: ручейки бегут, хоровод майских дней приближается и пр. Весна – символ возрождения человеческой души, пробуждения в ней дремлющих сил, нацеленных на позитивные перемены.
Темы и настроение
Основная тема произведения – пробуждение природы в связи с наступлением весны. Рисуя происходящие в окружающем мире процессы, поэт зорко подмечает все признаки скорой весны. Талая вода – самый первый и самый верный признак прихода весенних дней, пробуждения мира от зимней спячки. Совсем скоро дерзкая и юная весна вступит в свои права, окончательно прогнав зиму. Стихотворные строки проникнуты настроением любви ко всему живому. Суть произведения заключена в переживаниях и чувствах лирического героя в связи с приближением первых весенних дней.
Основная идея
Основная идея произведения – неразрывная связь природы и человека. У лирического героя повышается настроение после того, как он начинает ощущать скорое приближение весеннего тепла. Весна дарит человеку огромную радость, любовь и вдохновение. Каждым своим движением мы противостоим небытию и смерти, обогащая и оживляя вселенную своими искренними чувствами.
Средства выразительности
Стихотворение отличается высокой динамичностью. Она достигается, благодаря использованию большого числа глаголов при описании движения весенних вод, прихода весны. Автор использует классические средства выразительности:
- эпитеты – «молодая весна», «румяный, светлый хоровод», «сонный брег»;
- метафоры – «воды – гонцы весны», «воды уж весной шумят»;
- олицетворения – «дни толпятся», «весна идёт», «воды бегут».
Все произведения автора
- • Silentium!
- • Весенние воды
- • Весенняя гроза
- • Есть в осени первоначальной…
- • Еще земли печален вид…
- • Зима недаром злится…
- • Как весел грохот летних бурь…
- • Как хорошо ты, о море ночное…
- • Летний вечер
- • Листья
- • Нам не дано предугадать…
- • Не то, что мните вы, природа…
- • Неохотно и несмело…
- • О, как убийственно мы любим…
- • Она сидела на полу…
- • Осенний вечер
- • Последняя любовь
- • С поляны коршун поднялся…
- • Смотри, как роща зеленеет…
- • Тени сизые смесились…
- • Умом Россию не понять…
- • Фонтан
- • Цицерон
- • Чародейкою зимою…
- • Эти бедные селенья…
- • Я встретил Вас…