Задание №3 ЕГЭ по биологии
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Раздел в кодификаторе “ Организм как биологическая система”.
Темы, приведенные в кодификаторе:
3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.
3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Тем действительно много, однако, задание далеко не самое сложное. Это одно из немногих заданий, на которое можно наловчиться, как решать пример по математике. Естественно, для этого нужно определенное количество знаний, но Вы сами убедитесь, что в отличие от других заданий, их не так много.
Задания приведены либо на вычисления, либо нужно указать количество чего-либо.
Разбор типовых заданий №3 ЕГЭ по биологии
Задание EB0321
В соматической клетке человека в норме содержится 46 хромосом, 44 из которых – аутосомы, а 2 – половые. ♀ХХ или ♂ХУ, в зависимости от пола человека.
Ответ: 2pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0318D
Хромосомы можно разделить на половые и аутосомные. Аутосомные одинаковые у самок и самцов. Половые различаются у представителей разного пола. Человек без аномалий и мутаций имеет 46 хромосом, из которых 44 аутосомные, а оставшиеся 2 – половые. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины имеют одну Х-хромосому и одну У – хромосому. Полноценный хромосомный набор получается в результате слияния половых клеток. Они гаплоидны, имеют 46/2 = 23 хромосомы, 22 из которых – аутосомы. Все яйцеклетки в качестве половой хромосомы несут только Х-хромосомы (т.к женский пол ХХ). Сперматозоиды же несут либо Х-хромосому, либо У –хромосому (т.к мужской пол ХУ). Таким образом, получается, что гаметы человека несут одну половую хромосому, либо Х, либо У.
Ответ: 1pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0319D
Для решения данного задания следует вспомнить правило Чаргаффа, которое гласит, что количество аденина равно количеству тимина, а количество гуанина – цитозину. Это согласуется и с правилом комплементарности.
По условию в молекуле ДНК на тимин приходится 14%. Исходя из правила Чаргаффа, на аденин тоже приходится 14%. Остаток приходится на гуанин и цитозин в равных количествах.
Аденин + Тимин = 14%+14% = 28%
Гуанин + Цитозин = 100% – 28% = 72%
Гуанин и Цитозин раздельно: 72% : 2 = 36%
Ответ: 36pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0320D
Одна аминокислота кодируется одним триплетом нуклеотидов. В условии сказано, что белок состоит из 102 аминокислот, значит, из 102 триплетов.
Ответ: 102pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0319t
Одна аминокислота кодируется одним триплетом нуклеотидов. Следовательно, 100 триплетов — 100 аминокислот.
Ответ: 100pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0301
Обратите внимание на примечание, оно явно здесь не просто так.
Итак, сейчас перед нами практически задача по математике из начальной школы.
Первое наше действие: У нас есть бусы, длина которых 20,4 единиц измерения. Диаметр одной бусины 0,34 единиц измерения. Сколько здесь бусин? Естественно, нужно просто поделить все бусы на размер одной их составляющей:
20,4 : 0,34= 60.
Мы нашли количество нуклеотидов. У генетического кода есть такое свойство как триплетность. Она аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. Чтобы узнать число аминокислот нужно разбить нуклеотиды на группки по три:
60: 3= 20
20 аминокислот будет в белке с длинной фрагмента ДНК 20,4 нм.
Ответ: 20pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2412
Раз одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, то 1 аминокислота=3 нуклеотида
25*3 = 75
Ответ: 75pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB6645
1 аминокислота= 3 нуклеотида. Делим все нуклеотиды на 3, получаем аминокислоты.
900 : 3 = 300.
Ответ: 300pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB4611
Клетки слизистой имеют диплоидный набор хромосом: 2n, т.е 20 хромосом.
Зигота — оплодотворенная яйцеклетка, она диплоидна.
Число хромосом одинаково в обоих случаях.
Ответ: 20pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB7512
Здесь можно разработать алгоритм. Если дана молекула ДНК, а нужно найти тРНК, то нужно:
- Записать информационную РНК (иРНК) по принципу комплементарности
- Записать транспортную ДНК по принципу комплементарности.
- Готово!
На нашем примере:
Тимину соответствует аденин
Гуанину — цитозин
Аденину — урацил, ведь это РНК
1) АЦУ
Аденину соответствует урацил
Цитозину — гуанин
Урацилу — аденин
2) УГА
Ответ: УГАpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB6702
Раз у нас дано, что 20% от общего числа — гуанин, то это значит, то 20% приходится и на комплементарный ему цитозин.
20% + 20% = 40%- гуанин и цитозин.
Для аденина и тимина остается:
100% — 40% = 60%
60% — для аденина и тимина, а вопрос только про тимин,значит, число нужно поделить на 2:
60% : 2 = 30%
30% — на тимин
30% — на аденин
Ответ: 30pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
👀 17.5k