Открытый вариант ФИПИ 2021 ЕГЭ по русскому: разбор
Задание ER2621R
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Размышления В.М. Пескова наполнены тревогой за судьбу нашей планеты. Троп – (А)_________ (в предложениях 30, 34) – помогает автору показать последствия потребительского отношения к природе. Мысль о том, как прекрасна Земля, где мы обитаем вместе с растениями, животными, птицами, писатель передаёт, используя разнообразные средства выразительности, среди которых лексическое средство – (Б)_________ («большие» в предложении 23 и «маленькие» в предложении 24), приём – (В)_________ (предложения 47, 48). Синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 42–44) – помогает автору передать всю красоту Земли».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) вводные слова
5) назывные предложения
6) просторечная лексика
7) синонимы
8) цитирование
9) антонимы
Внимательно читаем рецензию. Перечитываем предложения, указанные в скобках. Подбираем подходящие термины:
- (А) В предложениях 30, 34 находим метафору:
(30)Так разрушаются основы нашего общего Дома. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана.
- (Б) В предложениях 23, 24 находим антонимы:
(23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
- (В) В предложениях 47, 48 находим анафору (повторение одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений):
(47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов…
- (Г) В предложениях 42, 43, 44 находим назывные предложения:
(42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень.
Теперь заполняем пропуски:
«Размышления В. М. Пескова наполнены тревогой за судьбу нашей планеты. Троп – (А) метафора (2) (в предложениях 30, 34) – помогает автору показать последствия потребительского отношения к природе. Мысль о том, как прекрасна Земля, где мы обитаем вместе с растениями, животными, птицами, писатель передаёт, используя разнообразные средства выразительности, среди которых лексическое средство – (Б) антонимы (9) («большие» в предложении 23 и «маленькие» в предложении 24), приём – (В) анафора (3) (предложения 47, 48). Синтаксическое средство – (Г) назывные предложения (5) (предложения 42−44) – помогает автору передать всю красоту Земли».
Ответ: 2935pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2521R
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Нам нужно найти такое(-ие) предложение(-я), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Читаем и анализируем указанные в задании предложения:
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
Содержит все три средства связи предложение 29.
Предложение 29 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения «эти», лексического повтора «места» и формами слов «животных», «животным»:
(29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно.
Ответ: 29pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2421R
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Из предложений 31–36 выпишите слово со значением «бессмысленно жестоко, грубо, бесчеловечно».
Нам нужно найти слово со значением «бессмысленно жестоко, грубо, бесчеловечно». Читаем и анализируем указанные в задании предложения:
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
Подходящее по значению слово находим в предложении 34:
Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана.
Записываем слово варварски в ответ.
Ответ: варварскиpазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2321R
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.
13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 12 содержит оценочное суждение.
2) Предложения 14–18 поясняют, раскрывают смысл предложения 13.
3) Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 19.
4) В предложениях 31–33 представлено описание.
5) Предложения 47, 48 содержат элементы описания.
1) Предложение 12 содержит оценочное суждение – верное утверждение, так как в предложении (12) «Хороший ответ» содержится оценка.
2) Предложения 14–18 поясняют, раскрывают смысл предложения 13 – верное утверждение.
3) Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 19 – неверное утверждение, потому что предложение 20 раскрывает содержание предложения 19.
4) В предложениях 31–33 представлено описание – неверное утверждение, потому что в предложениях 31-33 представлено повествование.
5) Предложения 47, 48 содержат элементы описания – верное утверждение, так как в предложениях 47, 48 приводится элементы описания планеты Земля.
Ответ: 125pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2221
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подробности земной жизни хорошо видны из космоса.
2) В процессе развития жизни на нашей планете древние живые организмы уступали место более совершенным.
3) Любой человек, очутившись на природе, всегда может увидеть журавлей, услышать крики перепёлок, глухариный ток.
4) Человек разрушает среду, где комфортно живут животные.
5) В Америке сохранилась культовая птица – белоголовый орлан, который охраняется государством.
1) Подробности земной жизни хорошо видны из космоса – не соответствует содержанию текста, так как в предложении 7 говорится, что «подробности земной жизни издалека не видны…».
2) В процессе развития жизни на нашей планете древние живые организмы уступали место более совершенным – соответствует содержанию текста. Найдём подтверждение в предложении 20: «Живые организмы уступали место на Земле более совершенным».
3) Любой человек, очутившись на природе, всегда может увидеть журавлей, услышать крики перепёлок, глухариный ток – не соответствует содержанию текста. Это высказывание противоречит предложению 32: «Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок».
4) Человек разрушает среду, где комфортно живут животные – соответствует содержанию текста. Найдём подтверждение в предложении 29: «Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно».
5) В Америке сохранилась культовая птица – белоголовый орлан, который охраняется государством – не соответствует содержанию текста, потому что в предложении 34 сказано, что «в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана».
Ответ: 24pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2121R
(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии. (2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км. (3)Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли. (7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8)Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.
Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – запятая. Это предложения (1), (2), (4), (5), (6), (7).
Разберём эти предложения по порядку:
(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом («расположенная близ восточного побережья Каспийского моря»).
(2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км – запятые между частями бессоюзного сложного предложения (БСП).
(4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя – запятая между частями сложносочинённого предложения (ССП).
(5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом («находящегося на дне впадины»).
(6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли – запятая между частями сложноподчинённого предложения (СПП).
(7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился – запятая выделяет вводную конструкцию «по мнению геологов».
В предложениях 1, 5 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Значит, записывает эти цифры в ответ.
Ответ: 15pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2021R
Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
[Вечерело], (1) и, [(2) (пока погода не испортилась), (3) мы решили переправиться на другой берег], (4) (чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр).
(1) – запятая ставится между частями, связанными сочинительным союзом И: «Вечерело» и «мы решили переправиться на другой берег».
(2) и (3) – запятые выделяют придаточное предложение «пока погода не испортилась».
(4) – запятая выделяет придаточную часть «чтобы установить палатку и разжечь костёр».
(5) – между однородными сказуемыми «установить» и «разжечь» запятая не ставится.
Ответ: 1234pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1921R
Иоганну Себастьяну Баху (1) полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги» (4) принадлежит много произведений духовной музыки.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
[Иоганну Себастьяну Баху, (1) (полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги»), (4) принадлежит много произведений духовной музыки].
На месте цифр (1) и (4) должны стоять запятые – они выделяют придаточное предложение «полифоническое мастерство которого достигло своей вершины в «Искусстве фуги».
На месте цифр (2), (3) запятые не ставятся.
Ответ: 14pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1821R
Морфемика (1) как известно (2) представляет собой важный раздел науки о языке. Бесспорно (3) морфемика может прийти на помощь в трудных случаях правописания слова. Однако (4) немногие обращаются за помощью к строению слова.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
Морфемика, (1) как известно, (2) представляет собой важный раздел науки о языке. Бесспорно, (3) морфемика может прийти на помощь в трудных случаях правописания слова. Однако (4) немногие обращаются за помощью к строению слова.
(1) и (2) – выделяем запятыми вводное сочетание «как известно».
(3) – выделяем запятой вводное слово «бесспорно».
(4) – не ставим запятую, так как «однако» в рассматриваемом предложении выполняет функцию сочинительного союза, который можно заменить союзом «но».
Ответ: 123pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1721R
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре, (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме, (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
(1) и (2) – выделяем запятыми деепричастный оборот «повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме».
(3) – не ставим запятую между сказуемым и обстоятельством «возвели в Подмосковье».
(4) и (6) – не ставим запятые, так как причастный оборот «отличающийся особой красотой» стоит перед определяемым словом «храм».
(5) – внутри причастного оборота запятую не ставим.
Ответ: 12pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1621R
1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.
2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.
3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны.
4) Терпение да труд всё перетрут.
5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.
1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с переплетением волнистых линий – нужно поставить одну запятую между однородными подлежащими, связанными повторяющимся союзом И.
2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку, или медведя, или причудливый зáмок – нужно поставить две запятые между однородными дополнениями, связанными повторяющимся союзом ИЛИ.
3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны – перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий второстепенный член (весь день).
4) Терпение да труд всё перетрут – между однородными подлежащими, связанными одиночным союзом ДА, запятая не нужна.
5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки, так и лёгкие орудия – нужно поставить одну запятую перед второй частью союза КАК… ТАК И. Этот союз связывает однородные дополнения.
Ответ: 15pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1521R
Через неплотно притворё(1)ые ставни было видно изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые рисунками на темы детских сказок.
Внимательно читаем задание. Переходим к предложению. На месте цифр вставляем одну или две Н в соответствии с правилами русского языка:
Через неплотно притворёННые (на месте (1) пишем НН в причастии с зависимым словом неплотно) ставни было видно изразцовую печь, свежевыкрашеННые (на месте (2) пишем НН в причастии, образованном от глагола совершенного вида с приставкой выкрасить (что сделать?)) полы, недавно крашеННые (на месте (3) пишем НН в причастии с зависимым словом недавно) хозяевами стены, увешаННые (на месте (4) пишем НН в причастии с зависимым словом рисунками) рисунками на темы детских сказок.
Ответ: 1234
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1421R
В начале сентября было тепло, а (ЗА)ТЕМ установилась (ПО)ОСЕННЕМУ ненастная погода.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
(ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы, и (ПО)ЭТОМУ полученная в этих условиях информация более точная.
Наш домик был сделан из досок и фанеры, (ПО)ЭТОМУ в нём ТАК(ЖЕ) холодно, как и в палатке.
В марте солнце (НА)КОНЕЦ стало сильно пригревать, капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Внимательно читаем задание. Анализируем каждое предложение, раскрываем скобки в соответствии с правилами русского языка:
- В начале сентября было тепло, а ЗАТЕМ (наречие пишется слитно: можно заменить синонимами потом, далее, впоследствии) установилась ПО-ОСЕННЕМУ (наречие пишется через дефис с приставкой ПО, так как есть суффикс ОМУ) ненастная.
- ЗАЧАСТУЮ (наречие, образованное с помощью приставки и суффикса УЮ от полной формы имени прилагательного, пишется слитно) мы даже не представляем, НАСКОЛЬКО (местоименное наречие пишется слитно) человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
- ВО ВРЕМЯ (предлог с именем существительным пишется раздельно) работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы, и ПОЭТОМУ (местоименное наречие пишется слитно) полученная в этих условиях информация более точная.
- Наш домик был сделан из досок и фанеры, ПОЭТОМУ (местоименное наречие пишется слитно) в нём ТАК ЖЕ (наречие с частицей пишется раздельно: частицу ЖЕ можно убрать или переставить, нельзя заменить союзом И) холодно, как и в палатке.
- В марте солнце НАКОНЕЦ (наречие пишется слитно) стало сильно пригревать, капли начали падать с крыш, покрытых снегом, КАК БУДТО (составной союз пишется раздельно) полились радостные весенние слёзы.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1321R
НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.
Архивные материалы, (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытия.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.
Внимательно читаем задание. Читаем и анализируем каждое предложение. Раскрываем скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:
- НЕПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны – НЕ с прилагательным пишется слитно, так как его можно заменить синонимом без НЕ (например, уникальная).
- Архивные материалы, НЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытия – НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово (своевременно).
- НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно – НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
- Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё НЕ КОШЕННОЙ травы – НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово (ещё).
- Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был НЕ ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки – НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1221R
1) повер..шь, подта..вший
2) накол..шь, движ..мый
3) вытерп..шь, запомн..вшийся
4) дремл..шь, предвид..вший
5) поджар..шь, наследу..мый
1) поверишь – от глагола 2-го спряжения поверИТЬ, поэтому в личном окончании пишем гласную И; подтаявший – в действительном причастии прошедшего времени перед суффиксами «вш/ш» пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола (подтаЯть). Не указываем этот вариант в ответе: в первом слове пропущена буква И, а во втором – Я.
2) наколешь – от глагола 1-го спряжения наколОТЬ, поэтому в личном окончании пишем гласную Е; движимый – слово пишется с безударным суффиксом ИМ, так оно образовано от устаревшего глагола «движити» II спряжения. Не указываем этот вариант в ответе: в первом слове пропущена буква Е, а во втором – И.
3) вытерпишь – от глагола 2-го спряжения (исключение), поэтому в личном окончании пишем гласную И; запомнившийся – в действительном причастии прошедшего времени перед суффиксами «вш/ш» пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола (запомнИться). Указываем этот вариант в ответе: в первом и во втором слове пропущена буква И.
4) дремлешь – от глагола 1-го спряжения дремАТЬ, поэтому в личном окончании пишем гласную Е; предвидевший – в действительном причастии прошедшего времени перед суффиксами «вш/ш» пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола (предвидЕть). Указываем этот вариант в ответе: и в первом, и во втором слове пропущена буква Е.
5) поджаришь – от глагола 2-го спряжения поджарИТЬ, поэтому в личном окончании пишем гласную И; наследуемый – в суффиксе страдательного причастия настоящего времени пишется буква Е, так как это слово образовалось от глагола I спряжения (преследОВАть). Не указываем этот вариант в ответе: в первом слове пропущена буква И, а во втором – Е.
Ответ: 34pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1121R
1) ноздр..ватый, расплывч..тый
2) завед..вал, руч..нка
3) обустра..ваться, горош..к
4) фасол..вый, затм..вать
5) исслед..вать, раздум..вать
1) ноздреватый — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц» пишется суффикс ЕВАТ, расплывчатый – суффикс ЧАТ всегда пишется с буквой А.
2) заведовал — у глаголов в форме прошедшего времени пишется суффикс ОВА, если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на УЮ, ЮЮ (заведУЮ), ручонка — после шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О.
3) обустраиваться — у глаголов в начальной форме пишется суффикс ИВА, если в форме 1-го лица настоящего времени ИВА сохраняется (обустраИВАюсь), горошек — пишем в суффиксе гласную Е, так как при склонении она выпадает (горошка).
4) фасолевый — суффикс ЕВ пишется в безударной позиции, затмевать — нужно запомнить!
5) исследовать — у глаголов в форме прошедшего времени пишется суффикс ОВА, если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на УЮ, ЮЮ (исследУЮ), раздумывать — у глаголов в начальной форме пишется ЫВА, если в форме 1-го лица настоящего времени ЫВА сохраняется (раздумЫВАю).
Ответ: 24pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER1021R
1) в..скликнул, п..дножие (горы), об..льстить
2) из..скать, пред..стория, сверх..скусный
3) пр..стройка, непр..рывный, пр..станище
4) не..добровать, ра..колоть, бе..принципный
5) с..ёжился, в..едливый, б..ющийся
1) воскликнул, подножие (горы), обольстить — все приставки пишутся с буквой «о».
2) изыскать, предыстория, сверхискусный — в словах с корнем, начинающимся на И, после добавления русской приставки на согласную она будет меняться на Ы; в последнем слове после приставки МЕЖ пишется гласная И.
3) пристройка, непрерывный, пристанище — в первом и третьем словах пишется приставка ПРИ в значении «присоединение, близость», во втором слове пишется приставка ПРЕ в значении «ПЕРЕ».
4) несдобровать, расколоть, беспринципный — в первом слове неизменяемая приставка С, во втором и третьем слове приставка оканчивается на С, так как корень начинается с глухого согласного.
5) съёжился, въедливый, бьющийся — в первом и во втором слове после приставки на согласный перед йотированной гласной пишется Ъ, в третьем слове в корне пишется Ь.
Ответ: 14pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0921R
1) обгорелый, касательная, зарница
2) взглянуть, покоситься, гороскоп
3) выбирать, наклониться, растительность
4) претворить, галактика, предварительный
5) велосипед, гористый, коллекционный
1) обгорелый – чередование (гор – гар), касательная – чередование (кос – кас), зарница – – чередование (зар – зор);
2) взглянуть – проверяемая гласная (взглЯд), покоситься – проверяемая гласная (кОсо), гороскоп – непроверяемая гласная;
3) выбирать – чередование (бир – бер), наклониться – чередование (клон – клан), растительность – чередование (раст – ращ – рос);
4) претворить – проверяемая гласная (затвОр), галактика – непроверяемая гласная, предварительный – непроверяемая гласная;
5) велосипед – непроверяемые и проверяемые (вЕлик) гласные, гористый – проверяемая гласная (гОры), коллекционный – непроверяемые и проверяемые (коллЕкция) гласные.
Ответ: 13pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0821R
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно вернётся к праздникам. |
1. Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 2. На осенней выставке-ярмарке не только были представлены различные сорта арбузов и дынь, но и тыкв. |
2. В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3. Благодаря усердия и усидчивости можно справиться с самыми сложными математическими задачами. |
3. Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4. Счастливы те, кто приближается в своей жизни к сложившемуся в юности идеалу. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 5. Работая с ртутью и её соединениями, должны соблюдаться определённые правила. |
6. Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность. | |
7. В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей как о поверьях, так и об обычаях русских крестьян. | |
8. Комментарии Ю.М. Лотмана к роману «Евгению Онегину» помогают читателю лучше понять эпоху А.С. Пушкина. | |
9. Туристы увидели разожжённый костёр кем-то на другом берегу реки. |
Сначала найдём и исключим правильные предложения. Читаем и определяем, что предложения 1, 4, 6 и 7 построены верно.
Дальше смотрим, какие ошибки допущены в оставшихся предложениях:
- Букве А соответствует предложение №3. Здесь неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом.
Верно:
Благодаря усердиЮ (вместо благодаря усердиЯ – неправильный падеж: предлог благодаря требует дательного падежа) и усидчивости можно справиться с самыми сложными математическими задачами.
- Букве Б соответствует предложение №8, в котором наблюдается нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. При несогласованном приложении есть определяемое слово (роману), поэтому нужно поставить приложение в именительный падеж:
Комментарии Ю.М. Лотмана к роману «Евгений Онегин» (вместо «Евгению Онегину» – форма приложения изменяется, как при согласованном приложении, а этого делать нельзя, так как есть определяемое слово роману) помогают читателю лучше понять эпоху А.С. Пушкина.
- Букве В соответствует предложение №2. Ошибка в построении предложения с однородными членами состоит в том, что части парного союза должны соединять непосредственно однородные члены.
Правильно:
На осенней выставке-ярмарке были представлены различные сорта не только арбузов и дынь, но и тыкв.
- Букве Г соответствует предложение №5, в котором наблюдается ошибка в деепричастном обороте.
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 5 заключается в том, что к сказуемому «должны соблюдаться» ошибочно отнесено деепричастие «работая». Получилось, что правила должны соблюдаться и работать с ртутью и её соединениями. Получается бессмыслица.
Верно:
Работая с ртутью и её соединениями, мы должны соблюдать (вместо должны соблюдаться) определённые правила.
- Букве Д соответствует предложение №9. Эта ошибка вызвана тем, что причастный оборот разорван главным, определяемым словом. Слово «костёр» нужно вынести за пределы оборота.
Правильно:
Туристы увидели разожжённый кем-то на другом берегу реки костёр.
Ответ: 38259pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0721R
ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
известные КОНСТРУКТОРЫ
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
КОЛЫШЕТСЯ листва
- В 1-ом словосочетании ИСПЕКЁТ пирожок ЕСТЬ ошибка в образовании формы слова.
Перед нами форма 3-го лица единственного числа будущего времени глагола «испечь». При спряжении этого глагола наблюдается чередование согласных «к» / «ч». Буква «к» пишется в глаголах испеку, испекут. В остальных формах пишется «ч»: испечёшь, испечёт, испечём, испечёте. Значит, правильно – испечёт.
- Во 2-ом словосочетании ОБОИМИ столами НЕТ ошибки в образовании числительного.
Выбор гласной определяется родом существительного, идущего следом. Слово стол мужского рода. Значит, числительное написано верно.
- В 3-ем словосочетании известные КОНСТРУКТОРЫ НЕТ ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.
- В 4-ом словосочетании СКОРЕЙШЕГО выздоровления НЕТ ошибки в образовании превосходной степени прилагательного (от прилагательного скорый при помощи суффикса «ейш»).
- В 5-ом словосочетании КОЛЫШЕТСЯ листва НЕТ ошибки в образовании формы слова. В личном безударном окончании глагола колышется пишется гласная «е», так как этот глагол относится к первому спряжению.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0621R
По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):
По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
Обратим внимание на сочетание первая премьера. Слово премьера обозначает «первый показ», «первое представление». Видим, что слово первая уже входит в значение существительного премьера. Значит, слово первая – лишнее.
Ответ: перваяpазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0521R
Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
- В предложении №1 выделенное слово употреблено НЕВЕРНО, так как прилагательное изобретательный выражает значение «находчивой, быстрой на выдумку; способной изобретать» (чаще всего относится к человеку). Понимаем, что деятельность не может быть находчивой, способной изобретать. По смыслу подойдёт пароним изобретательский со значением «относящийся к изобретательству». Правильно – изобретательской деятельности.
Варианты употребления паронимов в предложениях 2, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения.
- В предложении №2 пароним предоставить используется в значении «дать возможность кому-либо сказать».
- В предложении №3 пароним передача используется в значении «что-то, передаваемое кому-нибудь; процесс передачи».
- В предложении №4 пароним великий используется в значении «выдающийся, важный по значению».
- В предложении №5 пароним переполняться используется в значении «наполняться чем-либо сверх меры, с избытком».
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0421R
позвонИшь
облегчИть
недУг
нАлита
крАны
- позвонИшь – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, которые оканчиваются на «ить», ударение падает на окончания (позвонИТЬ –позвонИшь);
- облегчИть – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, образованных от прилагательных (в данном случае от «лёгкий»), ударение падает на «ить»;
- недУг – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. Постановку ударения на последнем слоге нужно запомнить. Во всех падежных формах гласная «у» также находится в сильной позиции;
- нАлита – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена НЕВЕРНО, так как в кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание (правильно: налитА);
- крАны – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. В этом существительном фиксированное ударение, которое во всех падежах остается на корне.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0321R
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
ОБЩЕСТВО, -а, ср.
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
- Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
- Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
- В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
- кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества.
Из предложенных вариантов по смыслу ПОДХОДИТ только значение № 1:
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
Здесь для нас важно не только значение слова, но и пример его употребления: «Человеческое о.».
Другие значения НЕ ПОДХОДЯТ, потому что:
- в определении под № 2 говорится о добровольном объединении людей, у которых есть какая-либо цель;
- в определении под № 3 говорится об определённой среде, компании;
- в определении под № 4 говорится о дворянской среде;
- в определении под № 5 говорится о совместном пребывании с кем-нибудь.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0221R
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложение № 2. Затем подберём подходящий по смыслу предлог.
(2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.
На месте пропуска должен стоять предлог ПЕРЕД.
Правильно:
(2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.
Ответ: передpазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0121R
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <...> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Возникновение и развитие астрономии объясняются потребностями общества, нуждавшегося в более совершенных способах наблюдений и методах расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
2) Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.
3) Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.
4) Появление и развитие астрономии тесно связаны с потребностями общества, которое со временем стало нуждаться в более совершенных способах наблюдений и методах расчётов, в связи с чем стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
5) Чтобы решить новые задачи, которые возникали с развитием человеческого общества, астрономии нужны были более простые способы наблюдений.
- Ответ № 1 передаёт главную информацию текста.
- Ответ № 2 содержит неполную информацию: не говорится о том, что астрономия возникла из практических потребностей человека.
- Ответ № 3 противоречит содержанию: в тексте сказано, что развитие астрономии тесно связано с развитием общества, а не наоборот.
- Ответ № 4 передаёт главную информацию текста.
- Ответ № 5 содержит неполную информацию: не говорится о том, что астрономия возникла из практических потребностей человека.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
👀 2.1k