История создания поэмы
Некрасов начал работать над поэмой в первой половине 60-х годов XIX века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен. Материал для поэмы писатель копил «по словечку в течение двадцати лет». Николаю Алексеевичу пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Уже в 1865 году была готова первая часть книги.
К продолжению работы писатель приступил лишь в 1870-х годах. Вторая, третья и четвёртая части поэмы следуют одна за другой: «Последыш» (1872 г.), «Крестьянка» (1873 г.), «Пир – на весь мир» (1876 г.). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части «Пир – на весь мир», где выразил свою основную мысль относительно будущего России.
Публикация произведения
Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. После выхода первой главы поэмы «Поп» и этого же пролога, напечатанных в 1869 году уже в первом номере некрасовского журнала «Отечественные записки», начались цензурные гонения. Последующие главы первой части были опубликованы во втором номере (февраль) «Отечественных записок» за 1869 год («Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь») и 1870 год («Счастливые» и «Помещик»).
Публикация «Последыша» («Отечественные записки», 1873 г.) вызвала новые придирки цензуры, которая считала, что эта часть поэмы «отличается… крайним безобразием содержания… носит характер пасквиля на всё дворянское сословие». Последующая часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 года, была напечатана зимой 1874 года в январской книжке «Отечественных записок».
«Пир на весь мир» при жизни Некрасова опубликован не был: эту часть дважды убирали из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок». И только после смерти поэта, в 1881 г., Салтыкову-Щедрину всё же удалось напечатать эту часть, однако со значительными правками.
Первое отдельное издание «Кому на Руси жить хорошо» появилось в 1880 году, но кроме первой части, а также «Крестьянки» и «Последыша» оно включало только короткий фрагмент «Песня Гришина». Первой полной публикацией поэмы считается однотомник «Стихотворения Н. А. Некрасова», изданный Михаилом Стасюлевичем в 1881 году (и здесь «Пир на весь мир» представлен в искажённом виде).
Исторические детали
Для понимания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» нужно обратиться к важному событию в истории – крестьянской реформе 1861 года. За предоставленную крестьянам землю они должны были продолжать работать на помещика до тех пор, пока не смогут выкупить её. До этого момента крестьяне считались временнообязанными – так называет своих странников и Н. А. Некрасов.
Крестьянская реформа вызвала неоднозначные отклики в кругу, к которому принадлежал Николай Алексеевич. К ней резко отрицательно отнеслись многие его сотрудники и единомышленники. Сам Некрасов относился к реформе сдержанно, но более оптимистично. Поэт видел в ней не только несправедливость по отношению к народу, но и новые возможности.
Жанровое своеобразие поэмы
Жанровая принадлежность произведения – эпическая поэма. Направление, в рамках которого была написана поэма – реализм. Однако Некрасов существенно расширил границы произведения, добавив фантастические и фольклорные элементы. В основании книги уживается не один род литературы, а целых два – лирика и эпос:
- Эпическая составляющая. В поэме есть чёткая линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, и множество самобытных персонажей, что говорит о масштабности произведения. Неслучайно исследователи назвали поэму «энциклопедией народной жизни». Также произведение вобрало в себя фольклорные элементы героических песен. Поэт выбрал форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья. Всё это – родовые признаки эпоса.
- Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. Также в нём есть поэтические символы, авторские отступления, средства художественной выразительности.
Таким образом, это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма. Поэма написана трёхстопным ямбом. Автор старался придать произведению простонародные черты с помощью особого ритма. Присутствуют внутренние рифмы, в основном же поэт рифму не использует.
Художественные особенности поэмы
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить подражания устному народному творчеству и прямые включения фольклорных текстов:
- песни;
- плачи и причитания;
- фразеологизмы;
- пословицы и поговорки;
- частушки и загадки;
- былины.
Присутствуют сказочные элементы:
- птичка-пеночка, которая помогает героям за их доброту;
- скатерть-самобранка;
- волшебные рубахи, в которых не заводятся вши;
- онучи, которые не преют;
- говорящие животные, наделённые волшебными качествами.
В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Число странников – семь – тоже говорит о связи с русским фольклором, в котором семёрка – особое, сакральное и при этом скорее «благоприятное» число. Язык Некрасова полон уменьшительно-ласкательных суффиксов, типичных для ритма народной поэзии. Автор изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии («до полдня вышел из дому», «спор затеяли»), устойчивые конструкции, говорящие фамилии и названия (странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.). Лирическая составляющая поэмы строится и из удивительных поэтических образов. Н. А. Некрасов использует:
- метафоры («зажглися звезды частые»);
- сравнения («Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!»);
- постоянные эпитеты (зайка серенький, тени черные, солнце красное);
- гиперболы («А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»);
- олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?», «Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать».
Когда автор хочет подчеркнуть бедность крестьянской жизни, то прибегает к помощи образов, создающих у читателя ощущение сиротливой бесприютности. Автор сравнивает крестьянские дома с опустевшими осенью птичьими гнёздами.
Система персонажей в поэме
Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.
Главные герои
Семь странников (Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров) – временнообязанные крестьяне, ищущие ответ на свой вопрос. Открыты, добры, отважны и сильны. Любят труд, имеют пытливый ум. Эти герои – собирательный образ русского мужика. Они не проявляют индивидуальность, характер.
Другие герои
Матрёна Тимофеевна Корчагина – 37-летняя женщина, крестьянка, которую прозвали губернаторшей. Испытала много горя. Её судьба типична для русской женщины.
Савелий Корчагин – дед мужа Матрены, доживший до 107 лет. Русский богатырь, так как всю жизнь терпел то, что другим не под силу.
Ермил Гирин – крестьянин, пользующийся уважением всей округи из-за своей честности, бурмистр.
Григорий Добросклонов – молодой семинарист, сын крестьянки и дьяка. Юноша, посвятивший себя служению народу и борющийся за лучшую жизнь.
Князь Утятин (Последыш) – выживший из ума старый помещик, для которого родные, слуги и крестьяне изображают старые порядки и возвращение крепостничества.
Елена Александровна (губернаторша) – жена губернатора. Добрая женщина.
Гаврила Оболт-Оболдуев – 60-летний помещик, оплакивающий былые времена, до реформы и вольности крестьян.
Поп – представитель духовного сословия, который жалуется на непростую жизнь священника.
Смысл названия произведения
Некрасов и как поэт, и как человек остро переживал события тех лет. Николай Алексеевич исследует жизнь русского общества после отмены крепостного права. Писатель задаётся вопросами: что изменилось в жизни народа, кто стал лучше жить в послереформенной России? Этот вопрос становится названием поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Название заранее настраивает читателя на размышления над проблемами произведения, над теми вопросами, которые волновали и самого автора. Для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Поэт желает не просто найти счастливого человека, но и понять, в чём заключается его счастье, чтобы сделать вывод о том, что нужно русскому обществу для счастливой жизни.
Композиция поэмы
Композиция поэмы свободная, имеет хаотичных характер: в странствиях по Руси семеро мужиков становятся свидетелями многочисленных колоритных сцен, встречаются с самыми разными её обитателями. Ответы на главный вопрос поэмы складываются в короткие истории, а иногда превращаются в самостоятельные сюжеты.
- Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
- Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
- Развитие сюжета– путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
- Кульминация – счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
- Развязка (предполагаемая)– мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.
Структура «Кому на Руси жить хорошо» – это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Умирающий Некрасов с горечью говорил одному своему современнику о том, что его поэма – «это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение». «Начиная, – признавался автор, – я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала».
Некрасов ушёл из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определённый порядок в рукописи. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
Тематика и проблематика произведения
В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени.
№ |
Тема |
Проблема |
1. |
Счастье человека и народа в целом
|
Н.А. Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же обретет его тогда, когда начнёт бороться за него, научится «быть гражданином». |
2. |
Свобода и преодоление рабства в сознании
|
Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита. Люди просто не знали, что делать со свободой, и как адаптироваться к новым реалиям. |
3. |
Социальное неравенство
|
Помещики годами безнаказанно истязают крестьян. Считают крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Несмотря на отмену крепостного права большая часть населения страны продолжает жить рабской безрадостной жизнью. |
4. |
Пьянство русского народа
|
Странники приходят выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Писатель утверждает, что среди крестьян есть огромное количество непьющих, однако живут они ничуть не лучше пьющих. Некрасов считал, что, повысив благосостояние людей, можно будет навсегда истребить пьянство. |
5. |
Родина
|
Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Только тот, кто ради счастья своего народа готов пожертвовать собой, является настоящем патриотом своей страны. |
6. |
Труд
|
Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины. |
7. |
Невежество
|
Писатель расстроен из-за необразованности русского народа. Только когда крестьяне начнут читать стоящие книги, развивать себя, учиться, российское общество измениться по-настоящему. |
8. |
Женская доля
|
На примере Корчагиной Некрасов рассказывает нам об угнетённом положении русских женщин в патриархально обществе. Они продолжают быть рабынями в собственных семьях, где от них требуют и работы, и ухода за детьми, и забот о хозяйстве. |
Конфликт произведения
Ярче всего в поэме представлен внешний – социальный конфликт – между помещиками и крестьянами. Отмена крепостного права, которая должна была разрешить этот конфликт, привела к тому, что страдают обе стороны. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.
В поэме автор затронул и внутренний конфликт между рабством и свободой в крестьянской душе. Мышление крестьян ещё остается рабским, нет понимания своей ценности. Две крайние стороны этого конфликта воплощены в холопе Якове, убивающем себя, чтобы отомстить барину, на которого не может поднять руку.
Основная идея
Некрасов отобразил отмирание старого мира и зарождение нового. Россия становится на путь перемен. С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ. С другой же, писатель показывает, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны, рост народного самосознания на руинах старой системы. Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, писатель верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Ещё ты в семействе – раба, но мать уже вольного сына!..». Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином
Критика произведения
Критики встречали части поэмы преимущественно негативно. Виктор Буренин считал, что главные герои первой части «слабы и прозаичны в целом, беспрестанно отдают пошлостью и только местами представляют некоторые достоинства». Василий Авсеенко называл произведение «длинной и водянистой вещью» и относил её «к числу неудачнейших произведений» Некрасова. Критики отрицали актуальность произведения. Колко о произведении высказался И. С. Тургенев: «Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся». Критика дружественная отмечала в поэме искреннее чувство симпатии к простому человеку, любовь к русскому народу. Прокофий Григорьев называл «Кому на Руси хорошо» «по силе гения, по массе жизни, в неё заключённой, небывалой в литературе ни одного народа поэмой». Вот как о стилистике Некрасова отзывался писатель С. А. Андреевский:
«Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство».
О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе рассказывал Корней Чуковский:
«Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики».
В. Г. Белинский писал:
«Н. Некрасов в последнем своём произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям».
Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:
«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить».
Интересные факты
- Некрасов, будучи редактором «Современника», был вынужден щедро расплачиваться с чиновниками за то, чтобы выпустить своё творение в свет. Он организовывал обеды, охоту и другие мероприятия за свой счёт, лишь бы проверяющие были лояльны. Эти уловки помогли ему «протащить» не одно произведение.
- В черновых набросках Некрасова осталась глава «Смертушка», где рассказывалось о бедственном положении в России во время эпидемии сибирской язвы. В этой главе мужики выслушивают рассказ о несчастьях чиновника.
- В 2015 году на сцене «Гоголь-центра» режиссëр К. Серебренников поставил спектакль «Кому на Руси жить хорошо».
Краткое содержание
Часть 1
Пролог
Иллюстрация А. Герасимова
На столбовой дороге встречаются семь мужиков из соседних деревень. Они затевают спор, кому живется весело на Руси. Ответ у каждого свой. В разговорах они не замечают, что прошли неведомо куда уже тридцать верст. Темнеет, они разводят костер. Спор постепенно превращается в драку. Но однозначный ответ все равно найти не удается.
Мужик по имени Пахом ловит птенца пеночки. Взамен птичка обещает мужикам рассказать, где находится скатерть-самобранка, которая будет им давать еды сколько угодно, ведро водки в день, будет стирать и штопать им одежду. Герои получают настоящий клад и решают найти окончательный ответ на вопрос: кому на Руси жить хорошо?
Поп
На пути мужикам встречается поп. Они спрашивают, счастливо ли ему живется. По мнению попа, счастье – это богатство, честь и покой. Но эти блага священнику недоступны: в холод и дождь он вынужден выбираться на отпевание, смотреть на слезы родных, когда неловко взять плату за службу. К тому же уважения поп среди народа не видит, то и дело становится предметом насмешек мужиков.
Сельская ярмарка
Выяснив, что у попа счастья нет, крестьяне отправляются на ярмарку в село Кузьминское. Может там они найдут счастливца. На ярмарке множество пьяных. Старик Вавила горюет, что прогулял деньги на башмачки для внучки. Помочь все хотят, но не имеют возможности. Барин Павел Веретенников жалеет деда и покупает подарок для его внучки.
Ближе к ночи все вокруг пьяны, мужики уходят прочь.
Пьяная ночь
Павел Веретенников, пообщавшись с простым народом, сожалеет, что русские люди слишком много пьют. Но мужики убеждены, что крестьяне пьют от безысходности, что невозможно жить трезвыми в этих условиях. Если русский народ бросит пить, его ждет великая печаль.
Эти мысли высказывает Яким Нагой – житель деревни Босово. Он рассказывает, как при пожаре первым делом выносил из избы лубочные картинки – то, что больше всего ценил.
Мужики расположились на обед. Затем один из них остался караулить ведро с водкой, а остальные вновь отправились на поиски счастья.
Счастливые
Странники предлагают тем, кто счастлив на Руси, выпить чарку водки. Таких счастливцев находится много – и надорвавшийся мужик, и паралитик, и даже нищие.
Кто-то указывает им на Ермилу Гирина – честного и уважаемого крестьянина. Когда ему нужно было на аукционе выкупить свою мельницу, народ по рублю да по копеечке собрал нужную сумму. Через пару недель Гирин раздавал долг на площади. И когда остался последний рубль, он продолжал искать его владельца до заката. Но сейчас и у Ермилы счастья мало – его обвинили в народном бунте и бросили в острог.
Иллюстрация А. Герасимова
Помещик
Румяный помещик Гаврила Оболт-Оболдуев – еще один кандидат на «счастливца». Но он жалуется мужикам на дворянскую беду – отмену крепостного права. Раньше ему было хорошо. Каждый заботился о нем, старался порадовать. Да и сам он был добр с дворовыми. Реформа же разрушила его привычный образ жизни. Как же ему жить теперь, ведь он ничего не умеет, ни к чему не способен. Помещик заплакал, вслед за ним загрустили мужики. Отмена крепостного права и крестьянам дается не легко.
Часть 2
Последыш
Мужики оказываются на берегу Волги во время сенокоса. Они наблюдают удивительную для себя картину. К берегу причаливают три барские лодки. Косари, только севшие на отдых, подскакивают, желая выслужиться перед барином. Оказалось, наследники, заручившись поддержкой крестьян, пытаются скрыть от обезумевшего помещика Утятина крестьянскую реформу. Мужикам обещаны за это земли, но, когда помещик умирает, наследники забывают об уговоре.
Часть 3
Крестьянка
Иллюстрация А. Герасимова
Искатели счастья задумались о том, чтобы расспросить о счастье женщин. Все встречные называют имя Матрены Корчагиной, которую люди видят счастливицей.
Матрена же утверждает, что и в ее жизни много бед, и посвящает странников в свою историю.
В девичестве у Матрены была хорошая, непьющая семья. Когда печник Корчагин ухаживал за ней, она была счастлива. Но после замужества началась обыкновенная тягостная деревенская жизнь. Бита мужем она была всего единожды, потому что тот любил ее. Когда он уехал на заработки, семья печника продолжала издеваться над ней. Только дед Савелий – бывший каторжник, сидевший за убийство управляющего – жалел ее. Савелий был похож на богатыря, уверенного в том, что русского человека победить невозможно.
Матрена была счастлива, когда родился ее первый сын. Но пока она была на работе в поле, Савелий заснул, и ребенка съели свиньи. На глазах убитой горем матери, уездный врач сделал вскрытие ее первенца. Забыть ребенка женщина не может до сих пор, хотя после него она родила пятерых.
Со стороны все считают Матрену удачливой, но никто не понимает, какую боль она носит внутри, какие смертные неотомщенные обиды гложут ее, как умирает она каждый раз, когда вспоминает погибшего ребенка.
Матрена Тимофеевна знает, что русская женщина просто не может быть счастлива, потому что нет ей жизни, нет ей воли.
Часть 4
Пир на весь мир
Странники у села Вахлачина слышат песни народные – голодную, соленую, солдатскую да барщинную. Поет Гриша Добросклонов – простой русский парень. Звучат рассказы о крепостном праве. Один из них – рассказ о Якиме верном. Он был предан барину до крайности. Радовался тумакам, исполнял любые прихоти. Но когда помещик отдал его племянника на солдатскую службу, Яким ушел, а вскоре вернулся. Он придумал, как отомстить помещику. Обезножившего, он привез его в лес и повесился на дереве над барином.
Начинается спор о самом страшном грехе. Старец Иона рассказывает притчу «о двух грешниках». Грешник Кудеяр молил бога о прощении, и тот ответил ему. Если Кудеяр свалит огромное дерево с помощью одного только ножа, то грехи его спадут. Дуб свалился только после того, как грешник омыл его кровью жестокого пана Глуховского.
Сын дьяка Гриша Добросклонов думает о будущем русского народа. Русь для него – убогая, обильная, могучая и бессильная матушка. В душе своей он ощущает силы необъятные, готов отдать за благо народное свою жизнь. В будущем его ждет слава народного заступника, каторга, Сибирь и чахотка. Но, если бы странники знали, какие чувства заполняли душу Григория, то они осознали бы, что цель их поисков достигнута.