Задание №25 ЕГЭ по биологии

человек и многообразие организмов
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.

В данном задании абитуриенту необходимо дать ответ, обычно, состоящий из трех пунктов.

Задание EB2521

В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек – накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором для листопада?
  1. Суберинизация в листе приводит к образованию отделительного слоя.
  2. Отделительный слой образуется на черешке листа, в месте его прикрепления к стеблю. Благодаря отделительному слою лист отсоединяется от стебля.
  3. Листопад позволяет растениям пережить неблагоприятные периоды: уменьшить испарение влаги, избежать слома веток под снегом, также происходит удаление ненужных веществ.
  4. Сигнальным фактором для наступления листопада является уменьшение длины светового дня.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2518D

В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

Для того, чтобы проглотить сухой рис необходимо достаточное количество слюны. Если человек виновен, то он испытывает стресс, у него включается в работу симпатическая нервная система, которая снижает активность пищеварительной системы, в т.ч слюнных желез. Слюны недостаточно, человек не может проглотить горсть сухого риса.

Если же человек невиновен, то он спокоен на таком суде, функционирует парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, его слюнные железы функционируют в нормальном режиме, поэтому он способен проглотить горсть сухого риса.

Ответ: см.решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2519t

Какую пользу и для каких растений приносят клубеньковые бактерии (Rhizobiales)? Как называется тип взаимоотношения между этими бактериями и растением, с которым они существуют?

Клубеньковые бактерии (Rhizobiales) фиксируют азот из атмосферы, а затем производят органические вещества, содержащие азот. Растения способны усваивать такой азот.

Между бактерией и растение устанавливается симбиоз.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2519D

Многие плоские черви – внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырёх особенностей. Ответ поясните.
  1. Покровы устойчивы к воздействию пищеварительных соков.
  2. Высокая плодовитость и развитие со сменой хозяина позволяет находить себе новых хозяев. Практически все плоские черви — гермафродиты, что облегчает процесс размножения.
  3. У многих имеются органы прикрепления (присоски, крючья), которые позволяют удерживаться внутри хозяина.
  4. Питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела из кишечника хозяина.
  5. Превращение сложных органических соединений в менее сложные с высвобождением энергии происходит без участия кислорода.
  6. Хорошо развитая мускулатура, позволяющая изгибаться, сужаться, скручиваться, растягиваться.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2520D

Объясните, почему для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом. Ответ поясните. Почему при сухости в носу нарушается восприятие запахов.
  1. Если запах едва уловим, то это значит, что молекул одоранта мало, они рассеяны по воздуху. Поэтому более глубокий вдох позволяет втянуть больший объем воздуха и, следовательно, большее количество молекул одоранта.
  2. Рецепторы воспринимают сигнал только от растворенных летучих веществ, слизь выступает некоторым «проводником», поэтому в случае сухости, т.е отсутствия слизи, нарушается восприятие запахов
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB13892

В чём опасность развития плода от брака резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины?
  1. У резус-отрицательной матери и резус-положительного отца может получиться резус-положительный ребенок.
  2. Возможен резус конфликт. Через плаценту в кровь женщины поступает чужеродный белок, на который вырабатываются антитела.
  3. Во время второй беременности (второй беременности резус-положительным плодом) эти антитела могут сработать против ребенка и вызвать осложнения беременности вплоть до ее прерывания и гемолитическую болезнь новорожденных.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11498

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?
  1. нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);
  2. гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие;
  3. нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11355

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.
  1. Мозговой отдел преобладает над лицевым
  2. Не выражены надбровные дуги
  3. Хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи)
  4. Нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян
  5. Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг
  6. Лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11354

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?
  1. витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
  2. они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
  3. повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11081

Опишите путь который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг?
  1. По венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек.
  2. Из правого желудочка по малому кругу (легочные артерии и легочные вены) поступит в левое предсердие.
  3. Затем, из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга поступит в головной мозг.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11079

Каковы функции пищеварительной системы человека?
  1. механическая (измельчение, перетирание) и химическая обработка пищи;
  2. всасывание питательных веществ, воды, солей в кровь и лимфу;
  3. передвижение перевариваемой массы и удаление непереваренной части.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11075

Какую роль играют оболочки глаза человека?
  1. Белочная оболочка — защита внутренних структур глаза от повреждения, а также роль каркаса.
  2. Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.
  3. Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза.
  4. Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света.
  5. Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11153

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах — красной?
  1. На поверхности водоемов зеленые пигменты — хлорофиллы поглощают световые лучи.
  2. На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые.
  3. Эти лучи поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11036

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
  1. Вода (и минеральные вещества) передвигаются по сосудам ксилемы снизу вверх.
  2. Раствор органических веществ — по ситовидным трубкам луба.
  3. Вверх раствор передвигается за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а вниз (органические вещества) — за счет разницы концентрации и давления.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10842

Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
  1. Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей.
  2. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах.
  3. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB16430

Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

1. Наибольшие изменения коснулись переднего мозга, развития его больших полушарий.

2. У человека сформировалась кора головного мозга с бороздами и извилинами.

3. Человек стал способен к речевому общению, абстрактному мышлению, сложному поведению

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2502o

Назовите возможные способы получения и использования энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.
  1. Бактерии-фототрофы. Это сине-зелёные водоросли, содержащие в своих клетках хлорофилл и способные к фотосинтезу.
  2. Бактерии-хемотрофы. Преобразуют энергию неорганических соединений для создания собственных органических веществ.
  3. Бактерии-гетеротрофы, использующие органические соединения мёртвых или живых тел (паразиты и сапрофиты).
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11352

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
  1. к увеличению численности растительноядных организмов;
  2. к уменьшению численности растений;
  3. к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11042

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
  1. Появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами для защиты от испарения.
  2. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ.
  3. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11060

Какие признаки характерны для моллюсков?
  1. Тело мягкое, не сегментировано, у большинства есть раковины.
  2. Имеют мантию и мантийную полость.
  3. Кровеносная система незамкнутая.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11058

Какие признаки характерны для кишечнополостных?
  1. два слоя клеток;
  2. кишечная полость;
  3. лучевая симметрия;
  4. стрекательные клетки;
  5. щупальца;
  6. хищники;
  7. высокая способность к регенерации.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11037

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?
  1. Грибы — одно — и многоклеточные организмы, тело которых состоит из нитей — гифов.
  2. Имеют признаки растений (неограниченный рост,клеточную оболочку) и животных (хитиноподобное вещество в клетоной оболочке, запасное вещество — гликоген, конечный продукт выделения — мочевина, гетеротрофы).
  3. Размножение половое и бесполое (почкование, спорами, грибницей).
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11032

Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
  1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
  2. Приспособленность плодов к распространению различными способами.
  3. Многочисленность и защищенность семян.
  4. Независимость процесса оплодотворения от воды.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11031

Почему бактерий относят в отдельное царство?
  1. Бактерии одноклеточные прокариотические организмы.
  2. В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС).
  3. Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме — нуклеоиде.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11027

Какие признаки характерны для мхов?
  1. Большинство — листостебельные растения.
  2. Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей.
  3. Обитание во влажных местах.
  4. Размножение спорами и половое.
  5. Оплодотворение в воде.
  6. Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2509o

Какие признаки характерны для царства растений?
  1. наличие в клетках пластид;
  2. клеточной стенки из клетчатки;
  3. вакуолей с клеточным соком;
  4. автотрофный тип питания (фотосинтез);
  5. рост в течение всей жизни;
  6. прикрепление к субстрату.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20386

Насекомые — самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
  1. Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития.
  2. Крылья позволили насекомым освоить большие территории и быстро перемещаться.
  3. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей.
  4. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве.
  5. Хитиновый покров обеспечил им защиту.
  6. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им быстрее приспосабливаться к условиям внешней среды.
  7. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11224

Какую роль в пресных водоёмах и морях играют мелкие ракообразные, образующие планктон?
  1. Являются звеном в цепи питания,
  2. Обеспечивают очищение водоемов.
  3. Образование полезных ископаемых.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11104

Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелко ячеистые сети и такие приёмы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
  1. При использовании мелко ячеистых сетей вылавливается много не подросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;
  2. Травление или глушение взрывчатыми веществами — хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно,
  3. Кроме рыбы гибнут другие живые организмы.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11103

Какие черты в строении рептилий указывают на приспособление к жизни на суше?
  1. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.
  2. Внутреннее оплодотворение. Яйца покрытые скорлупой с большим количеством питательных веществ.
  3. Легочное дыхание (мелкоячеистые легкие).

или, Увеличивается дыхательная поверхность легких. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови. – Всё это позволяет доносить до органов кровь, богатую кислородом.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20372

Приспособленность скелета птиц к полету. Указать не менее 4-х признаков.?
  1. Для облегчения скелета кости полые, наполнены воздухом (воздушными мешками).
  2. Для облегчения скелета уменьшено количество костей, особенно в крыльях и ногах.
  3. Имеется киль для прикрепления мощных летательных мышц.
  4. Передние конечности превратились в крылья поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.
  5. Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11101

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
  1. Появился внутренний осевой скелет — хорда или позвоночник
  2. Нервная система в виде трубки расположилась на спинной стороне тела
  3. Появились жаберные щели в пищеварительной трубке
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB17894

Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх особенностей.
  1. высокая скорость размножения;
  2. способность синтезировать биологически активные вещества;
  3. способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;
  4. относительно простые способы выращивания бактерий.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20393

Раньше считалось, что грибы - это растения. Напишите 4 признака почему так считали

1. Питаются путем всасывания, берут из почвы воду и минеральные вещества.

2. Неподвижны.

2. Как и некоторые растения размножаются спорами.

3. Постоянно растут верхушечной частью

4. Имеют прочные клеточные стенки.

5. Также как и растения способны синтезировать витамины.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор


👀 6.4k