Досрочный ЕГЭ 2020 по биологии (разбор)


Задание EB2820D

Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?

А) Разберем условие задачи.

  1. Женщина с первой группой крови: i0i0, это однозначно. Положительный резус-фактор: либо RR, либо Rr.
  2. Мужчина с третьей группой крови: либо IBIB, либо IBi0. Положительный резус-фактор: либо RR, либо Rr.
  3. Ребенок с отрицательным резус-фактором: rr. Это значит, что родители – гетерозиготы по признаку резус-фактора (Rr).

Выходит, что по условию у нас может быть 2 варианта генотипа отца по признаку группы крови (либо IBIB, либо IBi0).

Запишем все в виде задачи, использую первый вариант генотипа отца:

Б) Р: ♀ i0i0 Rr х ♂ IBIB Rr

G: i0R  i0r  ; IBR  IBr

F1: IBi0RR; IBi0Rr; IBi0Rr; IBi0rr

Фенотипы:

IBi0RR – третья группа крови, резус-фактор положительный.

IBi0Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.

IBi0Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.

IBi0rr — третья группа крови, резус-фактор отрицательный.

Вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором ¼, 25%.

Запишем все в виде задачи, использую второй вариант генотипа отца:

В) Р: ♀ i0i0 Rr х ♂ IB i0 Rr

G: i0R  i0r  ; IBR  IBr  i0R  i0r

F1: IBi0RR; IBi0Rr; IBi0Rr; IBi0rr; i0i0RR; i0i0Rr; 0i0Rr; 0i0rr

Фенотипы:

IBi0RR — третья группа крови, резус-фактор положительный.

2 IBi0Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.

IBi0rr — третья группа крови, резус-фактор отрицательный.

i0i0RR — первая группа крови, резус-фактор положительный.

2 i0i0Rrпервая группа крови, резус-фактор положительный.

i0i0rr — первая группа крови, резус-фактор отрицательный.

Вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором 2/8, 25%.

Ответ: пункты Б) и В)

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2720D

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Из каких исходных клеток развиваются взрослые особи и гаметы? В результате какого деления формируются гаметы?
  1. Так как преобладающее поколение – гаметофит, то взрослый организм имеет гаплоидный набор хромосом, его гаметы тоже гаплоидны.
  2. Взрослые особи развиваются из зиготы. Так как зиготы диплоидна, то для получения гаметофита должно произойти мейотическое деление. Гаметы развиваются из взрослого организма, гаметофита.
  3. Так как взрослый организм гаплоиден и его гаметы гаплоидны, то из этого следует, что гаметы образуются при делении взрослого организма путем митоза.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2620D

Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
  1. Устьица у цветковых растений, обитающих в воде, располагаются на той стороне листа, которая обращена вверх, т.к через устьица идет поглощение углекислого газа и кислорода из воздуха.
  2. Цветковые растения, обитающих в воде, имеют плоды, которые способны оставаться наплаву, чтобы произошло распространение семян данного растения.
  3. Растения, обитающие в воде, имеют рассеченные листья в толще воды, что снижает возможность их деформации при сильном течении (в сравнении с листьями другой формы).
  4. Водные растения имеют воздухоносные полости, что позволяет им находиться на необходимой глубине в толще воды (или держаться на поверхности воды).

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2520D

Объясните, почему для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом. Ответ поясните. Почему при сухости в носу нарушается восприятие запахов.
  1. Если запах едва уловим, то это значит, что молекул одоранта мало, они рассеяны по воздуху. Поэтому более глубокий вдох позволяет втянуть больший объем воздуха и, следовательно, большее количество молекул одоранта.
  2. Рецепторы воспринимают сигнал только от растворенных летучих веществ, слизь выступает некоторым «проводником», поэтому в случае сухости, т.е отсутствия слизи, нарушается восприятие запахов
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2420D

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2)Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3)Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4)Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5)Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6)Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7)Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.


В предложении 2) не указаны редуценты как часть пищевой цепи. Однако, составители задания не считают это ошибкой.

В предложении 5 есть явная ошибка: Консументы II порядка формируют не второй, а третий трофический уровень: продуценты – первый, консументы I порядка — второй.

(6) Редуценты чаще всего живут в почве и разлагают органические вещества до неорганических. В организмах чаще всего живут либо паразиты, либо симбиотические организмы, но они не занимаются разложением органических веществ до неорганических.

(7) Детритная пищевая цепь начинается с мертвой органики, например, листовой опад или трупы животных.

Ответ: 567

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2320D

Какой клеточный органоид изображён на рисунке? В клетках нервной или гладкой мышечной ткани лучше развит этот органоид? Ответ поясните, исходя из функции этого органоида
  1. На рисунке изображен аппарат Гольджи.
  2. Аппарат Гольджи лучше развит в клетках нервной ткани.
  3. Аппарат Гольджи отвечает за транспорт веществ в клетке, образование лизосом и выведение веществ из клетки. Нервный импульс с одного нейрона на другой передается посредством нейромедиаторов, выводятся наружу именно аппаратом Гольджи.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2220D

В результате интенсивного вылова рыб в реке резко сократилась численность популяции двустворчатого моллюска беззубки. Используя знания о жизненном цикле беззубки, объясните это явление.
  1. Беззубка в стадии личинки паразитирует под кожными покровами рыб.
  2. Так как для развития беззубок необходимо прикрепление личинки к рыбе, то снижение численности рыб снижает и численность беззубок.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2120D

В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR-киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Активность EGFR-киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.
  2. Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.
  3. Ингибирование EGFR-киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.
  4. Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый в медицине.
  5. Максимального ингибирования с помощью нового препарата в исследовании достигнуть не удалось

Разберем каждый вариант:

  1. Про это нет информации на графике.
  2. Про это тоже не говорится в графике.
  3. И про это нет информации.
  4. По графику видно, что контрольный препарат снижает долю активных молекул фермента эффективнее, чем новый препарат.
  5. Это тоже верно, так как по графику видно, что линии нового препарат не достигает нулевого значения доли активных молекул фермента.
Ответ: 45

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2020D

Проанализируйте таблицу «Строение кожи человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Слои кожи Образующие типы ткани Функции
Эпидермис Эпителиальная _____________(В)
_________(А) Соединительная Обменная, рецепторная
Подкожная жировая клетчатка _____________(Б Терморегуляционная, запасающая

Список терминов и понятий:

  1. мышечная
  2. соединительная
  3. дерма
  4. надкостница
  5. защитная, обменная
  6. эпителиальная
  7. опорная, сенсорная
  8. амортизационная, терморегуляционная

Кожа человека состоит из 3 слоев: эпидермис, дерма, слой жира (гиподерма). Под буквой А) пропущен вариант 3) дерма.

Подкожная жировая клетчатка относится к 2) соединительной ткани. Всего в организме человека можно выделить 4 типа тканей: соединительная, эпителиальная, мышечная и нервная.

Эпидермис, как внешний слой, покрывающий все наше тело, естественно, играет 5) защитную роль.

Ответ: 325

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1920D

Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр
  1. получение гомозиготных линий
  2. многократное самоопыление родительских растений
  3. подбор исходных растений с определёнными признаками
  4. получение высокопродуктивных гибридов
  5. скрещивание организмов двух разных чистых линий

Последним будет вариант 4), т.к это и есть цель селекционера. Теперь посмотрим на другие варианты. Есть получение гомозигот, самоопыление родительских растений, подбор растений и скрещивание организмов чистых линий.

Логично, что вначале следует подобрать подходящие растения. Затем обратим внимание на «чистые линии», это гомозиготы, образующиеся при близкородственном скрещивании, самоопыление вполне подойдет. Значит, вначале берем самоопыление, получаем гомозиготы = чистые линии. Так как одна особь – доминантная гомозигота, а вторая – рецессивная, то при скрещивании получаются гетерозиготы. Все сходится.

Ответ: 32154

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1820D

Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОСИСТЕМЫ

А)   сбалансированный круговорот веществ

Б)    пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев

В)    преобладание монокультуры

Г)    использование дополнительной энергии

Д)    большое видовое разнообразие

Е)    действие естественного и искусственного отборов

1)     мелколиственный лес

2)     гречишное поле


Мелколиственный лес – естественная экосистема, а гречишное поле – искусственная.

В своих характеристиках биоценоз (естественная система) и агроценоз (искусственная) совершенно противоположны.

  1. Сбалансированный круговорот веществ – признак биоценоза. В агроценозе круговорота толком и нет, цикл незамкнут, т.к культуру собирают с полей, в почку ничего не возвращается.
  2. Короткие пищевые цепи – признак агроценоза, т.к там произрастает только одна культура, а сами посадки обрабатываются об вредителей, что тоже сокращает пищевые цепи. В устойчивом биоценозе пищевые цепи состоят из большего количества звеньев.
  3. Монокультура – в нашем случае, гречиха, агроценоз.
  4. Использование дополнительной энергии – речь идет об агроценозе. Например, если мы в искусственных условиях устанавливаем лампы для рассады, чтобы она не вытягивалась.
  5. Большое видовое разнообразие – признак биоценоза, противоположно пункту 3).
  6. Действие естественного и искусственного отборов – агроценоз. В биоценозе никто искусственный отбор не осуществляет. А в поле естественный отбор никто не отменял.
Ответ: 122212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1720D

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют
  1. отсутствие света
  2. резкие перепады давления
  3. низкое содержание углекислого газа
  4. низкая плотность
  5. незначительные колебания температуры
  6. недостаток кислорода

Всего можно выделить 4 среды обитания живых организмов:

  1. Водная
  2. Почвенная
  3. Наземно-воздушная
  4. Среда, образуемая живыми организмами.

Теперь рассмотрим варианты ответа:

  1. Отсутствие света – признак почвенной среды
  2. Резкие перепады давления – не похоже на почву. Если, например, мы опустимся на несколько метров под водой, то давление будет значительно отличаться от того, которое будет на такой же глубине под землей.
  3. Низкое содержание СО2 – весьма относительный показатель, если мы говорим о почве или о наземно-воздушной среде.
  4. Низкая плотность – скорее подходит к наземно-воздушной среде.
  5. Незначительные колебания температур – почвенная среда. Поэтому животные могут зимовать в норах, а корни растений не вымерзают, если условия не экстремальны.
  6. Недостаток кислорода – признак почвенной среды. Это прекрасно описано в художественном фильме «Погребенный заживо» (2010г.), где главный герой погиб, после того как оказался живым в гробу под землей. Так как в почве мало кислорода, ее следует рыхлить, чтобы корни так же могли дышать.
Ответ: 156

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1620D

Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА

ТАКСОНЫ ЖИВОТНЫХ

А)   нервная система зародыша в виде трубки

Б)    осевая скелетная структура на стадии эмбрионального развития

В)    жаберные щели в глотке эмбриона

Г)    потовые железы

Д)    постоянная температура тела

Е)    дифференцированные зубы

1)     класс Млекопитающие

2)     тип Хордовые


  1. Нервная система зародыша в виде трубки –признак, который характеризует нас как Хордовых.
  2. Осевой скелет, т.е хорда, — есть на стадии эмбриогенеза у человека, признак Хордового.
  3. Жаберные щели в глотке эмбриона – признак Хордового.
  4. Потовые железы – то, чего нет у вышележащего таксона Хордовые, но есть у класса Млекопитающие.
  5. Постоянная температура тела – признак Млекопитающих.
  6. Дифференцированные зубы – тоже признак Млекопитающих, ведь мы едим и растительную, и животную пищу.
Ответ: 111222

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1520D

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3 ) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.


Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации. То есть, организмы не поднимаются за счет этих изменений по эволюционной лестнице, это лишь приспособления.

  1. В этом приложении просто указан образ жизни, это ни ароморфоз, ни идиоадаптация.
  2. Плотные покровы, то есть кутикула – приспособление, позволяющее избежать переваривания. Это идиоадаптация.
  3. Аналогично пункту 2).
  4. Утрата – общая дегенерация.
  5. Присоски и крючья – приспособления к паразитическому образу жизни, подходит.
  6. Редукция – тоже дегенерация, как и в пункте 4).
Ответ: 235

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1420D

Установите последовательность этапов движения кислорода воздуха, начиная с его поступления в носовую полость человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр
  1. поступление кислорода в альвеолы
  2. поступление кислорода в полость гортани
  3. поступление кислорода в клетки тела
  4. диффузия кислорода в кровь
  5. транспорт кислорода гемоглобином эритроцита
  6. окисление кислородом органических веществ

После носовой полости человека следует носоглотка и гортань, затем трахея, бронхи, легкие, далее достигает самых маленьких структур легких – альвеол, где и происходит газообмен.

То есть, первая половина решения: 214.

Мы остановились на «диффузии в кровь», эритроциты – форменные элементы крови. Именно они осуществляют транспорт газов. Поэтому следующая цифра 5).

Кислород поступает во все клетки организма, где происходит окисление, 3) и 6).

Ответ: 214536

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1320D

Установите соответствие между характеристиками и камерами сердца человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕРЫ СЕРДЦА

А)   От него отходят лёгочные артерии.

Б)    Он входит в большой круг кровообращения.

В)    Содержится венозная кровь.

Г)    Он имеет более толстые мышечные стенки.

Д)    В него открывается двустворчатый клапан.

Е)    Содержится богатая кислородом кровь.

1)     левый желудочек

2)     правый желудочек


Из левого желудочка начинается путь большого круга кровообращения. Кровь под большим давлением выбрасывается в аорту. Так как давление велико, то и стенки у левого желудочка толще.

От правого желудочка начинается малый круг кровообращения. Кровь выбрасывается в легочное ствол.

В левой части сердца циркулирует артериальная кровь, а в правой – венозная.

Между левым предсердием и левым желудочком располагается двустворчатый клапан, он препятствует тому, чтобы кровь попала из желудочка в предсердие.

С правой стороны желудочек и предсердие разделяются трехстворчатым клапаном

Ответ: 212111

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1220D

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
  1. пищевод
  2. печень
  3. толстая кишка
  4. прямая кишка
  5. поджелудочная железа
  6. тонкая кишка

Вспомним расположение органов пищеварительной системы.

Теперь разберемся с рисунком:

1 – пищевод, верно.

2 – печень, верно.

3 – толстый кишечник, верно.

4 – аппендикс, а не прямая кишка.

5 – тонкий кишечник, а не поджелудочная железа.

6 – толстый кишечник, а не тонкий.

Ответ: 123

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1120D

Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого мелкого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
  1. Улотрикс
  2. Эукариоты
  3. Улотриксовые
  4. Зелёные водоросли
  5. Улотрикс опоясанный
  6. Растения

Самым мелким таксоном является вид.

Вид Улотрикс опоясанный

Род Улотрикс

Семейство Улотриксовые

Отдел Зеленые водоросли

Царство Растения

Домен Эукариоты

Ответ: 513462

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1020D

Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЧАСТИ СТЕБЛЯ

А)   расположение в коре

Б)    наличие ситовидных трубок

В)    наличие лубяных волокон

Г)    проводящие элементы мёртвые

Д)    ток веществ только восходящий

Е)    транспорт растворённых в воде минеральных веществ

1)     1

2)     2


На рисунке изображен сред стебля. Цифра 1 – флоэма (луб), цифра 2 – ксилема (древесина).

И та, и другая являются проводящими тканями растения. По флоэме вещества двигаются вниз по стеблю, от листьев к корню. То есть, перемещаются органические вещества, полученные в результате фотосинтеза. По ксилеме вещества перемещаются от корня к листьям. Корни поглощают воду и минеральные вещества.

Флоэма состоит из живых клеток, а ксилема – из мертвых, между ними нет стенок.

Флоэма включает в себя ситовидные трубки и клетки-спутницы. Ксилема – сосуды и трахеиды.

Ответ: 111222

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0920D

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства костных рыб?
  1. Рот находится на нижней стороне головы.
  2. Тело покрыто костной чешуёй.
  3. Они обитают только в пресных водоёмах.
  4. Жабры прикрыты жаберными крышками.
  5. Они имеют чешую с зубообразными шипами, покрытыми эмалью.
  6. В полости тела имеется плавательный пузырь.

Рыбы делятся на два класса: хрящевые и костные. Яркими представителями хрящевых рыб являются скаты и акулы. В качестве примера костной рыбы можно вспомнить тех, что часто используют в пищу: карась, сельдь, карп и т.д. Основываясь на примерах, можно выполнить это задание.

  1. Рот на нижней стороне головы – похоже на ската, хрящевая рыба.
  2. Тело покрыто костной чешуей – это признак костных рыб.
  3. Хрящевые рыбы обитают морях и океанах, а костные рыбы есть и морские, и пресноводные. Это утверждение не подходит ни к тем, ни к другим.
  4. Жабры прикрыты жаберными крышками – костные рыбы, вспоминаем того же карася, его жабры спрятаны. А вот у акул жаберные щели отчетливо видны, ничем не прикрыты.
  5. Чешуя с шипами – совсем не карась. У хрящевых рыб чешую называется «плакоидной».
  6. Если Вам приходилось чистить рыбу и потрошить рыбу, вроде того же карася, который здесь является примером, то Вы знаете, что под позвоночником у костных рыб есть плавательный пузырь. У хрящевых рыб его нет, поэтому им приходится находиться в постоянном движении.
Ответ: 246

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0820D

Установите соответствие между характеристиками и типами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А)   Размножение осуществляется с помощью побегов.

Б)    Происходит сочетание генов двух родителей.

В)    Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.

Г)    Размножение происходит без участия гамет.

Д)    Размножение происходит путём почкования.

Е)    Образуется зигота

1)     бесполое

2)     половое


При бесполом размножении не происходит обмена генетической информацией, дочерние особи идентичны материнским. Для бесполого размножения необходима лишь одна особь.

В половом размножении принимаю участие две особи, происходит слияние гамет, потомки отличаются от родительских особей.

  1. Побеги – вегетативные части взрослого растения, бесполое размножение.
  2. Сочетание генов двух родителей, обмен генетической информацией – половое размножение.
  3. Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), то есть из половой клетки — половое размножение.
  4. Размножение без участия гамет – бесполое размножение.
  5. Почкование – процесс при котором на материнской особи развивается дочерняя, а затем она отделяется («отпочковывается») от материнской особи – бесполое размножение.
  6. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, то есть произошло слияние двух гамет – половое размножение.
Ответ: 122112

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0720D

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания модификационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1. возникает у единичных особей
  2. образует вариационный ряд признака
  3. имеет массовый характер
  4. формируется в результате случайного сочетания хромосом
  5. является приспособительной к условиям среды

Модификационная изменчивость – фенотипическая изменчивость, возникающая как приспособительная реакция к факторам окружающей среды.

В данном задании нужно разложить варианты на изменчивость фенотипическую (что нам подходит) и генотипическую.

  1. Возникает у единичных особей – подходит для генотипической изменчивости. Генотип каждой особи уникален, изменения в нем – тоже. Что касается фенотипической изменчивости, то представим себе популяцию какого-то светолюбивого низкорослого растения. Она живет на одном месте, но тут внезапно высаживают деревья или размещают забор, который вечно отбрасывает тень. У всех популяции растений начинает присутствовать недостаток солнечного света. Все особи растут с более вытянутыми стеблями, чем было. Изменения произошли не индивидуально.
  2. Вариационный ряд признака – фенотипическая изменчивость. Вернемся к той же популяции растений. В тех местах, где солнца больше – стебли короче, а чем ближе к основанию этого забора – тем больше тень и выше стебли. Так, по мере приближения к источнику тени, стебли будут удлиняться.
  3. Массовый характер – фенотипическая, что описано в пункте 1).
  4. Хромосомы – генетический аппарат. Фенотипическая изменчивость – лишь изменение внешнего признака, генотип притом не затрагивается, поэтому это не модификационная изменчивость.
  5. Исходя из определения модификационной изменчивости, это подходит.
Ответ: 14

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0620D

Сколько фенотипов у потомков может получиться при самоопылении растения душистого горошка, гетерозиготного по признаку окраски плодов, при полном доминировании этого признака? Ответ запишите в виде числа.

Запишем в виде задачи:

Гетерозиготен, т.е есть и доминантный и рецессивный аллель. Так как в условии сказано, что горошек самоопыляется, то оба генотипа будут одинаковыми.

Р: Аа х Аа

G: А а ; А а

F1: АА, Аа, Аа, аа

Мы получили 3 вида генотипов, рассмотрим фенотипы.

АА – проявится доминантный признак.

Аа – проявится доминантный признак.

аа – проявится рецессивный признак.

Итого: 2 фенотипа.

Ответ: 2

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0520D

Установите соответствие между характеристиками и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ МОЛЕКУЛ

А)   содержит один вид азотистых оснований

Б)    обеспечивает энергией реакции синтеза

В)    входит в состав рибосом

Г)    содержит макроэргические связи

Д)    содержит четыре вида азотистых оснований

Е)    служит матрицей при трансляции

1)     РНК

2)     АТФ


РНК расшифровывается как рибонуклеиновая кислота. РНК. Сама РНК состоит из цепи нуклеотидов. Нуклеотиды РНК включают в себя следующие части: фосфатная группа, сахар рибоза и азотистое основание. Одно из отличий ДНК от РНК – азотистые основания. Для РНК это аденин, урацил, гуанин и цитозин, а для ДНК вместо урацила тимин. РНК играют важную роль в биосинтезе белка в клетке. РНК входит в состав рибосом.

АТФ расшифровывается как аденозинтрифосфат. Это молекулы, которые являются универсальным аккумулятором энергии в клетке. АТФ включает в себя азотистое основание аденин, сахар рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты. Фосфатные группы соединены макроэргическими связями, есть в них заключено много энергии, которая при разрушении этих связей высвобождается. Синтез АТФ происходит в животных клетках в митохондриях, а в растительных и в митохондриях, и в хлоропластах. АТФ можно обнаружить в цитоплазме, ядре, митохондриях, хлоропластах. В растительных клетках эти молекулы образуются в результате фотосинтеза, а в животных – в результате дыхания.

Один вид азотистых оснований содержит АТФ, это аденин.

Обеспечивает энергией тоже АТФ.

Входит в состав рибосом РНК.

Макроэргические связи содержит АТФ.

Четыре вида азостистых оснований содержит РНК, это аденин, урацил, гуанин, цитозин.

Служит матрицей при трансляции РНК, трансляция – один из этапов биосинтеза белка.

Ответ: 221211

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0420D

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1. выделяется энергия при разложении воды
  2. образуются молекулы АТФ
  3. формируется глюкоза
  4. выделяется кислород
  5. происходит в тилакоидах

Для подготовки по данной теме можно составить подобную таблицу:

Характеристика Световая фаза Темновая фаза
Место протекания реакций На мембранах тилакоидов В строме хлоропласта
Основные процессы Фотолиз воды,

Восстановление НАДФ+ до НАДФ*Н2,

Синтез АТФ

Окисление НАДФ*Н2,

Распад АТФ до АДФ и Ф,

Фиксация СО2

Исходные вещества Н2О, АДФ, Ф, НАДФ+ АТФ, НАДФ*Н2, рибулёзофосфат
Образующиеся продукты Солнечная энергия аккумулируется и преобразовывается в энергию химических связей АТФ, НАДФ*Н2

 

Углеводы (глюкоза)
Источник энергии Солнечная Энергия АТФ
Когда происходит Только на свету И на свету, и в темноте
Суммарное уравнение 2 Н2О → 4е + 4Н+ + О2 6 СО2 + 24 Н+ + АТФ → С6Н12О6 + 6 Н2О

Разложение воды – фотолиз воды, световая фаза, однако энергия в эту фазу не выделяется.

Образование АТФ — световая фаза.

Образование глюкозы – темновая фаза.

Выделяется кислород как побочный продукт – световая фаза.

Происходит в тилакоидах – световая фаза.

Ответ: 13

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0320D

Сколько триплетов в молекуле иРНК кодируют белок, состоящий из 102 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

Одна аминокислота кодируется одним триплетом нуклеотидов. В условии сказано, что белок состоит из 102 аминокислот, значит, из 102 триплетов.

Ответ: 102

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0220D

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Разделы биологии Объект изучения / Область исследования
Генетика Закономерности наследственности
? Использование биологических процессов и систем в сельском хозяйстве, медицине и промышленности

Биотехнология — раздел биологии, в рамках которого изучаются возможности использования живых организмов и биологических процессов для получения разных продуктов.

Ответ: биотехнология

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB0120D

Рассмотрите предложенную схему строения кровеносной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Третьим типом кровеносных сосудов в организме человека являются капилляры. Эти сосуды, в отличие от артерий и вен, имеют лишь один слой клеток, через них происходит газообмен.

Ответ: капилляры

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор


👀 1.5k