Фёдор Долохов •
второстепенный герой
💡
Фёдор Долохов – второстепенный персонаж романа «Война и мир». В описании его образа Толстой отступает от своей традиции и показывает этого героя несколько иначе, чем остальных аристократов. Его яркий противоречивый характер чаще проявляется не в обычной жизни, а на полях сражений.
У этого персонажа существует несколько прототипов. Одним из них был генерал, партизан Иван Дорохов, герой войны 1812 года. Характер Долохова в романе, скорее всего, списан с двоюродного дяди писателя, Федора Толстого. Третьим прототипом стал офицер А. Фигнер, командир партизанского отряда, дуэлянт и ненавистник французов.
Описание героя
Характеристика личности
Долохову двадцать пять лет. Он достаточно умен, у него хорошее образование. Происходит он из семьи разорившихся дворян, что накладывает определенный негативный отпечаток на его характер. В стремлении улучшить свою материальную базу, он часто совершает поступки, роняющие честь и достоинство человека и офицера. Вся его семья – это престарелая мать и сестра. Толстой ничего не сообщает об этапах его взросления, перед читателем он предстает уже вполне сформировавшейся личностью.
Внешность Долохова
У Долохова эффектная внешность: он светловолосый, «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». У него атлетическое телосложение, широкие плечи, тонкий, стройный стан. Руки у него «красноватые, с короткими пальцами». При всей красоте его глаз, взгляд его можно назвать отталкивающим, наглым и холодным: он «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом». Улыбается он редко, и улыбку его можно справедливо считать пленительной, но чаще его губы изображают холодную усмешку. Разговаривает герой «звучным, твердым, неспешащим голосом».
Военная служба
Связать свою жизнь с армией Долохова побудил отнюдь не патриотизм, как это можно наблюдать в случае с Николаем Ростовым, а банальное тщеславие и желание обогащения. Неся службу в элитном Семеновском полку, герой часто попадает в нелицеприятные истории, которые обычно заканчиваются для него выговорами и лишением звания. Всему виной его неудержимая страсть к дуэлям и кутежам, которые занимают в его жизни огромное место.
Долохов не трус, наоборот, его поведение на фронте сродни героизму. Но движет этим героизмом, как правило, корысть. В одном из военных сражений все его героические поступки были совершены ради одной цели – вернуть себе офицерское звание. Поэтому в его отчете перед командованием звучит отчетливый акцент на значимость своих достижений. К моменту начала войны с Наполеоном Долохов вновь разжалован и служит обыкновенным солдатом. Но его цель – восстановить свое звание любой ценой: «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».
Авантюризм Долохова
Долохов пользуется бешеной популярностью у женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели». Его имидж гуляки и развратника дает ему право вести себя, абсолютно игнорируя понятия приличия. Для него не считается чем-то из ряда вон выходящим убить человека на дуэли. Он – заядлый картежник, причем, удача почти всегда на его стороне. По этой причине за Долоховым закрепилась репутация шулера. Но сам он относится к этому с иронией и всегда предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее». По непонятной причине личность Долохова притягивает к себе людей, как магнитом. Среди них можно наблюдать представителей абсолютно разных слоев общества. Его натура требует постоянного драйва, через какое-то время ему начинает наскучивать пресная жизнь, и он снова пускается во все тяжкие, включая свою агрессию и необузданность, часто сам провоцируя скандальные ситуации.
Командование было осведомлено о его выходках, но часто закрывало глаза, объясняя это тем, что «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он и правда был очень отважным в бою, а слухи «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» ходили по всей армии и у многих вызывали искреннее восхищение.
Свои армейские привычки, в том числе командовать людьми, Долохов часто переносил в гражданскую жизнь, что не всегда было понято его окружением. Нередко, находясь в приличном обществе, он начинал вести себя так, словно находится в полку или на поле сражения. Несмотря на враждебность своего характера, это качество не распространялось на его семью, где его считали самым нежным сыном и братом.
Понимание дружбы и любви
Долохов очень своеобразно рассматривает дружбу. Внешне он может казаться искренним и верным, но под этой личиной скрывается материальная выгода. Он использует влиятельность своих друзей, и это приносит ему определенные бонусы, но отплатить за это он может самым неожиданным способом. Его дружба с Анатолем Курагиным также основана на принципе привязки к его толстому кошельку.
С неожиданной стороны раскрывается данный персонаж в отношениях с Соней Ростовой. Испытывая влечение к этой девушке, Долохов делает ей предложение, но получает отказ. В противовес своему амплуа картежника, гуляки и дуэлянта, он вдруг обнажает совершенно новые для читателя качества, такие как нежность, душевная и сердечная доброта. Несмотря на то, что девушка, по сути, является бесприданницей, Долохову это обстоятельство не важно, он, пожалуй, единственный, кто разглядел в Соне ее настоящую и глубокую душу.
Вообще в Долохове присутствовало нечто особенное, что позволяло другим людям относиться к нему с уважением. По сравнению с тем же Анатолем, в нем было гораздо больше достоинства и чести. В то же время, в характере Долохова присутствовала такая черта, как мстительность. После истории с городовым и медведем только Долохов оказался наказанным (его лишили звания офицера), остальные участники этой комедии, Анатоль и Безухов, отделались легким испугом.
Отношения с Пьером Безуховым и Николаем Ростовым
Именно эта злость на Пьера, а не страсть послужила причиной его романа с ветреной Элен. Кроме того, Элен была сестрой другого врага Долохова – Анатоля. Таким образом, складывалась невероятно удачная двойная комбинация для мести обоим неприятелям. Кроме того, Долохов считал, что Пьер несправедливо обладает своим богатством и такой красавицей, какой была Элен. Ему удалось унизить Пьера, результатом этого стала дуэль, во время которой Долохов получил ранение.
Показателен также финал дружбы Долохова с Николаем Ростовым. Это яркий пример перехода от любви к ненависти. Причина последующей вражды крылась в отношении Долохова к Соне, которая отказала ему из-за любви к Николаю. Целью Федора стала месть сопернику за свою несбывшуюся мечту. Будучи опытным картежником, он обыгрывает Ростова на крупную сумму. Толстому удалось передать в этой карточной игре весь «демонизм» натуры Долохова, его психологическое давление на противника. У читателя создается впечатление, что не игра, как таковая, страшит Николая, он уже боится самого Долохова.
Но ни месть Пьеру, ни проигрыш Николая не приносят герою удовлетворения. Все его мысли по-прежнему заняты Соней. Возможно из-за своего отчаяния, спустя два месяца после ее отказа, Долохов снова становится участником отвратительной истории. Он помогает Анатолю в осуществлении его плана выкрасть Наташу Ростову.
В романе Долохов предстает страшным человеком, потому что для своего молодого возраста он успел накопить ужасающее количество негативного опыта. В итоге он усвоил одну истину: порядочные, честные, смелые люди не нужны современному обществу. Возможно, эта самая истина и стала порождением того зла и цинизма, носителями которых является данный герой.
Роль героя в произведении
В образе Долохова Л.Н. Толстой запечатлел воинственного дворянина-авантюриста. Писатель показал, какие противоречия могут быть скрыты внутри одного человека. С одной стороны – трепетная любовь к матери, с другой – жестокость и мстительность, готовность шагать по трупам ради своей цели. Несмотря на то, что в его характере присутствуют положительные черты, он воспринимается читателем, как отрицательный персонаж. Потому что именно темное начало одерживает верх в жизни этого героя.
На протяжении всего романа сам писатель ни в одном эпизоде не называет Долохова по имени. Он не смог пройти у автора своеобразную проверку критериями добра, правды и справедливости. Толстой отрицательно относится к его ложному героизму и эгоизму по отношению к другим героям.
Тем не менее, война по-своему отразилась на личности Долохова, она заставила его иначе посмотреть на себя и на людей, которые его окружают. Возможно, ему удастся преодолеть свой эгоизм, и присутствующие в его душе добрые начала все же одержат верх и помогут герою отыскать правильные ориентиры.
Литература
- Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
- Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
- Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
Сочинения по произведению
- • Анализ романа «Война и мир»
- • Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»
- • Женские образы в романе «Война и мир»
- • Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»
- • Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»
- • Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
- • Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»
- • Светское общество в романе «Война и Мир»
- • Смысл названия романа «Война и Мир»
- • Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»
- • Читательский дневник «Война и мир»