Графиня Наталья Ростова

второстепенный герой в произведении "Война и Мир"

Графиня Наталья – одна из второстепенных героинь романа «Война и Мир», мать Веры, Николая, Наташи и Пети Ростовых, образец материнской любви и супружеской преданности. При создании ее образа Л.Н. Толстой объединил в ней черты двух реальных женщин – своей тещи Л.А. Берс и бабушки по линии отца П.Н. Толстой.

Описание героя

Графиня Наталья. Актриса К. Головко. Х/ф «Война и Мир». 1967

Внешность графини

«Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение» – такой предстает героиня в первую встречу с ней на страницах романа. Толстой не дает более подробного описания ее внешности, образ графини большей частью представлен ее гардеробом – кружевные мантильи, высокие чепцы, кофточки, бархатные платья. Как и все дамы ее общества, она ведет праздный образ жизни, любит музыку, нюхает табак, раскладывает пасьянсы: «Графиня, по обычаю, сидела с Беловой за гранпасьянсом». Ее отличает мягкий и добрый характер, готовность помогать нуждающимся. Например, она регулярно оказывает помощь своей подруге, княгине Друбецкой и ее сыну Борису: «…вот Борису от меня, на шитье мундира…»

Отношения с детьми

В свое время она получила светское образование и в шестнадцать лет вышла замуж за Илью Андреевича, сменив фамилию Шиншина на Ростову. С годами она превратилась в настоящую матрону, многодетную мать, уважаемую в дворянском обществе. Своих детей она любит безмерно, все, включая Соню, окружены ее заботой. Ее материнской ласки хватает на всех, неспроста сирота Соня называет ее маменькой. В то же время, чтобы совсем не разбаловать их, она временами проявляет умеренную строгость. Особые отношения у графини с младшей дочерью Наташей. Только ей девушка может доверить все свои секреты, ведь мама, как никто другой может выслушать и понять свою дочь. Часто Наташа перед сном приходит к ней в спальню и, они, лежа в кровати, до полуночи о чем-то шепчутся и смеются: «полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья».

Несмотря на все добродетели, героиня не идеальна. Вкупе с добротой в ее характере присутствует такая черта, как расчетливость. Именно она одерживает верх в ситуации с Соней, когда графиня, мечтая о богатой жене для Николая,  практически разрушает их отношения.

Счастливый брак

Графиня очень счастлива в браке. Несмотря на долгую совместную жизнь, супругов все так же связывают теплые отношения. Они очень бережно относятся друг к другу, семья для обоих – самое главное в жизни. Но в их характерах есть такие общие черты, как расточительность, любовь к роскоши, отсутствие экономности. «Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок – сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю». Помимо этого, Ростовы часто дают приют почти незнакомым людям, которые быстро превращаются в нахлебников. «Огромный дом и флигель… были полны народом, за стол все так же садилось больше двадцати человек».

Разорение семьи

Бесконечные приемы, званые обеды и ужины, дорогие подарки гостям – все это, в конце концов, приводит Ростовых к неминуемому разорению. Но даже тогда, когда семья оказывается на пороге бедности, графиня ни одним словом не упрекает мужа. Она хорошо знает его характер и принимает его, таким, каков он есть. «Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, какой он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения».

Смерть Пети

Графиня очень не хотела отпускать сына Петю на фронт, материнское сердце словно предчувствовало большую беду, и когда эта беда случилась, для нее рухнул весь мир. Горе моментально состарило ее, превратив из некогда жизнерадостной матери-графини в скорбящую, глубоко пожилую женщину. «Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой». После кончины Ильи Андреевича она совершенно потеряла интерес к жизни, которая не обещала ей больше никаких впечатлений. Теперь графине ничего не было нужно, кроме спокойствия, которое она могла найти только в смерти.

Роль героя в произведении

Лев Николаевич Толстой с большой симпатией относился к матери-графине. Из-под его пера вышел не идеал, а образ обыкновенной женщины, со своими достоинствами и недостатками. Глубину ее материнских чувств автор изобразил через гибель ее младшего сына, и ее страдания вызывают огромное сочувствие. Толстой показал, что расточительная аристократка может быть одновременно и верной женой, и ласковой матерью, и сильной женщиной с твердым характером. Графиня Наталья – образец жены и матери, для которой самой большой ценностью является семья.

Литература
  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 286 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *