Фёдор Долохов – второстепенный персонаж романа «Война и мир». В описании его образа Толстой отступает от своей традиции и показывает этого героя несколько иначе, чем остальных аристократов. Его яркий противоречивый характер чаще проявляется не в обычной жизни, а на полях сражений.

У этого персонажа существует несколько прототипов. Одним из них был генерал, партизан Иван Дорохов, герой войны 1812 года. Характер Долохова в романе, скорее всего, списан с двоюродного дяди писателя, Федора Толстого. Третьим прототипом стал офицер А. Фигнер, командир партизанского отряда, дуэлянт и ненавистник французов.

Описание героя

Олег Ефремов в роли Долохова. Х/ф «Война и Мир». 1967

Характеристика личности

Долохову двадцать пять лет. Он достаточно умен, у него хорошее образование. Происходит он из семьи разорившихся дворян, что накладывает определенный негативный отпечаток на его характер. В стремлении улучшить свою материальную базу, он часто совершает поступки, роняющие честь и достоинство человека и офицера. Вся его семья – это престарелая мать и сестра. Толстой ничего не сообщает об этапах его взросления, перед читателем он предстает уже вполне сформировавшейся личностью.

Внешность Долохова

У Долохова эффектная внешность: он светловолосый, «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». У него атлетическое телосложение, широкие плечи, тонкий, стройный стан. Руки у него «красноватые, с короткими пальцами». При всей красоте его глаз, взгляд его можно назвать отталкивающим, наглым и холодным: он «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом». Улыбается он редко, и улыбку его можно справедливо считать пленительной, но чаще его губы изображают холодную усмешку. Разговаривает герой «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Военная служба

Связать свою жизнь с армией Долохова побудил отнюдь не патриотизм, как это можно наблюдать в случае с Николаем Ростовым, а банальное тщеславие и желание обогащения. Неся службу в элитном Семеновском полку, герой часто попадает в нелицеприятные истории, которые обычно заканчиваются для него выговорами и лишением звания. Всему виной его неудержимая страсть к дуэлям и кутежам, которые занимают в его жизни огромное место.

Долохов не трус, наоборот, его поведение на фронте сродни героизму. Но движет этим героизмом, как правило, корысть. В одном из военных сражений все его героические поступки были совершены ради одной цели – вернуть себе офицерское звание. Поэтому в его отчете перед командованием звучит отчетливый акцент на значимость своих достижений. К моменту начала войны с Наполеоном Долохов вновь разжалован и служит обыкновенным солдатом. Но его цель – восстановить свое звание любой ценой: «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Авантюризм Долохова

Долохов пользуется бешеной популярностью у женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели». Его имидж гуляки и развратника дает ему право вести себя, абсолютно игнорируя понятия приличия. Для него не считается чем-то из ряда вон выходящим убить человека на дуэли. Он – заядлый картежник, причем, удача почти всегда на его стороне. По этой причине за Долоховым закрепилась репутация шулера. Но сам он относится к этому с иронией и всегда предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее». По непонятной причине личность Долохова притягивает к себе людей, как магнитом. Среди них можно наблюдать представителей абсолютно разных слоев общества. Его натура требует постоянного драйва, через какое-то время ему начинает наскучивать пресная жизнь, и он снова пускается во все тяжкие, включая свою агрессию и необузданность, часто сам провоцируя скандальные ситуации.

Командование было осведомлено о его выходках, но часто закрывало глаза, объясняя это тем, что «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он и правда был очень отважным в бою, а слухи «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» ходили по всей армии и у многих вызывали искреннее восхищение.

Свои армейские привычки, в том числе командовать людьми,  Долохов часто переносил в гражданскую жизнь, что не всегда было понято его окружением. Нередко, находясь в приличном обществе, он начинал вести себя так, словно находится в полку или на поле сражения. Несмотря на враждебность своего характера, это качество не распространялось на его семью, где его считали самым нежным сыном и братом.

Понимание дружбы и любви

Долохов очень своеобразно рассматривает дружбу. Внешне он может казаться искренним и верным, но под этой личиной скрывается материальная выгода. Он использует влиятельность своих друзей, и это приносит ему определенные бонусы, но отплатить за это он может самым неожиданным способом. Его дружба с Анатолем Курагиным также основана на принципе привязки к его толстому кошельку.

С неожиданной стороны раскрывается данный персонаж в отношениях с Соней Ростовой. Испытывая влечение к этой девушке, Долохов делает ей предложение, но получает отказ. В противовес своему амплуа картежника, гуляки и дуэлянта, он вдруг обнажает совершенно новые для читателя качества, такие как нежность, душевная и сердечная доброта. Несмотря на то, что девушка, по сути, является бесприданницей, Долохову это обстоятельство не важно, он, пожалуй, единственный, кто разглядел в Соне ее настоящую и глубокую душу.

Вообще в Долохове присутствовало нечто особенное, что позволяло другим людям относиться к нему с уважением. По сравнению с тем же Анатолем, в нем было гораздо больше достоинства и чести. В то же время, в характере Долохова присутствовала такая черта, как мстительность. После истории с городовым и медведем только Долохов оказался наказанным (его лишили звания офицера), остальные участники этой комедии, Анатоль и Безухов, отделались легким испугом.

Отношения с Пьером Безуховым и Николаем Ростовым

Именно эта злость на Пьера, а не страсть послужила причиной его романа с ветреной Элен. Кроме того, Элен была сестрой другого врага Долохова – Анатоля. Таким образом, складывалась невероятно удачная двойная комбинация для мести обоим неприятелям. Кроме того, Долохов считал, что Пьер несправедливо обладает своим богатством и такой красавицей, какой была Элен. Ему удалось унизить Пьера, результатом этого стала дуэль, во время которой Долохов получил ранение.

Показателен также финал дружбы Долохова с Николаем Ростовым. Это яркий пример перехода от любви к ненависти. Причина последующей вражды крылась в отношении Долохова к Соне, которая отказала ему из-за любви к Николаю. Целью Федора стала месть сопернику за свою несбывшуюся мечту. Будучи опытным картежником, он обыгрывает Ростова на крупную сумму. Толстому удалось передать в этой карточной игре весь «демонизм» натуры Долохова, его психологическое давление на противника. У читателя создается впечатление, что не игра, как таковая, страшит Николая, он уже боится самого Долохова.

Но ни месть Пьеру, ни проигрыш Николая не приносят герою удовлетворения. Все его мысли по-прежнему заняты Соней. Возможно из-за своего отчаяния, спустя два месяца после ее отказа, Долохов снова становится участником отвратительной истории. Он помогает Анатолю в осуществлении его плана выкрасть Наташу Ростову.

В романе Долохов предстает страшным человеком, потому что для своего молодого возраста он успел накопить ужасающее количество негативного опыта. В итоге он усвоил одну истину: порядочные, честные, смелые люди не нужны современному обществу. Возможно, эта самая истина и стала порождением того зла и цинизма, носителями которых является данный герой.

Роль героя в произведении

В образе Долохова Л.Н. Толстой запечатлел воинственного дворянина-авантюриста. Писатель показал, какие противоречия могут быть скрыты внутри одного человека. С одной стороны – трепетная любовь к матери, с другой – жестокость и мстительность, готовность шагать по трупам ради своей цели. Несмотря на то, что в его характере присутствуют положительные черты, он воспринимается читателем, как отрицательный персонаж. Потому что именно темное начало одерживает верх в жизни этого героя.

На протяжении всего романа сам писатель ни в одном эпизоде не называет Долохова по имени. Он не смог пройти у автора своеобразную проверку критериями добра, правды и справедливости. Толстой отрицательно относится к его ложному героизму и эгоизму по отношению к другим героям.

Тем не менее, война по-своему отразилась на личности Долохова, она заставила его иначе посмотреть на себя и на людей, которые его окружают. Возможно, ему удастся преодолеть свой эгоизм, и присутствующие в его душе добрые начала все же одержат верх и помогут герою отыскать правильные ориентиры.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Лиза Болконская
Петя Ростов
Соня Ростова
Тушин
Илья Андреевич Ростов
Графиня Наталья Ростова
Платон Каратаев
Борис Друбецкой
Элен Курагина
Николай Ростов
Николай Андреевич Болконский
Марья Болконская
Анатоль Курагин
Пьер Безухов
Наташа Ростова
Андрей Болконский
Текст: Ирина Зарицкая, 10.5k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии