Соня Ростова

второстепенный герой в произведении "Война и Мир"

Соня Ростова  – второстепенная героиня романа, но ее образ способствует лучшему пониманию других персонажей, связанных с ней одной сюжетной линией. Эта девушка является символом глубокой порядочности и доброты, а также покорности и смирения. Прототипом Сони стала Татьяна Ергольская, которая жила в доме отца Льва Толстого и являлась его троюродной сестрой. В молодости у нее был роман с отцом писателя, схожий с романом Сони и Николая Ростова, который описан в данном произведении.

Описание героя

Ирина Губанова в роли Сони. Х/ф «Война и Мир». 1967

Соня и семья Ростовых

Соня Ростова рано лишилась родителей и была взята в семью своего дяди, Ильи Андреевича Ростова. Его положение позволяло обеспечить девушке такие же условия, какие были у его родных детей. По степени родства она приходилась Наташе, Николаю, Вере и Пете Ростовым троюродной сестрой. О ее настоящей фамилии ничего не известно, вероятно, дядя изменил ее на свою, когда взял опекунство над осиротевшей племянницей.

В большой и дружной семье Ростовых девушка чувствовала себя наравне с остальными, никто даже намеком не напоминал ей о том, что она не родная. Она научилась ценить это и была безмерно благодарна, что выражалось в ее теплом отношении ко всем Ростовым. «Эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям… что нельзя было ни в чем упрекнуть ее».

Соня и Николай Ростов

Когда наступила та пора, когда девушка начинает ощущать потребность в любви, Соня влюбилась в своего брата Николая Ростова. Она, как могла, скрывала свое чувство от всех домочадцев, но трудно было не заметить тех перемен, которые происходили с ней в присутствии Николая. Первой высказала свое отношение к этой непростой ситуации графиня Наталья. Ей нравилась Соня, но она категорически не поощряла эту влюбленность: «Графиня упрекала племянницу в заманиванье сына и в неблагодарности».

Женой Николая она видела совсем другую женщину и приняла решение, что не допустит «сближения между своим сыном и бесприданной Соней». Девушка очень страдала от этого, ее состояние усугублялось тем, что ее чувство к Николаю не было взаимным.

Соня и Долохов

Из-за любви к брату ею был отвергнут Долохов, который сделал ей предложение. Все  уговоры родственников о том, что нужно принимать этот подарок судьбы, не заставили Соню отказаться от своего решения. Надо полагать, что любовь Долохова к Соне была искренней, потому что он не брал в расчет ее положение. Ведь, по сути, девушка, проживая у своих родственников, так или иначе, оставалась бесприданницей.

В дальнейшей судьбе Сони так и не случилось взаимной любви, и ей не посчастливилось обрести семейное счастье. После войны 1812 года она какое-то время проживала в семье Николая и Марьи, а затем посвятила свою жизнь уходу за старой графиней Натальей. Такова краткая история жизни Сони Ростовой.

Внешность

Когда Соня появляется на страницах романа, ей всего пятнадцать лет. Чтобы составить представление об этой девушке, лучше всего обратиться к ее описанию самим автором: «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».

Шестнадцатилетняя Соня выглядит еще более сногсшибательно: «Соня шестнадцатилетняя девушка с бархатными черными глазами во всей прелести только распустившегося цветка». Двигается Соня плавно и грациозно, и на многих это действует почти завораживающе. «Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».

«Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно». В свои двадцать лет Соня оставалась все той же одинокой красавицей. Возникает вопрос: почему Соня, обладая такой яркой внешностью, не вызывала интереса у молодых людей из ее окружения? Логично было бы объяснить это издержками ее характера или иными отрицательными качествами. Но Л.Н. Толстой описывает эту героиню исключительно в положительном ключе. Ни на одной странице романа нет даже намека на какой-либо проступок Сони.

Черты характера

По словам Толстого, Соня всегда отличалась добротой и кротостью. У нее был подвижный ум и развитая память, которые позволяли ей легко запоминать большие объемы информации, а также сложные термины и понятия. В отличие от Наташи, Соня более сдержанна и это сближает ее со старшей сестрой Верой. Иногда она решается дать волю своим чувствам, как это случилось на святочные праздники, когда она веселилась, не сдерживая эмоций. Но потом, словно очнувшись и устыдившись этого, дала себе слово не позволять более таких вольностей. В разговоре с Марьей Болконской о Соне Наташа говорит о ней следующими словами: «Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы».

Жизненные принципы

Самая трагическая страница в жизни Сони – ее безответная любовь к Николаю. Сначала он проникся к девушке симпатией, что дало ей надежду на взаимные отношения, но вскоре охладел, а она продолжала любить и ждать его возвращения. Узнав о его намерении жениться, она долго не могла оправиться от боли и все время плакала, и только спустя какое-то время нашла в себе силы отпустить Николая.

В романе Лев Толстой многократно повторяет, что Соня – это идеал, в котором сосредоточены одни добродетели. У нее есть такие качества, благодаря которым ею можно бесконечно восхищаться, но не полюбить. В этом заключается весь драматизм Сониной неустроенности, в ее принципиальности и глубокой консервативности.

Это хорошо прослеживается на примере ее отношений с Николаем. Полюбив его, Соня не допускает даже мысли о том, чтобы отступиться от своего чувства. Для нее это означает предательство. Ее принципиальность становится тормозом на пути ее дальнейшего развития и приводит к тому, что она так и остается, по словам Наташи, «пустоцветом», которому суждено коротать свой век в одиночестве. Пугает то, что Соня смиряется с этим положением и даже не пытается что-то изменить.

Противоречия в жизни

Вся жизнь Сони – это череда сплошных противоречий, которые возникают уже в момент появления ее в семье Ростовых. Несмотря на то, что ее воспитывали, как родную дочь, успехи ее никогда не оценивались взрослыми родственниками. В отличие от родных детей, Соню никогда не хвалили. Все ее достижения рассматривались как что-то само собой разумеющееся.

На своем первом балу Соня предстает не меньшей красавицей, чем Наташа. В семье очень тщательно готовились к этому мероприятию и старались, чтобы обе девушки были на высоте. Но, в отличие от Наташи, на Соню никто не обращает внимания и этому невозможно найти какие-либо объяснения.

Графиня Наталья Ростова когда-то дала себе слово не допустить свадьбы Николая и Сони. Но весь парадокс заключен в том, что именно Соня будет ухаживать за графиней до ее последнего вздоха.

На алтарь своей любви к Николаю Соня положила всю свою жизнь, и в какой-то момент оказалась в его семье, вынужденной наблюдать, как он строит свое счастье с другой женщиной. Будучи привязанной к семье, свято служа ей и жертвуя ради нее всем, что у нее было, сама она остается одинокой и бездетной до конца своих дней.

Соня живет по ей самой выработанным правилам и не представляет, что их можно менять в зависимости от жизненной ситуации. Ее категоричность мешает ей двигаться вперед, она не способна обходить острые углы и делать правильные выводы. Ее жизнь – это бесконечная жертва ради других, и она настолько свыклась с этой ролью, что такое существование стало казаться ей единственно возможным и правильным.

Роль героя в произведении

В романе образ Сони выполняет вспомогательную роль, он является неким ориентиром, или индикатором достоинства, в соответствии с которым необходимо рассматривать остальных героев. Толстой изображает ее как образец чистоты и непорочности, благоговейный образ, в котором заключено все то, что ценно для самого автора. В каком-то смысле этот образ можно рассматривать, как нереальный, потому что такие люди либо не существуют, либо очень рано покидают этот мир. Также Толстой напоминает об отсутствии у Сони некоего духовного стержня, который обеспечил бы ей ту необходимую жесткость, которой так не хватало в ее одинокой, не сложившейся жизни.

Литература
  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
  2. Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
  3. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  4. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *