Анатоль Курагин

второстепенный герой в произведении "Война и Мир"

Анатоль Курагин. Актер В. Лановой. Х/ф «Война и Мир». 1967

Анатоль Курагин – персонаж  второго плана романа «Война и Мир», офицер, красавец и ловелас. Это яркий и показательный образ, на фоне которого раскрываются характеры других героев, связанных с ним сюжетной линией. Основные черты Анатоля – глупость, распущенность, полное отсутствие нравственности. Его прототипом стал Анатолий Львович Шостак, который безмерно раздражал писателя своими ухаживаниями за сестрой его жены, Татьяной Берс.

Описание героя

Внешность Анатоля Курагина

У Льва Николаевича Толстого есть одна особенность – всех красивых персонажей он описывает очень кратко, не вдаваясь в подробности. И, наоборот, чем некрасивее герой – тем детальнее его описание. Возможно, это связано с тем, что красивые люди имеют более-менее схожие черты лица, которые можно назвать классическими. Так или иначе, при знакомстве с красавцем Анатолем Курагиным читатель узнает лишь то, что он  «мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза». То, что он действительно красив, становится понятно по реакции, которую он вызывает у других персонажей. При встрече с ним обычно слышится восклицание «Как хорош!».

Биография

Отец Анатоля – крупный министерский чиновник, князь Василий Курагин. Кроме Анатоля, у него есть еще двое детей – Ипполит и Элен. В свое время, решив, что «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», Анатоль получил образование во Франции, и до сих пор в его речи вместо русских преобладают французские слова.

В биографии Анатоля был момент, который вызывал множество перетолков, но о котором старались не говорить вслух. Дело касалось его отношений с родной сестрой Элен.  «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя». Узнав об этом, князь Василий немедленно отдалил Анатоля от семьи.

Как и большинство молодых мужчин-аристократов того времени, Курагин состоял на военной службе. Как-то раз, во время пребывания со своим полком в Польше, он соблазнил одну местную девушку, и ее отец «заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Насколько бы тщательно Анатоль не сохранял эту тайну, она все-таки просочилась в общество. Это известие едва не закончилось трагедией для Наташи Ростовой. Узнав, что Анатоль женат, она поняла, что он всего лишь обманывал ее, и решилась на самоубийство. К счастью, девушку удалось спасти, но эта история еще раз напоминает о безответственной и лживой натуре Анатоля.

Анатоль был участником войны 1812 года и, получив тяжелое ранение, лишился ноги. О дальнейшей его судьбе ничего не известно, предположительно, его не стало в том же 1812 году.

Это был краткий экскурс в биографию Анатоля Курагина. Чтобы лучше понять этого героя, необходимо подробнее рассмотреть его личность.

Черты личности и характер

Создавая образ Анатоля, Толстому приходилось выражать свое отношение к нему, используя такие экспрессивно окрашенные слова, как «болван», «дурень» и т.п. Иначе он никак не мог объяснить ни себе, ни читателям те поступки, которые совершал этот герой. Ни блестящее образование, ни окружение не наделило Анатоля ни одним качеством, которое бы говорило о его уме и рассудительности. Если можно назвать целью прожигание жизни, то это как раз то, чем занимался Анатоль. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Кутежи и женщины были повседневной бытностью Курагина. Без него не обходилось ни одно увеселительное мероприятие Москвы. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение». В отношениях с женщинами он придерживался принципа: «чем меньше женщину мы любим…», и эта позиция вызывала у них настоящую одержимость. После выпитого алкоголя Анатоль становился крайне агрессивным: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Привычка жить на широкую ногу требовала регулярных финансовых вливаний, поэтому Курагин постоянно одалживал деньги, но не любил их возвращать. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». «Этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – однажды признался отец, не в силах скрывать свое разочарование сыном. В конце концов, князь Василий наотрез отказался выплачивать бесконечные долги Анатоля, предоставив ему самому решать свои проблемы.

Курагин никогда не задумывался ни о смысле жизни, ни о своем будущем. Ему представлялось, что он до конца своих дней будет пребывать на этом празднике кутежа и разврата. Однако сам о себе Анатоль был куда лучшего мнения. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову». Курагин был начисто лишен каких-либо талантов или способностей. Он не был музыкально развит, плохо танцевал, не умел поддержать разговор ввиду скудости своей речи. Даже письмо Наташе о плане побега за него написала сестра Элен, потому что он совсем не умел на бумаге излагать свои мысли. Единственной относительно положительной чертой Анатоля была щедрость. Но она, скорее, также являлась больше пороком, чем добродетелью – все его деньги уходили на организацию очередных пьянок и развлечений.

Военная служба Анатоля Курагина

На военной службе Анатоль сначала оказался в гвардии, потом стал служащим армии. Он не стремился сделать военную карьеру, этим занимался его отец, князь Василий. Именно он, благодаря своим связям, добился того, чтобы Анатолю дали должность адъютанта главнокомандующего. Толстой опустил подробное описание его службы. По-видимому, этим он хотел показать полное безразличие Анатоля к этой теме.

Анатоль и княжна Марья Болконская

Когда князь Василий заговорил о том, что неплохо бы женить Анатоля на княжне Марье Болконской, герой подумал: «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает». Именно эта его позиция и привела их с отцом в имение Лысые Горы.

Княжна Марья, лишенная женской привлекательности, уже почти принадлежала к категории старых дев. Однако, она вела себя достойно, несмотря на волнение. Нужно признать, что Анатоль ей очень нравился: «Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая». Действительно, Анатоль не думал о княжне, он думал о том, насколько она уродлива.

Все мысли Курагина в тот момент занимала компаньонка Марьи, француженка Бурьен. Глядя на нее, Анатоль все больше начинал испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Это было незаметно неопытной Марье, но ее проницательный отец, князь Болконский, был поражен таким поведением «будущего зятя». Случайно увиденная сцена объятий Анатоля с Бурьен поставила крест на этой помолвке. Получив отказ, Курагины покинули поместье Болконских.

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

На момент встречи с Анатолем Наташа Ростова была официальной невестой Андрея Болконского. Курагин, увидев девушку в опере, решил, что непременно добьется ее. Его ухаживания и почти открытое плотское желание порождали в ней новые, неизвестные чувства, которые ее и возбуждали, и волновали одновременно. Наташа «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». Юная, неопытная Наташа страстно влюбилась в Курагина, и написала Андрею письмо о разрыве помолвки. Анатоль скрыл, что женат на польской девушке. Возбужденный интригой и азартом, он предложил Наташе побег.

План Курагина был раскрыт, и побег был сорван. В то время как Наташа, рыдая, объявляла, что жизнь ее кончена, Анатоль, почти забыв об этом инциденте, беспечно прогуливался по Москве. «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». В этом и был весь Курагин – безнравственный, лживый и циничный.

Анатоль и князь Андрей

Для оскорбленного предательством Наташи князя Андрея, жизненной целью стала месть Курагину. Ему уже не было важно, что девушка осознала свою ошибку,  главным для него было – восстановление собственной чести. «Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Андрей принял решение вызвать Курагина на дуэль.

Встреча соперников произошла в военном госпитале, куда Андрея привезли после ранения. В одном из больных он увидел знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Если Анатоля терзала физическая боль, то Андрей изнывал от боли душевной. Этот контраст очень ярко характеризует обоих героев. Если Анатоль был уже почти мертв, как человек, то Андрей, наоборот, возродился в своей духовности. Но ни тому, ни другому, уже не было никакого дела до сведения счетов. Андрей осознал это и простил Курагина.

Роль героя в произведении

Образ Курагина в романе является абсолютно отрицательным. У героя нет практически ни одного  положительного свойства характера. Он не наделен ни талантами, ни способностями, ни смекалкой. Он, подобно упавшему в воду бревну, просто течет по течению, попутно привнося негатив и страдания в жизни тех, кому не повезло соприкоснуться с этим героем.

Анатоль Курагин получился у Толстого человеком в красивой обертке, под которой ничего нет, кроме пустоты. Тем не менее, его роль в романе состоит в том, что те герои, которые связаны с ним по сюжету, приобретают правильный жизненный опыт, который выводит их на верный путь. Этим персонажем Толстой проиллюстрировал духовное падение некоторых представителей высшего света. Он показал, что любовь и безнравственность – вещи несовместимые по отношению к непреходящим и вечным жизненным ценностям.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 931 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *