Марья Болконская

второстепенный герой в произведении "Война и Мир"

Марья Болконская. Актриса А. Шуранова. Х/ф «Война и Мир». 1967

Марью Болконскую справедливо считают одним из самых положительных и самых сложных персонажей второго плана. Прототипом этой благородной и возвышенной героини стала мать Л.Н. Толстого, Мария Николаевна Волконская (Толстая). Биографии этих двух женщин содержат множество совпадений, основываясь на которых, писатель подарил своей любимой матери литературное бессмертие.

Описание героя

Семья Марьи Болконской

Княжна Марья родилась и выросла в родовом поместье Болконских Лысые Горы. Она почти никогда не покидала имение, потому что была далека от светских развлечений, которые ее строгий отец называл глупостями. Его суровый характер проявлялся не только в отношении сына Андрея, но и дочери, которую он мог позволить себе назвать дурой. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее». Князь Николай Андреевич считал дочь некрасивой, и постановил, что вместо замужества ей лучше заняться изучением точных наук. Поэтому княжна Марья «была хорошо образованна, князь давал  ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее состояла в беспрерывных занятиях».

Но при всей суровости и пренебрежении, в душе он не представлял своей жизни без дочери. Несмотря ни на что, он любил ее своеобразной отеческой любовью. Благодаря покладистому характеру, Марья не обижалась на отца. Напротив, всегда восхищалась его силой воли и нестандартным мышлением. Ее брат Андрей не понимал этого слепого поклонения. Он был единственным человеком в имении, кто с теплотой и любовью относился к княжне Марье. Зная о деспотичности отца, он жалел сестру, видя, что ее жизнь проходит в отдаленной глуши, где нет ни друзей, ни развлечений.

Марья также отвечала брату взаимностью. Единственное, ее огорчало то, что Андрей прохладно относился к религии, которой она придавала огромное значение. Наполненное светлой верой сердце девушки, было распахнуто для всех. Оно посылало свою любовь все окружающим: и «маленькой княгине», и отцу, и своей компаньонке мадам Бурьен.

Внешность

Героиня не была привлекательной девушкой: «некрасивое, слабое тело», тяжелая походка, «худое, некрасивое, болезненное лицо», «всегда грустные глаза», «испуганное выражение, которое редко покидало ее». Но ее глаза – лучистые, большие, освещающие лицо внутренним светом, были во сто крат «привлекательнее красоты». В этих глазах отражалось все богатство души Марьи Болконской. Сама она самокритично относилась к своей внешности и не питала в этом плане никаких иллюзий. Но не слишком зацикливалась на этом, потому что не считала это определяющим. Внешность других людей также не имела для нее никакого значения. Более ценными для нее были душа человека, его чистота и благородство.

Черты характера

Марью Болконскую отличало чувство глубокого милосердия и сопереживания. В этом состояло ее отличие от других героинь романа. Еще одной особенностью было полное отсутствие кокетства, жеманности и интереса к светским развлечениям. Всю свою жизнь она посвящала семье, но больше всего она любила проводить время со своим племянником Николенькой. Она искренне полюбила этого малыша, который с рождения не познал материнской ласки, и старалась, чтобы он не ощущал себя сиротой. Марья с удовольствием проводила с ним время в играх, а затем и в обучении, и это общение было главной отдушиной в ее жизни.

Еще одной важной стороной жизни княжны была религия. В своей непоколебимой вере она пыталась отыскать ответы на волнующие ее вопросы. «Религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек». Именно, исходя из веры и сострадания, она приглашала в дом странствующих богомольцев и юродивых. Всем им готова была помочь Марья, поскольку считала их, в какой-то мере, посланниками Бога: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя». Иногда девушку посещала мечта – бросить все и пойти странствовать с этими людьми, но ее всегда останавливала любовь к отцу и маленькому племяннику.

Подруги

Лучшей и, фактически, единственной подругой княжны считалась Жюли Карагина. Как и Марья, девушка не блистала внешней красотой, поэтому некоторые комплексы по этому поводу были знакомы обеим. Дружба эта была простой и искренней, основанной на доверии и поддержке. Никаких секретов между ними не было, да и какие могли быть секреты у двух старых дев, никогда не имевших отношений с мужчинами.

Вторым человеком, которого княжна считала своей подругой, была ее компаньонка мадемуазель Бурьен. Она уже много лет жила в имении Болконских и фактически являлась членом семьи. Когда-то Николай Андреевич оказал ей большую услугу, подобрав буквально на улице, и приютив в своем доме. Марья всей своей открытой душой привязалась к девушке и в своем отношении не делала различий между ней и Жюли. Но случилась ситуация, в которой мадемуазель Бурьен показала Марье свое истинное лицо.

Марья Болконская и Анатоль Курагин

Князь Василий Курагин всегда стремился как можно выгоднее пристроить своих проблемных детей. В один прекрасный момент он решил, что лучшей партией для его непутевого сына Анатоля будет богатая княжна Марья Болконская. С этим намерением отец с сыном наносят визит в Лысые Горы. Марья догадывается о цели их приезда, и ее охватывает волнение. В душе она уже давно мечтает о любви, о семье, о детях, но ее набожность не позволяет одержать верх этим «дьявольским мыслям». Ей уже доводилось видеть Анатоля, и она была очарована его статью и красотой.

Перед гостями Марья предстает в наряде, который ей подготовили Лиза и мадемуазель Бурьен. Но в новом платье княжна выглядит еще хуже, чем обычно, и всему виной – ее некрасивая фигура. Масла в огонь подливает бесцеремонный князь Болконский. При всех он начинает критиковать Марью за то, что она стала еще дурней в этом наряде, чем доводит девушку до слез. Анатоль все это время не сводит глаз с красивой француженки, которая кажется еще прекраснее на фоне невзрачной княжны.

Князь Николай замечает это и предупреждает дочь, чтобы она не наделала глупостей. В зимнем саду Марья убеждается в словах отца: она видит Анатоля, целующего мадемуазель Бурьен. Вернувшись в гостиную, она объявляет о разрыве помолвки и принимает решение до конца дней не покидать отца.

Брак с Николаем Ростовым

Но надежда на счастье вновь засияла на горизонте княжны. В ее жизни появился Николай Ростов. Вскоре состоялась их свадьба. У супругов обнаружилось полное родство душ, которое и стало основой их счастливой семейной жизни. Замужество исполнило главную мечту героини – стать матерью. У Марьи и Николая родились трое детей и скоро должен появиться четвертый. Оба героя обрели в этом браке то, чего бы не смогли достигнуть в одиночестве. Чистая и бескорыстная любовь Марьи возвысила и облагородила приземленного Николая. Она покорила его светом своих «лучистых глаз», духовной красотой и высокой нравственностью. «Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Роль героя в произведении

Княжна Марья Болконская – это самый возвышенный, чистый и непорочный персонаж романа «Война и Мир». В образе этой героини Толстой воплотил высокие порывы к достижению совершенства. Он наделил ее благородством и порядочностью – главными критериями, которые определяют ее сущность, и к которым должен стремиться каждый. Его героиня преодолела нелегкий путь от покорной и кроткой девушки до мудрой и духовно развитой женщины-матери. Любовь и семейные ценности стали определяющими в эволюции ее личности.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *