Наташа Ростова. Актриса Л. Савельева. Х/ф «Война и Мир». 1967

Наташа Ростова – главная героиня эпопеи «Война и Мир», дочь известного московского графа Ильи Ростова. Лев Толстой прослеживает эволюцию этой героини на протяжении пятнадцати лет – от простой и естественной тринадцатилетней девочки до зрелой женщины, жены и матери четверых детей. Прототипами Наташи были как реальные люди, так и персонажи некоторых литературных произведений. Заслуга Толстого состоит в том, что комбинируя черты их характеров, ему удалось сотворить яркий, почти идеальный образ одной из своих самых любимых героинь.

Внешность и поведение

Впервые Наташа появляется в романе в день своих именин. В семье Ростовых этот праздник устраивается сразу для двух Наташ – старшей, графини и ее тринадцатилетней дочки. Толстой так описывает внешность этой девочки-подростка:     «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках».

Юная Наташа преподносится автором как живая и непосредственная девочка, готовая вот-вот превратиться в девушку. Она игрива и забавна, ей сходит с рук нарушение светских правил, потому что на нее невозможно сердиться. У нее такое же большое сердце, как у матери, и она утешает кузину Соню, одновременно переживая за брата Николая. Ее непривлекательная внешность теряется на фоне внутреннего обаяния – она активная, веселая, натуральная, безумно любит жизнь, родителей, братьев и сестер. Именно в день своих именин Наташа впервые целуется с Борисом Друбецким, испытывая к нему первую, робкую влюбленность. Это происходит в прекрасной цветочной оранжерее, и сцена эта проникнута непередаваемой девичьей чистотой и невинностью. На этом же празднике ее впервые видит граф Пьер Безухов, ее будущий супруг.

Роль семьи в формировании характера героини

Главным фактором, который повлиял на формирование Наташиного характера, явилась ее семья. Девочка выросла атмосфере дружелюбия и высокой нравственности. Недаром семью Ростовых считали в Москве одной из самых благополучных и гармоничных, доброжелательных и радушных. Именно в семье Наташе были привиты любовь к культуре, искусству, здесь сформировалась ее духовность, ставшая частью общей духовной культуры русского народа. Наташины поступки всегда исходят из сердца, поэтому лишены фальши или наигранности.

Благодаря опытным педагогам, Наташа получила музыкальное образование, овладела элементами хореографии и вокала. Очень ярко Толстым дано описание душевного состояния Николая, которое он испытал во время пения Наташи. Музыка вызвала в нем нахлынувшее предвкушение счастья, которое властно вторглось в его внутренний мир. «Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа».

Как и родители, она очень близка к народным традициям. Она является любимицей для простых людей, которые находят приют в доме Ростовых. Наташа неравнодушна к природе. Она тонко чувствует очарование лунной ночи в Отрадном: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».

Первый бал

Первый бал Наташи можно назвать превращением «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя». К своему первому выходу девушка отнеслась очень ответственно. Сколько волнений было пережито всей семьей, пока она готовилась к этому событию! Наконец, наступил долгожданный день. То, что открылось ей на балу, не могло уместиться в ее сознании: великолепие, роскошь, залитая светом зала и сам император! Все чувства в этот момент отражались на ее лице: «блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Через некоторое время ее глаза уже полны слез: вновь играет музыка, а ее так никто и не приглашает на танец. Она не понимает, почему мужчины не смотрят на нее? Ведь она так хорошо танцует!  Состояние Наташи не укрылось от глаз добряка Пьера. Он просит Андрея Болконского пригласить девушку и издали наблюдает, как светятся от счастья глаза Наташи. И князь Болконский уже не может оторвать от нее своего взгляда. Он любуется ее юностью, грацией и чувствует себя помолодевшим. Он влюбился в эту особенную девушку, на которой не было ни грамма светского налета, но от этого она казалась еще прекрасней.

Любовь

Для характера Наташи и для всей ее натуры свойственна потребность постоянно кого-то любить. Это чувство останется главным в ее жизни. Еще совсем девочкой она была влюблена в Бориса Друбецкого и выпросила у него поцелуй. После этого испытала девичье томление к учителю танцев. В шестнадцать лет она была не прочь стать женой Василия Денисова, который вызывал у нее восхищение. На самом деле, все эти влюбленности можно рассматривать как подготовку и преддверие большой, настоящей любви.

Глубокое чувство пришло к Наташе после знакомства с князем Болконским. Это чувство было сильным и взаимным, и ей стоило переждать лишь год до полного воссоединения с Андреем. Но молодая неопытная Наташа не выдержала разлуки и попала в сети обольстительного красавца Анатоля Курагина, лживого и порочного развратника. Эта связь расторгла помолвку Андрея и Наташи и разрушила отношения между любящими людьми.

Связь с Наташей оказалась для Анатоля очередным приключением. После неудачной попытки ее похищения на следующий день он уже спокойно гулял по Москве. Для нее же это обернулось настоящей трагедией и попыткой суицида. После этой истории девушка долго не появлялась на публике, от бывшей жизнерадостной Наташи осталась лишь ее печальная тень. Но поддержка близких и, в первую очередь, Пьера Безухова, помогла ей вновь обрести душевное здоровье и желание жить.

Патриотизм

Семья Ростовых по-настоящему любит родину, не бросаясь при этом пышными фразами. Доблестно борется с врагами старший сын Николай Ростов. Младший Петя также готов сбежать на войну, он всем сердцем рвётся на фронт. При отъезде семьи из Москвы Наташа освобождает подводы от всего лишнего, чтобы отдать их раненым солдатам, которым необходимо  выбраться из осажденной Москвы. Она уговаривает отца отдать повозки, взяв с собой только самые необходимые вещи.

Сила характера

Если раньше Наташа создавала впечатление жизнерадостной, беззаботной девушки, то теперь, когда наступили трудные времена и для семьи, и для отечества, перед читателем предстает другая Наташа – сильная духом, способная принимать правильные решения. Она все свои силы отдает на выздоровление матери, которая слегла после гибели Пети. Своей дочерней любовью и заботой, духовной поддержкой она не дает графине окончательно погибнуть от горя. Взвалив на себя все тяготы ухода за тяжелобольным человеком, она ухаживает за смертельно раненым Болконским. Ее руки нежно обрабатывают его раны, стараясь облегчить боль любимого человека. Она достойна прощения, потому что заслужила его своим самопожертвованием и любовью.

Наташа и Пьер

В самые трудные периоды своей жизни Наташа «рада была только Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе». Он был единственным, кто приносил хоть немного радости в дом Ростовых. Когда Наташа изменила Андрею, она не увидела в глазах Пьера ни упрека, ни осуждения. Он все так же продолжал боготворить ее. А она, в свою очередь, боготворила его за одно лишь то, что он – единственное ее утешение и поддержка. «Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека».

Пьер всегда скрывал свои чувства к Наташе. «Представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить». Наташе необходимо было перенести многие испытания и страдания, чтобы найти свое счастье. Пьер с Наташей преодолели все трудности и сохранили до конца свою любовь.

Семья, которую создали двое этих прекрасных людей, есть, по мнению Толстого, образец идеального союза. Там нет места условностям и наигранности, там царят любовь и счастье, для которых не нужны никакие высокие слова. Наташа «чувствовала, что те очарования теперь только были смешны в глазах её мужа, она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».

Роль героя в произведении

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил идею о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего наносного, ложного, фальшивого. Эта героиня стала идеалом жизни, созданным самим писателем. Ни положение, ни богатство, ни перипетии судьбы не уничтожили в ней человека, способного пожертвовать собой ради других.

Развитие героя по мере сюжета

Толстой прослеживает жизнь героини на протяжении полутора десятилетий. Читатель видит, как происходит становление ее образа. Из наивной девочки Наташа превращается в прекрасную девушку, а затем в мудрую женщину. В детстве Наташа жила по велению сердца, не подчиняясь мнению людей. В пору юности ей пришлось столкнуться с лицемерным и лживым светским обществом, которое чуть не погубило в ней все чистое и светлое, что составляло основу самой ее сущности. Наташа совершила большую ошибку, но нашла в себе силы признать ее и продолжать жить дальше. Преодолев страдания, которые принесла ей история с Анатолем, она пришла к духовному очищению.

Война 1812 года обнажила в героине обостренное чувство любви к родине, которое проявилось в ее патриотизме. Ее жертвенность стала своеобразным актом покаяния перед умирающим Андреем Болконским. Ее самоотречение ярко проявляется и в уходе за матерью. О душевном состоянии Наташи Толстой говорит так: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Постепенно Наташа взрослеет, и в ее характере все более заметными становятся такие качества, как оптимизм, усердие, отзывчивость.

После замужества с Наташей произошли еще большие перемены. Она родила детей, пополнела, но теперь в ней было совсем другое – беззаветная преданность семье, забота о муже, глубокое уважение к нему как к отцу ее детей. Ее благополучие – это награда за ее стойкость во всех испытаниях, которые ей довелось перенести.

Отношение автора к герою

Л.Н. Толстой не скрывал, что для него образ Наташи Ростовой в романе является самым светлым, чистым и положительным. Его симпатия проявилась в том, что в своей героине он видел идеал истинно русской женщины. В ней он воплотил все то, что было ценно для него самого: открытость, дружелюбие, доброту и, самое главное – умение любить.

Традиционно разделяя своих героев на «хороших» и «плохих», он предоставляет первым возможность меняться, направляет их по пути совершенствования и развития. Это читатель и наблюдает на примере Наташи Ростовой, которая из непосредственной девочки превращается в идеальную, с точки зрения автора, женщину, жену, мать, личность.

Прототипы

Многие литературные критики настаивали, что образ Наташи Ростовой Толстой по чуть-чуть «списал» из образов женских героинь литературных произведений. Некоторые видели в ней пушкинскую Татьяну Ларину, другие находили в ней схожесть с грибоедовской Софьей из «Горя от ума». Но ближе всего соответствует истине тот факт, что Л.Н. Толстой взял в качестве прототипов Наташи двух сестер – Татьяну и Софью Берс. Причем, Софья была его женой, а Татьяна – свояченицей, которая практически все детство провела в семье писателя.

Сам писатель говорил, что Наташа появилась после того, как он «перетолок Таню с Соней». Юная Наташа – это Татьяна Берс, в ее жизни был точно такой же эпизод с поцелуем куклы. Наташа во взрослом состоянии списана с супруги писателя Софьи. Он передал в образе Наташи преданность своей жены, ее хозяйственность и многодетность.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Наташи в нем исполнила обворожительная Одри Хепберн. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Режиссер Сергей Бондарчук долго выбирал актрису на роль Наташи Ростовой. В пробах принимали участие Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева – одни из самых красивых и эффектных актрис того времени. А вот Людмила Савельева сначала совсем не понравилась ему: невыразительная внешность, светлые волосы, вместо карих глаз – голубые, неопытность. Но когда фильм вышел на экраны, он понял, как он ошибался. В его Наташу – Савельеву влюбились зрители всего мира, она была признана лучшей актрисой, воплотившей этот образ. Ею восхищались Федерико Феллини и Джульетта Мазина, ее портрет украшал обложки зарубежных газет и журналов. В Европе многие мамы называли новорожденных дочерей Наташами.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Лиза Болконская
Петя Ростов
Соня Ростова
Тушин
Фёдор Долохов
Илья Андреевич Ростов
Графиня Наталья Ростова
Платон Каратаев
Борис Друбецкой
Элен Курагина
Николай Ростов
Николай Андреевич Болконский
Марья Болконская
Анатоль Курагин
Пьер Безухов
Андрей Болконский
Текст: Ирина Зарицкая, 21.2k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии