Платон Каратаев

Платон Каратаев – второстепенный персонаж романа «Война и Мир». В жизни Пьера Безухова этот герой сыграл определяющую роль и «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не имеет реального прототипа и изображен Л.Н. Толстым, как собирательный.

Описание героя

Платон Каратаев. Актер М. Храбров. Х/ф «Война и Мир». 1967

Платон Каратаев появляется лишь в нескольких главах романа, но это не умаляет его роли в сюжетной линии, связанной с Пьером Безуховым. С этим человеком Безухова свела судьба в балагане для пленных.

Внешность Каратаева

Так выглядел этот герой в воспоминаниях самого Пьера: «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости». Французская шинель, в которую был облачен Каратаев, подпоясывалась обыкновенной веревкой, обувь представляла собой крестьянские лапти, на голове была фуражка.

Элементы биографии

Каратаев – бывший крестьянин, имевший раньше небольшое хозяйство. Он не был зажиточным, но и бедствующим его тоже назвать было нельзя. Когда-то у него была жена и дочка, которая умерла совсем маленькой. Платон был неграмотным, но Пьера поражали его рассуждения, – настолько они были мудры и назидательны. Все его знания представляли собой сгусток его собственного жизненного опыта. В армии он оказался по несправедливому обвинению за вырубку барского леса. Но, несмотря на незаслуженное наказание и тяготы армейской жизни, он не озлобился ни на людей, ни на собственную судьбу.

Духовное богатство

Платон не имел «привязанностей, дружбы, любви» в том смысле, в каком эти категории были привычны Пьеру, в то же время, он любил все, с чем сталкивался в жизни. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера», он любил весь мир, частью которого себя ощущал.  И эта вселенская любовь помогала ему справляться с ударами судьбы покорно и  мудро. Эта народная мудрость была заключена в тех бесчисленных поговорках и присказках, которыми была усыпана его речь: «Час терпеть, а век жить», «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки». Его слова и голос были наполнены глубоким сочувствием для всех, кто в нем нуждался. Платон не был похож на других, хотя остальные пленные не видели в нем ничего необычного и считали самым обыкновенным солдатом. В воспоминаниях Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».

Философия жизни

У Каратаева была какая-то особенная внутренняя гармония, которая дается только тем, кто испытывает безграничную веру в Бога, в его волеизъявление на все события, которые происходят на земле. Он непоколебимо верил в победу добра и справедливости, и из этой веры произрастала его собственная философия непротивления злу насилием. Каратаев покорно принимал все то, что ему посылает судьба. Его история про невинно осужденного купца, который смиренно страдает «за свои и чужие грехи» наполнена тем же смыслом: «на все Господня воля». Только Бог может указать путь для раба своего. И в этом заключено счастье Платона Каратаева. Даже перед лицом смерти его не отпускало чувство «восторженной радости». Необходимо отметить и то, что «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Личность Платона Каратаева представляла собой выражение тех законов, к которым Л.Н. Толстой так стремился приблизить своих героев.

Влияние на Пьера Безухова

Перед тем, как познакомиться с Каратаевым, Безухов испытал сильнейшее душевное потрясение. Когда он увидел, как солдаты против своего желания были вынуждены расстреливать ни в чем не повинных людей, «в нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…»

Этот простой, неграмотный русский солдат помог Безухову уравновесить свой внутренний миропорядок, основой которого являются взаимопонимание и любовь. Самое главное, Пьеру удалось избавиться от не дававшего ему покоя вопроса, «зачем?» Безухова захлестнула волна радости от того, что он, наконец, перестал искать смысл жизни, потому что понял, что этот смысл – в самой жизни, в понимании и принятии того, что везде и во всем присутствует Бог, любовь которого защищает каждого человека. Именно в плену, в этом жутком балагане Пьер снова обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, а «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».

При последней встрече Каратаев сидел под березой и «смотрел на Пьера своими добрыми глазами… видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел».

Роль героя в произведении

В образе Платона Караваева сосредоточен собирательный образ простого русского мужика, в котором отражена народная философия. В непривычных для героя условиях ярко проявляется его высокая духовность. Толстой изобразил поистине сильную личность. Благодаря таким людям, способным не поддаваться никаким трудностям, и была одержана победа русской армии.

То знание, которое получил Пьер во время общения с Платоном Каратаевым, стало для него высшим воплощением простоты, добра и правды. Вспоминая о пережитом, Пьер говорил своим знакомым о Каратаеве: «…вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».

Литература
  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 206 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *