Досрочный ЕГЭ 2018 по биологии (разбор)
Задание EB2818D
Начнем с очевидного: признак с полом не сцеплен, так как мы видим на схеме и черные квадраты, и черные круги (то есть и мужчин с проявлением этого признака, и женщин с проявлением этого признака)
Признак проявляется в каждом поколении, значит, он доминантный.
Раз признак доминантный, то генотип женщины (1) аа, ведь признак у нее не проявляется.
(1) — аа
Теперь мужчина (2): раз у детей пары (1) и (2) есть те, у кого признак не проявляется, то мужчина (2) – гетерозигота. В противном случае, так как у него признак проявляется, он должен был быть доминантной гомозиготой. Тогда все его дети были бы с этим признаком.
(2)– Аа
Женщина (3) имеет проявление признака, ее муж – не имеет, но не у всех детей признак проявляется. Значит, муж –рецессивная гомозигота, а жена – гетерозигота
(3) – Аа
Женщина (4) и мужчина (5) – рецессивные гомозиготы, так как признаки у них не проявляются.
(4) – аа
(5) – аа
Женщина (6) и ее муж –гетерозиготы, так как у обоих признак проявляется, но у их ребенка признак не проявляется.
(6) – Аа
Мужчина (7) — рецессивная гомозигота, так как признак у него не проявляется.
(7) — аа
Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?
Жена может иметь данный признак в двух случаях.
Первый: генотип жены Аа.
P: ♀Аа х ♂аа
G: А а ; а
F: Аа, аа
Аа – проявление признака.
Аа — нет проявления признака.
Вероятность 50%.
Второй случай: генотип жены АА.
P: ♀АА х ♂аа
G: А ; а
F: Аа
Аа – проявление признака.
Вероятность 100%.
Конечный ответ:
1) Признак доминантный (окрашенный символ), с полом не сцеплен (т.к встречается у большего числа особей, независимо от их пола)
2) генотипы: 1 – аа, 2 – Аа, 3 – Аа, 4 – аа, 5 – аа, 6 – Аа, 7 – аа
3) Если генотип жены будет АА, то вероятность рождения ребенка с этим признаком составит 100%, а если генотип будет Аа, то 50%
Ответ: см. "конечный ответ"pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2718D
1) в клетках мужских шишек диплоидный набор хромосом — 2n;
2) в мужской споре (микроспоре) гаплоидный набор хромосом — n;
Так как диплоидные шишки развиваются из диплоидного спорофита, то делаем вывод о том, что происходит митотическое деление.
3) мужские шишки развиваются из диплоидных клеток спорофита (взрослого растения) в результате митоза;
Так как гаплоидная спора образуется из диплоидных клеток шишек, то делаем вывод о том, что произошел мейоз.
4) мужская спора образуется из клеток спорангия в шишках в результате мейоза.
Ответ: см.решениеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2618D
1) Широкий ареал распространения
2) Большое количество соподчиненных таксонов (видов, родов и т.п.)
3) Встречаются в разных средах обитания
4) Высокая плодовитость
5) Большая численность особей
Ответ: см.решениеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2518D
Для того, чтобы проглотить сухой рис необходимо достаточное количество слюны. Если человек виновен, то он испытывает стресс, у него включается в работу симпатическая нервная система, которая снижает активность пищеварительной системы, в т.ч слюнных желез. Слюны недостаточно, человек не может проглотить горсть сухого риса.
Если же человек невиновен, то он спокоен на таком суде, функционирует парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, его слюнные железы функционируют в нормальном режиме, поэтому он способен проглотить горсть сухого риса.
Ответ: см.решениеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2418D
(1)Моллюски – группа беспозвоночных животных. (2)Моллюски имеют складку кожи – мантию. (3)Мягкое тело моллюсков у большинства представителей заключено в раковину. (4)Водные моллюски дышат только с помощью жабр. (5)Наземные моллюски дышат всей поверхностью тела. (6)Среди моллюсков различают растительноядных, хищников, фильтраторов, паразитов. (7)Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки и кальмары фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды.
4) Водные моллюски дышат при помощи жабр или легких
5) Наземные моллюски дышат легкими
7) Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды; кальмары – хищники
Ответ: см.решениеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2318D
1) Класс Млекопитающие. Признак: дифференцированные зубы, вибриссы.
2) Приспособления к водному образу жизни: обтекаемая форма тела, ласты
3) Дивергенция — расхождение признаков в ходе эволюции.
ИЛИ
Органы и признаки сформировались в результате идиоадаптации – частных приспособительных изменений к условиям обитания, не приводящих к повышению общего уровня организации.
Ответ: см.решениеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2218D
1.Чертим прямую, которая будет на нашей схеме хромосомой. Отмечаем ген А и ген В, между которыми частота нарушения сцепления между генами 6%
2.Теперь на черновике прикинем, где располагается ген С. Пусть, после В. Мы расположили ген С через 18 единиц.
Значит, в отрезке АС 18 единиц, а в отрезке АВ – 6. Значит, отрезок ВС = 12. В условии сказано, что между генами В и С частота нарушения сцепления между генами 24%. Значит, мы выбрали неверное расположение гена С.
Учитывая, что между А и С частота меньше, чем между В и С, делаем вывод о том, что расположение гена С между генами А и В тоже неверное.
3.Остается расположить ген С слева от гена А. Пробуем:
Теперь все сходится.
4.Группа сцепления – все гены в хромосоме.
Если гены находятся в одной хромосоме, то они не могут разойтись независимо друг от друга, поэтому наследуются вместе (сцеплено) – это закон сцепления (закон Моргана).
Ответ: рисунок из пункта 3) и определение из пункта 4).pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2118D
Экологический след – условная величина, характеризующая размер площади, необходимой для обеспечения одного человека пищей, теплом и т.д. в течение года.
Биоёмкость – условная величина, характеризующая площадь биологически продуктивной территории, которая может использоваться для удовлетворения потребностей человека в течение года.
Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа полученных результатов.
- Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции.
- Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растёт.
- Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растёт.
- Биоёмкость среды в провинции в целом снижается.
- Максимальным экологический след был в провинции в 1999 г
Разберем каждый вариант:
- Неверно, т.к речь идет о биологически продуктивной территории, это потенциальный ресурс. Хоть биоемкость и снижается, это не значит, что речь идет о истощении сельскохозяйственных ресурсов.
- Про потребление конкретно пищи на графике нет информации.
- Про заботу об экологической обстановке на графике тоже не указано.
- За исключением подъема биоемкости в конце 90-х, везде видно, что эта величина снижается.
- Если провести черту от наибольшего пика на графике экологического следа к оси с годами, то видно, что пик совпадает с 1999 годом.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB2018D
Пути эволюции |
Характеристика | Примеры признаков у организмов |
Ароморфоз | ___________(Б) | Появление головного мозга у рыб |
__________(А) | Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов | Утрата пищеварительной системы у ленточных червей |
Идиоадаптация | Частные приспособления к условиям среды |
__________(В) |
Список терминов и понятий:
- переход к сидячему образу жизни
- общая дегенерация
- биологический регресс
- крупные изменения в строении, повышение уровня организации
- отсутствие конечностей у змей
- специализации к условиям обитания
- появление оболочек у зародыша пресмыкающихся
- утрата корней у некоторых растений-паразитов
Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов – общая дегенерация, 2).
Ароморфоз — крупные изменения в строении, повышение уровня организации,4).
Идиодаптации — отсутствие конечностей у змей, т.к утрата органов не приводит к снижению уровня организации, а также к паразитическому или малоподвижному образу жизни, 5).
Ответ: 245pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1918D
- развитие листостебельного растения
- созревание спор в спорангии
- прорастание споры и образование протонемы
- образование гамет и оплодотворение
- формирование молодого спорофита из зиготы
Спора прорастает в зеленую нить протонему, 3).
Затем из нее развивается листостебельное растение, 1).
Далее образуются гаметы, происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота, 4)5).
Споры созревают в спорангиях 2).
Ответ: 31452pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1818D
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ |
А) разветвлённые пищевые сети Б) несбалансированный круговорот веществ В) большая биомасса монокультуры Г) наличие саморегуляции Д) богатое видовое разнообразие |
1) агроценоз 2) биогеоценоз |
Агроценоз и биоценоз в своих характеристиках абсолютно противоположны. Для того чтобы понять эту разницу, нужно иметь в голове всего пару примеров. Агроценоз – поле какой-то культуры, например, пшеницы. Биоценоз – экосистема естественного происхождения, например, злаково-разнотравный луг.
Разветвлённые пищевые сети – признак биоценоза, там много растений и животных, в отличии от поля пшеницы.
Несбалансированный круговорот – признак агроценоза, так как там круговорот незамкнут, урожай собирают, в почву ничего не возвращается.
Большая биомасса монокультуры – признак агроценоза, там произрастает только одна культура (и немного сорняков, но пшеница преобладает).
Наличие саморегуляции возможно лишь при наличии круговорота. В искусственных системах саморегуляции нет, все зависит от человека.
Богатое видовое разнообразие – естественно это луг, а не поле, речь идет о биоценозе.
Ответ: 21122pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1718В
- её устойчивость
- многократное использование организмами одних и тех же химических элементов
- сезонные и суточные изменения в природе
- накопление торфа
- непрерывность жизни
- видообразование
Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает устойчивость экосистемы, так как система становится замкнутой, все трофические уровни получают вещества, необходимые для жизнедеятельности.
Круговорот подразумевает многократное использование организмами одних и тех же химических элементов.
Так как круговорот замыкает систему, то он же обеспечивает непрерывность жизни: организмы развиваются, потребляя вещества, затем отмирают, из потребляют другие организмы, органика возвращается в почву, ее потребляют растения, ими питаются животные и так далее.
Ответ: 125pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1618D
ЖИВОТНЫЕ | ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ |
А) кальмары Б) ихтиозавры В) тюлени Г) дельфины Д) морские черепахи Е) акулы |
1) первичноводные 2) вторичноводные |
Первичноводные — водные животные, у которых все предки жили в воде.
Вторичноводные — водные животные, предки которых жили на суше.
Все предки моллюсков жили в воде, следовательно, кальмар – первичноводное животное.
Ихтиозавры – вымершее морское пресмыкающиеся, то есть рептилия, вернувшаяся в воду, вторичноводное животное.
Тюлени и дельфины – морские млекопитающие, млекопитающие обитают на суше, а эти вернулись в воду, значит, они вторичноводные животные.
Морские черепахи – рептилии, которые вернулись в воду, но яйца откладывают на суше. Вторичноводные животные.
Акулы – хрящевые рыбы, все предки рыб обитали в воде, первичноводные животные.
Ответ: 122221pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1518D
(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна. (3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.
Экологический критерий описывает условия среды обитания, которые пригодны для вида (наличие пищи, климат, укрытия и тд, взаимодействие с другими видами)
Разберем каждое предложение по критериям:
- Внешний вид – морфологический критерий.
- Внешний вид – морфологический критерий.
- Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий.
- Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий (+ описание гусеницы – морфологический критерий)
- Внешний вид – морфологический критерий.
- Взаимодействие бабочки с деревьями – экологический критерий.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание ED1418D
- расщепление белков пепсином
- окончательное всасывание воды
- активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот
- расщепление белков трипсином
- расщепление углеводов амилазой слюны
Во-первых, всасывание будет после расщепления, что весьма логично. Притом, вода всасывается последней в толстом кишечнике.
Значит, последние цифры последовательности 32.
Теперь у нас осталось расщепление углеводов амилазой слюны и два расщепления белков. Исходя из того, что пищеварительная система начинается ротовой полостью, где и находится слюна, приходим к выводу, что первой цифрой последовательности будет 5.
Теперь пепсин и трипсин. Пепсин расщепляет белки до пептидов, это происходит в желудке. А трипсин расщепляет пептиды и белки в 12-перстной кишке.
Получается, что вначале идет обработка пепсином, а потом трипсином.
Ответ: 51432pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1318D
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА |
А) располагается непосредственно над спинным мозгом Б) обеспечивает точность и координацию движений В) содержит центр дыхания Г) имеет борозды и извилины Д) включает в себя гипоталамогипофизарную систему Е) располагаются центры голода, жажды, насыщения |
1) промежуточный мозг 2) продолговатый мозг 3) мозжечок |
Продолговатый мозг отвечает за простые рефлексы (например, защитные: кашель, чихание), регулирует дыхание и пищеварение, отвечает за тонус сосудов. Он располагается непосредственно над спинным мозгом.
Промежуточный мозг отвечает за сложные двигательные рефлексы (бег, прыжок), управляет обменов веществ, поддерживает постоянную температуру тела, регулирует потребность в еде и воде, согласует работу внутренних органов. Он включает в себя гипоталамо-гипофизарную систему.
Мозжечок отвечает за координацию движений, равновесие тела. Он имеет борозды и извилины.
Ответ: 232311pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1218D
1) носовая полость 2) гортань 3) трахея 4) альвеолы 5) плевральная полость 6) плевра |
Повторим строение дыхательной системы:
Пройдемся по обозначениям из задания:
- Носоглотка, а не носовая полость
- Гортань
- Трахея
- Бронхи, а не альвеолы
- Бронхиальное древо или само легкое, но не плевральная полость
- Плевра
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1118D
- Розоцветные
- Растения
- Двудольные
- Слива
- Покрытосеменные
- Слива колючая (тёрн)
Наименьший таксон – вид.
Вид Слива колючая (Тёрн)
Род Слива
Семейство Розоцветные
Класс Двудольные
Отдел Покрытосеменные
Царство Растения
Ответ: 641352pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1018D
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЖИВОТНЫХ |
А) сопровождение роста и развития линькой Б) наличие хитинового покрова В) наличие кожно-мускульного мешка Г) членистое строение тела без объединения в крупные отделы Д) незамкнутая кровеносная система |
1) Кольчатые черви 2) Членистоногие |
Примером кольчатого червя является известный дождевой червь.
Популярных примеров членистоногих тоже достаточно много. Возьмем речного рака.
Рост и развитие сопровождается линькой у членистоногих, так как у них присутствует наружный хитиновый покров.
Кожно-мускульный мешок – признак червя.
Членистое строение тела без объединения в крупные отделы – кольчатые черви. Тело дождевого червя разделено на сегменты, кольца, но отделов тела мы выделить не можем. У членистоногих же это возможно: голова, грудь, брюшко для насекомых, головогрудь и брюшко – для пауков и раков.
У членистоногих кровеносная система незамкнутая.
Ответ: 22112pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0918D
1) выполнение роли продуцентов в экосистеме 2) образование микоризы с корнями деревьев 3) размножение только мицелием 4) наличие пластинок в шляпке 5) наличие плодового тела 6) симбиоз с зелёными водорослями в лишайнике |
На рисунке изображен пластинчатый гриб.
Он не является гетеротрофом, следовательно, не может быть продуцентом.
Шляпочные грибы вполне могут образовывать микоризу с деревьями, например, подосиновики, подберезовики и др.
Размножаются пластинчатые грибы спорами, которые созревают между пластинками под шляпкой.
Этот гриб явно имеет плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки.
Шляпочные грибы не являются составной частью лишайника.
Ответ: 245pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0818D
ОРГАНИЗМЫ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ТЕЛА |
А) хлорелла Б) дрожжи В) планария Г) пеницилл Д) медуза Е) сенная палочка |
1) одноклеточные 2) многоклеточные |
Хлорелла – одноклеточная зеленая водоросль.
Дрожжи – одноклеточные грибы.
Планария – многоклеточный организм, плоский червь.
Пеницилл – многоклеточный плесневый гриб.
Медуза – многоклеточное кишечнополостное животное.
Сенная палочка – одноклеточная бактерия.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0718D
- находится в аутосоме
- проявляется у гетерогаметных особей
- определяет способность различать цвета
- подавляется доминантным аллелем
- передаётся от отца к сыну
Дальтонизм – разновидность нарушения восприятия цветов, обусловленная генетическим отклонением. Ген дальтонизма является рецессивным и сцепленным с полом, он находится в Х-хромосоме. Так как мужской пол имеет набор половые хромосом ХУ, то в случае, если Х-хромосома несет рецессивный аллель по признаку дальтонизма, то человек будет иметь это нарушение. Так как у женщин набор ХХ, то вероятность иметь оба рецессивных аллеля ниже, чем один у мужчин, поэтому женщины имеют дальтонизм существенно реже, чем мужчины. Однако, они могут быть носителями этого гена.
Являются «выпадающими» варианты 1 и 5.
Ген дальтонизма находится не в аутосоме, а в половой клетке.
Передаются от матери к сыну:
Допустим, мать здорова, но носитель, отец здоров
F: ♀ХHХh х ♂ХHУ
G: ХH Хh ; ХH У
Нас интересуют только сыновья: ХHУ, ХhУ. Они получат Х-хромосому от матери, а У-хромосому от отца. Ген дальтонизма находится в Х-хромосоме, поэтому 5) вариант ошибочный.
Ответ: 15pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0618D
Разбираемся в условии.
«Моногибридное скрещивание» — один признак. «Гетерозиготы» имеют набор Аа. «Полное доминирование» — значит, нет среднего фенотипического проявления признака.
P: Аа х Аа
G: А а ; А а
F: АА, Аа, Аа, аа
Выпишем фенотипы:
АА – проявится доминантный признак.
2 Аа – проявится доминантный признак.
аа – проявится рецессивный признак.
Значит, в 3 из 4 случаев проявится доминантный признак, это ¾ = 75%.
Ответ: 75pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0518D
ПРОЦЕССЫ | СТАДИИ ДЕЛЕНИЯ |
А) разрушение ядерной оболочки Б) спирализация хромосом В) расхождение хроматид к полюсам клетки Г) образование однохроматидных хромосом Д) расхождение центриолей к полюсам клетки |
1) 1 2) 2 |
Для начала, определим фазы деления. На первом изображении хроматиды расходятся к полюсам деления, это анафаза. Из этих хроматид образуются однохроматидные хромосомы. На второй видно разрушение ядерной оболочки, спирализованные хромосомы, начало образования веретена деления, частью которого являются центриоли, это профаза.
Ответ: 22112pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0418D
- расщепление
- окисление
- репликация
- транскрипция
- хемосинтез
При пластическом обмене происходит синтез органических веществ.
Следовательно, расщепление – энергетический обмен. При окислении тоже происходит распад с выделением энергии, это энергетический обмен. Репликация и транскрипция являются этапами биосинтеза белка. Хемосинтез – разновидность пластического обмена.
Ответ: 12pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0318D
Хромосомы можно разделить на половые и аутосомные. Аутосомные одинаковые у самок и самцов. Половые различаются у представителей разного пола. Человек без аномалий и мутаций имеет 46 хромосом, из которых 44 аутосомные, а оставшиеся 2 – половые. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины имеют одну Х-хромосому и одну У – хромосому. Полноценный хромосомный набор получается в результате слияния половых клеток. Они гаплоидны, имеют 46/2 = 23 хромосомы, 22 из которых – аутосомы. Все яйцеклетки в качестве половой хромосомы несут только Х-хромосомы (т.к женский пол ХХ). Сперматозоиды же несут либо Х-хромосому, либо У –хромосому (т.к мужской пол ХУ). Таким образом, получается, что гаметы человека несут одну половую хромосому, либо Х, либо У.
Ответ: 1pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0218D
- гибридизации
- кольцевания
- центрифугирования
- мониторинга
- микроскопии
Исходя из условия задания, нам необходимо найти методы цитологии. Гибридизация – генетический метод. Кольцевание – метод экологический, применяемый для отслеживания перемещения птиц. Центрифугирование – цитологический метод, благодаря которому можно разделить клеточные структуры, т.к они имеют разную плотность. Мониторинг – экологический метод. Микроскопия – метод цитологии, позволяющий изучать строение клеток.
Ответ: 35pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0118D
Третьей разновидностью мутаций являются генные мутации, которые представляют из себя целые перестройки отдельных генов, что связано с изменениями в структуре ДНК.
Ответ: генныеpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
👀 933