Задание №2 ЕГЭ по биологии
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Раздел в кодификаторе, посвященный этому номеру называется “Клетка как биологическая система”.
Темы, представленные в кодификаторе:
2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.
2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
Разбор типовых заданий №2 ЕГЭ по биологии
Задание EB0221
Разделы биологии |
Области исследования |
Этология | Закономерности поведения животных в естественных условиях |
? |
Строение клеток организмов разных царств |
Цитоло́гия (от греч. κύτος — «клетка» и λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Ответ: цитологияpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0218D
- гибридизации
- кольцевания
- центрифугирования
- мониторинга
- микроскопии
Исходя из условия задания, нам необходимо найти методы цитологии. Гибридизация – генетический метод. Кольцевание – метод экологический, применяемый для отслеживания перемещения птиц. Центрифугирование – цитологический метод, благодаря которому можно разделить клеточные структуры, т.к они имеют разную плотность. Мониторинг – экологический метод. Микроскопия – метод цитологии, позволяющий изучать строение клеток.
Ответ: 35pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0219D
Частнонаучный метод | Применение метода |
Близнецовый | Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека |
? | Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате |
Фазы митоза на фиксированном препарате исследуются при помощи микроскопа. Следовательно, одним из подходящих цитологических методов является микроскопия.
Ответ: микроскопияpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB0220D
Разделы биологии | Объект изучения / Область исследования |
Генетика | Закономерности наследственности |
? | Использование биологических процессов и систем в сельском хозяйстве, медицине и промышленности |
Биотехнология — раздел биологии, в рамках которого изучаются возможности использования живых организмов и биологических процессов для получения разных продуктов.
Ответ: биотехнологияpазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB1038
В состав ДНК и РНК точно входят Аденин, ведь отличаются они совсем другими азотистыми основаниями: Аденину в РНК по принципу комплементарности соответствует Урацил, а не Тимин. На картинке с тРНК вообще видны буквы А. Это и есть Аденин.
Внимание! Раз на первой картинке была ДНК, то это совсем не значит, что на второй и третьей тоже она. Это может быть любой другой белок, в состав которого Аденин может и не входить.
Остается еще АТФ. В ее она включает в себя Аденин, так что под решение вопроса не подходит.
Лишними являются вторичная и третичная структура неопределенного белка.
Ответ: 23pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB22071
- абстрагирование
- моделирование
- эксперимент
- измерение
- наблюдение
Врач явно занят тем, что измеряет пульс, картина даже так и называется. Очевидно, что используется такой научный метод как измерение.
Разберемся с остальными понятиями. Человек точно не мастерит никакой макет, значит ,это не моделирование.
Почему же это не эксперимент и не абстрагирование? Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач. Врач не проводит никаких манипуляций с девушкой, а просто считает пульс, смотрит на часы, на чем он и сосредоточен. Абстрагироваться здесь не от чего, а эксперимента попросту не было. Вот если бы там стояло, как минимум, два врача, замеряющих пульс, но притом одна девушка сидела в кресле, а другая, к примеру, была напугана, то это был бы эксперимент.
Таким образом, приходим к выводу, что подходят измерение и наблюдение.
Ответ: 45pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB21492
Какие методы научного исследования используются для
А) выделения органоидов одного вида и
Б) локализации определённых химических веществ в клетке?
- гистологический
- центрифугирования
- радиоизотопный
- цитогенетический
- клонирования
Разберемся с терминами:
- Гистологический — значит, связан с тканями, так как гистология-наука о тканях.
- Центрифугирование — вращение пробирки с препаратом в специальном аппарате на большой скоростью определенное количество времени.
- Радиоизотопный. Знакома часть слова “изотоп”. т.е разновидность атома
- Цитогенетический. Цитология — наука о клетке. Генетика- наследственность и развитие организма.
- Клонирование — искусственное создание идентичного организма или чего-то уровнем ниже.
Какие-то из этих методов должны найти что-то и выделить определённую часть из клетки. Сразу же отсеиваем клонирование.
Думаем дальше. Речь идет о клетке, а точнее, об её органоидах. Есть гистологический метод, но ткань -слишком высокий уровень организации, чтобы работать с ним в данном случае. Гистологический отпадает.
Есть вариант с цитогенетическим методом. Работает явно с клеткой, однако метод генетический, а у нас стоят вопросы про органоиды и химические вещества. Не подходит.
Остаются радиоизотопный метод и центрифугирование.
Для изучения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии (например, радиоизотопный). Они основаны на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества, содержащиеся в той или иной клеточной структуре.
Избирательно выделять органоиды можно только при центрифугировании: разрушенные клетки помещают в центрифугу — прибор, в котором пробирки с клеточным материалом вращаются на очень высокой скорости. Разные клеточные структуры имеют различные массу, размеры и плотность, поэтому под действием центробежной силы в растворах определенных веществ (например, сахарозы или хлорида цезия) они оседают с разной скоростью и останавливаются в определенном слое жидкости, что дает возможность отделить одни частицы от других. Таким методом отделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки.
Ответ: 23pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
Задание EB20952
- биосферный
- генный
- популяционно-видовой
- биогеоценотический
- абиогенный
Уровни организации живой материи необходимо просто выучить, но это легко, нужно лишь понимать и представлять, что из чего состоит:
- Молекулярный – это уровень сложных органических веществ – белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.
- Клеточный. На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.
- Органно-тканевой – характерен только для многоклеточных организмов.
- Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.
- Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.
- Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходят:
- круговорот веществ и превращение энергии, а также
- саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.
7. Биосферный. На этом уровне происходят:
- глобальный круговорот веществ и превращение энергии, а также
- взаимодействие живого и неживого вещества планеты.
Как мы видим, в перечень не входит ни абиогенный уровень, ни генный. Следовательно, эти термины лишние.
Ответ: 25pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор
👀 17.2k