Илья Андреевич Ростов •
второстепенный герой
💡
Илья Андреевич – второстепенный персонаж романа, глава известного московского семейства аристократов Ростовых. В образе графа Ростова Л.Н. Толстой воплотил самые лучшие черты русского дворянства: патриотизм, добродушие, душевную щедрость. Прототипом этого героя стал родной дед писателя, Илья Андреевич Толстой, который был большим любителем увеселительных мероприятий и отличался немыслимой расточительностью.
Описание героя
Илья Андреевич Ростов – необычайно колоритный персонаж романа «Война и Мир». Глава большого, дружного семейства, настоящий московский барин, добродушный и гостеприимный дворянин. «Бойкий, веселый, самоуверенный старичок» – такое определение дает своему герою Л.Н. Толстой. Семья Ростовых относится к небедным дворянам. В их распоряжении достаток «на сто тысяч», будущее дочерей обеспечено наследством по триста крепостных душ за каждой.
Внешность
Несмотря на возраст, граф полон оптимизма и жизнелюбия и удивительно подвижен, несмотря на комплекцию. Его гладковыбритое лицо почти всегда имеет веселое выражение. У него добрые голубые глаза, которые под действием определенных эмоций нередко наполняются «слезами радости и восторга». Он уже начинает лысеть – на его голове остается совсем небольшое количество седых волосинок. Полное тело имеет округлые очертания. Несмотря на это, граф ведет себя по-молодецки: «Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы». Одевается он, следуя новым веяниям моды: добротный фрак, мужские чулки, стильные туфли. Дома он носит лиловый халат, отправляясь на деловые визиты –воеводский кафтан. Граф всегда надушен и напомажен.
В характере Ростова преобладают такие черты, как доброта и доверчивость. Он – классический образец идеального семьянина. Бесконечно балует своих детей, а жена для него, несмотря на более чем солидный семейный стаж, до сих пор остается красавицей: «Уу! моя красавица! – закричал граф. – Лучше вас всех!.. – Он хотел обнять ее, но она, краснея, отстранилась, чтобы не измяться».
Хлебосольство Ростова
Вся Москва знает Ростова не только как примерного семьянина, но и как человека, с которым никто не сможет сравниться в организации балов, приемов, званых обедов и вечеров. Он действительно обладает этим талантом, поэтому считается самым хлебосольным и гостеприимным хозяином едва ли не во всей Москве. «Редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира». Именно поэтому ему доверяют такое ответственное мероприятие, как организация банкета в честь самого Багратиона. Также Илья Андреевич, как и положено представителю высшего света, является членом и старшиной Английского клуба.
Черты характера
Ростов – любитель не только плотно покушать, но и с удовольствием пропустить рюмочку. Так его описывает Толстой в одном из эпизодов: «…захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим все его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие… закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо». У него большая псарня, но он содержит ее больше для видимости, чтобы создать впечатление достатка. Сам же он «не охотник по душе», хотя знаком со всеми правилами и законами охоты. У него большая коллекция курительных трубок, которую он с гордостью демонстрирует своим гостям: «Граф провел гостей-мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок». Граф – непревзойденный танцор, и это подтверждает сцена на именинах Наташи: «… все, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет».
Разорение графа
К сожалению, привычка жить на широкую ногу приводит Ростова к закономерному финалу – его имение начинает постепенно разоряться, и он не в силах это остановить. Его гложет чувство вины, что он разоряет не только себя, но и детей, и это доставляет ему еще большие страдания. В результате граф совершенно запутывается в ведении своих дел. Его растущие долги, которые лягут на плечи его детей, приводят его в ужас.
Ситуация в стране еще больше усугубляет депрессию Ростова. Каждое следующее событие становится для него ударом: пожар в Москве, последующий за этим отъезд, смерть Болконского, переживания Наташи, гибель Пети… Все это снежной лавиной накатывает на старого графа, который все чаще начинает понимать, что ему «нет места в жизни».
Конец жизненного пути
При отъезде из Москвы проявляются патриотизм и сострадание Ильи Андреевича. Именно по его приказу были отданы раненым все принадлежащие Ростовым подводы. Граф считал это своим долгом и ни на минуту не задумывался о том, что наносит этим решением последний удар своему состоянию. Гибель Пети и все последующие события окончательно подорвали здоровье графа Ростова. Последним мероприятием в его жизни, которым он еще мог руководить, стала свадьба Пьера и Наташи.
Болезнь его была недолгой, через некоторое время Илья Андреевич «тихо умер». Перед смертью он, рыдая, попросил прощение у своей семьи. Долги его оказались еще больше, чем представлял себе Николай. Они составляли поистине страшные цифры. Разбираться с ними пришлось все тому же Николаю. Кредиторы требовали немедленного погашения долга, не давая Ростову «ни срока, ни отдыха».
Роль героя в произведении
Лев Николаевич Толстой образом графа Ростова продемонстрировал лучшие черты русского дворянина: патриотизм, доброту, милосердие. Его любовь к родине проявилась в жесте его последней доброй воли – предоставлении помощи раненым солдатам. Это все, что он мог сделать для них и для памяти о своем сыне Пете.
Литература
- Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
- Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
- Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
Сочинения по произведению
- • Анализ романа «Война и мир»
- • Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»
- • Женские образы в романе «Война и мир»
- • Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»
- • Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»
- • Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
- • Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»
- • Светское общество в романе «Война и Мир»
- • Смысл названия романа «Война и Мир»
- • Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»
- • Читательский дневник «Война и мир»