Правила постановки двоеточия | теория по русскому 🐻 пунктуация

Существуют три основных случая постановки двоеточия:
  1. при обобщающем слове
  2. при прямой речи
  3. в сложном предложении
Разберем каждый случай.

Двоеточие при обобщающем слове

Правило №1

В простом предложении двоеточие ставится при наличии обобщающего слова, предшествующего перечислению. Двоеточие при этом ставится непосредственно перед однородными членами.

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л.Н. Толстой)

Правило №2

Двоеточие сохраняется в том случае, если ряду однородных членов предшествуют слова как то, а именно, то есть, например.

Ему (Чичикову) подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный… (Н.В. Гоголь)

Правило №3

При отсутствии обобщающего слова и необходимости предупредить читателя о перечислении двоеточие перед однородными членами сохраняется.

Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха. (В.А. Обручев)
Важно!

Обратите внимание, что двоеточие не используется перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и др., если им предшествует общее приложение или определяемое слово, не выступающее в качестве обобщающего. В таких случаях при чтении характерная для предложений с обобщающим словом пауза будет отсутствовать.

Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.

Двоеточие при прямой речи и цитировании

Второй случай постановки двоеточия в простом предложении – наличие прямой речи или цитирования в виде прямой речи. Условием для постановки двоеточия является положение авторской речи ПЕРЕД прямой.

Конструкция №1

А: «П».                             А: «П!»                                      А: «П?»

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, затем в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. В зависимости от типа предложения в конце может ставится точка (ставится за кавычками), восклицательный или вопросительный знак (ставится внутри кавычек). То же самое правило касается цитирования.

Когда мы вышли на улицу и немного отошли от дома, он остановился и сказал: «Я пойду вперёд, а вы идите за мной». (Ф.А. Искандер) И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» (И.А. Гончаров) Всех он спрашивал: «Простите, а вы случайно не врач?» (В.А. Каверин)
Конструкция №2

А: «П!» – а.                    А: «П?» – а.                    А: «П» – а.                   А: «П», а

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после неё или запятая, или тире в зависимости от контекста. Если на месте разрыва не должно было быть изначально никаких знаков, то ставится тире. Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она сохраняется и ставится за кавычками после прямой речи.

Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» – если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. (Ф.М. Достоевский) Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И.С. Тургенев) Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» – говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов. (С.Я. Маршак) Когда я ему заметил, что он мог бы побеспокоиться в пользу хотя моего чемодана, за которым я вовсе не желал лазить в эту бездну, он отвечал мне: «И, барин! Бог даст, не хуже их доедем: ведь нам не впервые», и он был прав. (М.Ю. Лермонтов)

Двоеточие в сложном предложении

Двоеточие используется в сложном бессоюзном предложении.

Двоеточие ставится:

  • Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой (между частями можно вставить ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО).

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. (Н.А. Некрасов)

  • Если вторая часть поясняет раскрывает содержание первой (можно вставить А ИМЕННО ЧТО).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей. (Л.Н. Толстой)

  • Если вторая часть дополняет содержание первой (можно вставить ЧТО).

Ползу по огороду меж гряд и вижу: часовой стоит на моей дороге… (М. Горький)

  • Если между частями сложного бессоюзного предложения опущены слова: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что.

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю (и вижу, что): лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (М.Ю. Лермонтов)

  • Если во второй части сложного бессоюзного предложения содержится прямой вопрос.

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)

  • Если в первой части предложения есть слова так, такой, таков, одно.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами. (А.С. Грибоедов)

Текст: Алёна Базан, 4.5k 👀

Вся теория

Имя существительное как часть речиСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Имя прилагательное как часть речиГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов.НЕ с глаголамиФонетический анализ слова. Звуки и буквы.Лексика и фразеология. Фразеологизмы.Морфемика и словообразование. Части слова.Самостоятельные части речиСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСинтаксис. Словосочетание и предложениеГлавные и второстепенные члены предложенияДвусоставные и односоставные предложенияРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияОсложнённое простое предложениеПростое и сложное предложенияСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСинтаксический анализ словосочетания и предложенияИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦУпотребление твёрдого и мягкого знаковПравописание корнейПравописание приставокПравописание суффиксовПравописание Н и ННПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийСлитное и раздельное написание НЕПравописание НЕ и НИПравописание предлогов, союзов и частицПравописание словарных словСлитное, дефисное, раздельное написание словТире между подлежащим и сказуемымЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииИтоговое собеседование 2021Анализ текстаВыразительные средства русского языкаСтили речиФункционально-смысловые типы речиЯзыковые нормыСредства связи предложений в текстеТекст как речевое произведениеЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюТире в простом и сложном предложенияхПунктуационный анализ предложенияБаллы ЕГЭ по русскому по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по русскому 2022Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеНаречие как часть речиМестоимение как часть речиОрфоэпияПравописание гласных и согласных в приставкахЧередование звуков. Беглые гласныеМорфемный и словообразовательный разбор словаМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.План подготовки к ЕГЭ по русскомуИтоговое сочинение в 2021-2022 учебном годуГрафика. ОрфографияЛексикография. Словари. Этимология словАббревиатуры и сложносокращённые словаИмя числительное как часть речиКатегория состояния как часть речиПричастие как часть речиМеждометие как часть речиДеепричастие как часть речиПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияОднородные и обособленные члены предложенияПравила переноса словПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса