На севере диком стоит одиноко… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1841 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: сосна, образ пальмы Темы: мечта, одиночество

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Краткое содержание

Стихотворение «На севере диком…» было написано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до ссылки на Кавказ. Всего две строфы позволяют ощутить то состояние, которое сопровождало поэта на протяжении всей жизни. Это мучительное душевное одиночество.

Героиней своего произведения Лермонтов избрал одиноко растущую на далеком северном утесе сосну.  Окутавший ее холод, – не столько внешний, сколько идущий изнутри. Это – заледеневшая человеческая душа, которой не достает тепла, сочувствия, понимания, общения. Называя север «диким», автор пытается усилить ощущение тоски, поскольку это слово еще с древних времен навевало образ чего-то страшного и неизведанного.

И. Шишкин. На севере диком. 1891

Сосна, покачиваясь, дремлет, но это не просто сон, а, скорее, грезы. Ей видится прекрасная пальма, такая же одинокая, как и она сама. Лермонтов подводит содержание к тому, что на противоположных концах света существуют два одиночества, и разделяющее их огромное пространство лишь подчеркивает, что это проблема вселенского масштаба.

Примечательно и то, что поэт при описании пальмы определил слово утес, как «горючий», хотя вполне бы мог употребить прилагательное «горячий». В этом тоже есть особый смысл. Он состоит в том, что слово «горючий» обозначает у поэта не столько температуру камня, сколько горечь, навеянную одиночеством. Ведь, если вспомнить русские народные сказки, то их персонажи нередко плакали горючими слезами. Стихотворение пронизано грустью еще и от того, что этим двум одиночествам никогда не быть вместе.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов был не только гениальным поэтом, но и талантливым переводчиком. Известно, что он весьма неохотно переводил чужие тексты, полагая, что его муза дает ему вполне достаточно тем и образов для сочинения собственных стихотворений.  Исключением из этого можно назвать лишь анализируемое стихотворение.

В 1841 году Лермонтов занимался переводами трудов Г. Гейне. Сюжет стихотворения «Сосна стоит одиноко…» напомнил ему собственную судьбу. Темой стихотворения было одиночество, которое тяготило его с самого детства. Оставшийся в три года без матери, поэт воспитывался у бабушки, которая оберегала его от общения с тираном-отцом. Лермонтов рос замкнутым и необщительным, помимо всего прочего, он обладал взрывным и желчным характером, поэтому постоянно испытывал непонимание со стороны окружающих.

Михаил Юрьевич решил переработать текст и сделал это настолько мастерски, что получилось самостоятельное произведение, которое воспринимается, как оригинал, принадлежащий русскому поэту. Образ сосны стал для него символом собственных переживаний и в этом можно усмотреть сходство с Гейне. Но отредактированный перевод несет иную смысловую нагрузку по сравнению с оригиналом. Если у немецкого автора это произведение посвящено любви и разлуке, то у Лермонтова – это философия. Деревья у него предстают в образах страдающих от одиночества людей.

Персонажи и образы

Центральный образ стихотворения – сосна, второй персонаж – пальма из ее видений. Обе они одиноки и безмерно страдают от этого. Оба дерева по-своему красивы: сосна «снегом сыпучим одета…», пальма «прекрасная». Места их произрастания также имеют сходство – пустынные вершины: сосна – «на голой вершине», пальма – «на утесе горючем». Все эти совпадения должны были служить воссоединению этих одиноких образов, но этого не происходит.

Родина сосны – север, пальма же растет на юге. Сосна укрыта снегом, словно ризой, пальму обжигают лучи раскаленного солнца.  Расстояние между ними – это расстояние между двумя полюсами, это бесконечные тысячи километров. Огромное пространство и закрепленность за ним оказывается преградой для их желаний. Если бы случилось чудо, и они воссоединились, невозможность жить в чуждых условиях все равно разлучила бы их. В этом Лермонтов видит знак самой судьбы, которую невозможно обмануть.

Образы двух деревьев – это душевная боль самого поэта. Поэтому все стихотворение пронизано нотой обреченности. При любых обстоятельствах, как бы они не складывались, ему уже не найти родственную душу.

Жанр

Поскольку любовный сюжет стихотворения Г. Гейне Лермонтов заменил философским, то его можно отнести к философской лирике. По жанровой принадлежности – это элегия, так как в каждой строке заключена грусть и меланхолия, а главной проблемой выступает одиночество.

Размер и средства художественной выразительности

В качестве стихотворного размера был выбран четырехстопный амфибрахий с перекрестной (АВАВ) и кольцевой (АВВА) рифмой.

В стихотворении искусно использованы средства художественной выразительности. Четкость и строгость тексту придает антитеза. Две стороны света – Юг и Север нужно рассматривать не только в качестве географических понятий, но и психологических. С одной стороны – тепло, солнце, южные ароматы, комфорт. С другой – стужа, леденящий ветер, снег. Духовно поэту ближе оказывается сосна, именно с ней он ассоциирует свое одиночество, а пальма для него – это мираж, сон, несбыточная мечта. В этой антитезе и заключается трагизм произведения.

Метафора позволяет увидеть в образах деревьев живые существа. Сосна мерзнет, ей холодно «на голой вершине», «на севере диком». Мороз нагоняет на нее дрему, во сне она видит пальму «в пустыне далекой», которая также грустит от одиночества. Автор удачно вводит в текст сравнение: «одета, как ризой, она». Мотив заброшенности, никому не нужности усиливает инверсия: «стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем» и эпитеты: «на севере диком», «снегом сыпучим», «на голой вершине».

Проблематика и основная идея произведения

Тема одиночества проходит через все творчество Лермонтова. Уже в юности он понял, что родился не в свое время. Его замкнутость, а отсюда и одиночество, объясняется тем, что он никогда не находил понимания у окружающих, ни в детстве, ни в зрелые годы. По этой причине образ северной сосны и стал олицетворением состояния поэта.

Еще одной темой стихотворения можно считать противопоставление мечты и реальности. Сон это и есть недосягаемая мечта сосны о пальме. В этом поэт видит особый смысл – взаимопритяжение двух одиночеств, потому что только так можно понять и разделить страдания другого. Это произведение до сих пор откликается в душах читателей, потому что чувство одиночества хотя бы раз в жизни испытывал практически каждый человек.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 6.3k 👀