Стихотворение и анализ «Смерть поэта»

Погиб поэт!- невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?… издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он – с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

        Замолкли звуки чудных песен,

      Не раздаваться им опять:

    Приют певца угрюм и тесен,

  И на устах его печать.

      А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Краткое содержание

Д. Белюкин. Смерть Пушкина. 1986

В этом великом стихотворении поэт описывает трагическую смерть А.С. Пушкина, случившуюся в результате пулевого ранения на дуэли с французским подданным Ж. Дантесом. Роковая дуэль произошла 27 января  (8 февраля) 1837 г. в Петербурге, на Чёрной речке.

Из стихотворения мы узнаём, что в трагедии Лермонтов обвиняет светское общество, целенаправленно раздувшее в Пушкине пламя суетных страстей,  обесчестившее на словах самого творца и его жену. Лермонтов бросает проклятие в сторону великосветских убийц гениального поэта, предаёт анафеме самого Дантеса – иностранца, не ведавшего, на кого он поднимает руку с пистолетом.

Лермонтов передаёт всю полноту трагизма последних минут жизни смертельно раненого поэта: «Умер он с напрасной жаждой мщенья…» и с терновым венцом на лбу. Автор горько страдает от того, что уста гениального стихотворца теперь навеки останутся немыми.

Произведение заканчивается обращением Лермонтова к последующему молодому поколению людей, от поспешного суда которых стремится защитить погибшего поэта. Лермонтов высказывает опасение, что смерть Пушкина вызовет много злословия, поэтому призывает не забывать о небесном суде, для которого важны реальные дела гениального поэта – это его произведения.

 История создания

Стихотворение появилось на свет в 1837 г., тут же после трагической кончины Пушкина. Буквально за несколько ближайших дней эти поэтические строки разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Лермонтов был настолько потрясён жестокой и внезапной гибелью великого поэта, что видел в этом умышленный след и высочайшую несправедливость. Он оказался самым первым человеком в стране, сказавшим правду о фактическом убийстве поэта, назвавшим его «убийц». Это был невероятно смелый поступок: даже самые близкие друзья Пушкина не решились на такое.

Произведение с невероятной скоростью распространилось среди людей: о Лермонтове узнала вся Россия. Смельчаку дорого обошлось это «революционное» по духу стихотворение: разгневанный император в наказание  отправил его в ссылку на Северный Кавказ, где тогда шла война, тем самым обрекая Лермонтова на смерть.

Жанр, направление, размер

Произведение имеет интересное жанровое соответствие, одновременно совмещая в себе черты оды и острой эпиграммы: вторая его часть тяготит к жанру эпиграммы. Достаточно проблематично в произведении выделить единый жанр. Плотное совмещение сатиры и элегии доносит до нас душевное терзание Лермонтова, неожиданно узнавшего страшную новость о смерти великого творца.

Стихотворение выдержано в реалистической манере, написано на основе реально произошедших событий. При этом сам Лермонтов – автор с романтическим мировосприятием. В стихотворных строках воедино соединены романтизм и реализм: эти литературные направления образуют единое целое.

Произведение написано несколькими поэтическими размерами:

  • начало стихотворения – четырёхстопный ямб (самый любимый пушкинский поэтический размер);
  • вторая часть – вольный стих, состоящий из чередования фраз, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная. При этом шесть строф произведения имеют разные длины.

Композиция

Композиция стихотворения – двухчастная, линейная:

  1. Первая часть – подробное описание страшной трагедии, занимающее ровно пять строф.
  2. Вторая часть – обращение к последующим поколениям, которое сформулировано, как вывод. Обращение занимает всего лишь одну строфу.

Стихотворной кульминацией выступает четвёртая строфа: в ней Лермонтов выражает страшную скорбь и осознание конечности жизни. Мы понимаем, что смерть Пушкина является непоправимой трагедией для всей русской культуры и истории.

Образы и символы

В произведении Лермонтов с целью передачи своих чувств и мыслей создал четыре основных семантических образа:

  • образ Пушкина – это образ гения, от которого отвернулась толпа. Светское общество осознанно гнало от себя его «свободный, смелый дар», и радостно раздувало на потеху пожар его сердца. Пушкин представлен бунтарём, который осмелился «восстать против мнений света». Лермонтов считал, что гениального творца подло обманули, он зря доверился «ложным словам». Пушкину нельзя было входить в лицемерное светское общество, так как оно не достойно его великого таланта;
  • образ «ничтожных клеветников» – под этим образом подразумеваются те люди, что порочили имя поэта и его супруги, тем самым поддерживая убийцу. «Ничтожные клеветники» посредством своих лицемерных поступков добились расположения и доверия Пушкина, а затем специально привели его к дуэли на Чёрной речке. По мнению автора, их ожидает небесный суд и жестокая кара;
  • образ Дантеса – невозможно оставить без внимания образ непосредственного убийцы – Ж. Дантеса. Автор пишет о нём: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов называет Дантеса человеком «с пустым сердцем»;
  • образ венка – говоря об увянувшем «торжественном венке», автор подразумевает полного сил и жажды жизни молодого Пушкина, чья смерть случилась столь внезапно. Помимо этого, венок является символом успеха и славы великого стихотворца. Образ венка автор обыгрывает и далее по тексту: венок славы и жизни вдруг сменяется библейским символом, означающим несправедливые мучения, принятые Христом.

Темы и настроение

Главная и единственная тема стихотворения – трагическая смерть А.С. Пушкина. Гибель гениального творца явилась страшной раной для всей России, для каждого современника поэта. Настроенческий пафос стихотворения – обличительный и обвинительный. Любая ложь в отношении Пушкина глубоко ранит сердце молодого Лермонтова, оскорбляя в нём веру во всенародного кумира. Автор пытается найти объяснение произошедшему,  а также спешит напомнить о торжестве справедливого божественного возмездия.

 Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: людская жестокость способна на чудовищные ошибки, исправить которые невозможно. Лермонтов приравнивает Пушкина к образу Христа, который точно так же безвинно страдал при жизни, а затем был распят на кресте. Автор показывает нам, что великий стихотворец погиб не только из-за дуэли: в его смерти виновно всё общество в целом.

Средства выразительности

В произведении Лермонтов использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «кровавый миг», «дивный гений», «грозный суд»;
  • метафоры – «звон злата», «чёрная кровь», «пустое сердце»;
  • антитеза — «чёрная кровь» клеветников и «праведная кровь» самого поэта.

В стихотворении активно используются инверсии, назывные предложения, гиперболы. Язык произведения изобилует обращениями, риторическими вопросами и восклицаниями.


Ирина Зарицкая | Просмотров: 689 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *