Нет, я не Байрон, я другой… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1845 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, толпа, образ Байрона Темы: одиночество, смысл жизни

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

Краткое содержание

П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье. 1840

В начале произведения автор делает отсылку к личности Байрона. У них много общего: оба пребывают в затяжном конфликте с окружающим обществом. Лермонтов даёт меткое определение, именуя  Байрона и себя  «странниками», гонимыми ветром судьбы. Затем автор проводит сравнение эмоций романтического героя с океанской стихией, говоря о том, что душевные переживания бушуют, подобно океанским волнам, поглощая в своей пучине поэта. У лирического героя рухнули надежды  на счастье: больше ничто не способно доставить ему удовольствие.

Надежды героя, прежде всего, связаны с его личными терзаниями души. Также его беспокоит судьба русской литературы: ведь, направление «байронизм», популярное среди отечественных литераторов и основанное на идеях декабристов,  к окончанию  двадцатых  годов стало невостребованным.

Тогда ещё не успели сформироваться революционно-демократические идеалы и стремления. Поэт не способен отыскать своё место в жизни: будущая судьба представляется ему туманной. В завершении произведения Лермонтов размышляет о толпе, сожалея о том, что некому будет передать молодому поколению его мысли. Он высказывает сомнение относительно своего жизненного предназначения, как поэта.

История создания

История появления на свет этих стихотворных строк напрямую  связана с творчеством великого английского поэта Байрона, чьи произведения во многом определили выбор вектора литературного направления Лермонтова. Стихотворные строки датируются 1832 г. К моменту написания произведения Лермонтов ещё не достиг восемнадцатилетнего возраста. Живительный «родник» своего вдохновения юный автор видел не только в стихах Байрона, но и в его трагической судьбе.

Лермонтов не уставал проводить биографические параллели  между собой и любимым поэтом, отмечая сходство общих черт характера. Лермонтов и Байрон являлись двумя сложными гениальными личностями, которых людская толпа не желала принимать и понимать. Ранняя кончина матери, вынужденное расставание с отцом, мучительный поиск себя – всё это способствовало тому, что Лермонтов взялся за перо, чтобы излить свои переживания в этих стихах. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в 1845 году на страницах «Библиотеки для чтения».

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру элегии: в нём преобладают глубокие философские мотивы. Повествуя о своей жизни, лирический герой не скрывает эмоций грусти и печали. Произведение соответствует чертам литературного направления «романтизм», точно так же, как и всё творчество Лермонтова.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. В стихотворном тексте представлены женские и мужские рифмы.

Композиция

Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:

  1. Первая часть – повествование сосредоточено на доказательстве того, что между Лермонтовым и Байроном имеются очевидные различия.
  2. Вторая часть является меньшей по объёму: включает в себя всего лишь четыре строки. С ритмической точки зрения эта часть весьма отличается от первой. В ней повествуется о мотивах, объясняющих: зачем и с какой целью автор написал данное произведение. Лирический герой заявляет, что ему так и не удастся увидеть собственный творческий успех, ощутить общественное признание.

Образы и символы

В стихотворении представлена следующая семантически значимая образная палитра:

  • образ лирического героя – центральный. Поэтический мир романтического героя находится в эпицентре повествования. Посредством разнообразных образов передаётся состояние его души. Мы воспринимаем героя, как горделивого одиночку и пилигрима, верящего в свою раннюю кончину. Такой романтический герой представляет собою привычный романтический шаблон. Его не интересуют недостойные мелкие дела, он желает всего и сразу;
  • образ толпы – данный образ появляется лишь в предпоследней строке. Лирический герой противопоставляет себя людской толпе, подчёркивая этим собственную избранность и одиночество. Герой уверен: его «думы» никто не в силах понять, за исключением Бога. Максимальная оторванность от презренной толпы позволяет герою проводить параллель между собой и великим эпатажным Байроном;
  • образ Байрона – лирический герой, сравнивая себя с Байроном, одновременно противопоставляет ему себя. В первой строчке он проводит разделительную черту между ними, заявляя: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой ещё никому не известен, но уже понимает, что не сможет многого добиться. Однако, он указывает на сходство с английским поэтом, заявляя о себе: «… как он, гонимый миром странник». С Байроном героя роднит одиночество и отчуждённость от общества.

Темы и настроение

В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных тем:

  1. Тема будущего – романтический герой размышляет о будущем, предопределяя свой жизненный и творческий путь. Он противопоставляет себя великому Байрону, успевшему достичь мирового общественного признания.
  2. Тема судьбы – данная тема всегда интересовала поэтов-романтиков. В данном случае перед нами открывается печальное пророчество, которое человек не готов опровергнуть. Последователи направления «пассивный романтизм» не боролись со злым роком, так как считали, что жалким людям его не победить.
  3. Тема одиночества – данная тема неотъемлема для всего творчества Лермонтова. Автор именует себя «странником», ощущая одиночество среди людей.
  4. Тема поэта и толпы – лирический герой ощущает себя в полном одиночестве, ведь никто не способен его понять.

Настроение произведения преисполнено тревожностью и тоской лирического героя, не понятого и гонимого миром.

Основная идея

Основной смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, своеобразная «визитная карточка» с указанием основных мыслей, чувств и особенностей поэта-романтика. Лермонтов стремится показать читателям, что он вовсе не Байрон. Творческое кредо автора индивидуально. Лермонтов говорит о том, что у каждого литературного творца имеется своя «визитная карточка». Поэтому он вовсе не желает, подобно Байрону, получить признание высшего света.

Средства выразительности

Лермонтов использует следующие средства выразительности:

  • метафоры – «океан угрюмый», «гонимый миром странник»;
  • эпитеты – «русская душа», «разбитые надежды»;
  • сравнение – «в душе моей, как в океане»;
  • экспрессивный синтаксис – «Я – или бог – или никто!».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.1k 👀