Осень • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ пахаря, образ осени Темы: человек и природа

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Краткое содержание

В. Поленов. Золотая осень. 1893

Стихотворный сюжет предельно прост: мы видим листья, увядающие на фоне сумрачных елей, с параллельным описанием опустевших дола и поля. В них давно не ступал никто: ни нога человека, ни лапа лесного зверя. Лишь, холодный лунный свет покрывает эту безрадостную картину окружающей природы.

История создания

Эти стихотворные строки Михаил Лермонтов написал в 1828 г., в возрасте четырнадцати лет. Публикация случилась годом позже. Любой опытный литератор, заметив незрелость произведения, не сможет не отметить талант юного поэта.  Михаил, в момент написания стихов, находился в имении своей бабушки: было лето, и он мог наблюдать за крестьянским тяжёлым трудом. Наблюдения произвели на начинающего стихотворца неизгладимое впечатление, вдохновившее его на написание этого грустного произведения.

К сожалению, стихотворение дошло до наших дней не в полной версии: его окончание оказалось утеряно по причине того, что было написано на следующей тетрадной страничке, которая была кем-то вырвана. В период создания данного произведения одарённого юношу тяготила вынужденная разлука с отцом, а также ссора отца с любимой бабушкой, различные юношеские переживания.

Жанр, направление, размер

Большинство исследователей поэзии Лермонтова склонны относить данное произведение к жанру элегии.  Тем не менее, сохранившийся отрывок позволяет воспринимать его, как лирическое произведение описательного характера. Стихотворение по своей литературной направленности относится к сентиментализму (эклогу), так как насквозь проникнуто элегическим настроением. Вместе с тем, в нём заметны черты литературного направления «реализм»: автор изображает отдельные изменения осенней природы.

Произведение юный поэт написал стихотворным размером – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Композиция произведения – простая линейная. Можно выделить следующие семантические части:

  1. Первая строфа – автор рассказывает о лесе.
  2. Вторая строфа – поэт рассказывает о пахаре.
  3. Третья строфа – автор повествует о звере и месяце.

Понятно, что особого продуманного замысла в подобном стихотворном построении нет. Начинающий автор последовательно описывает нам всё, что смог увидеть – за эпизодом эпизод. Несмотря на это, произведение является полностью самодостаточным и завершённым: заключительный штрих в виде лунного света положен грамотно и уместно.

Образы и символы

Молодой автор в рамках своего раннего произведения, смог создать три полноценно значимых образа:

  • образ осени – этот образ формируется из череды подробностей, таких как: желтеющие листья, контрастные тёмные ели, напоминающие о наступлении особой поры в жизни леса. Мы понимаем, что отныне в лесу стало весьма неприютно: там, где летом отдыхал уставший пахарь, больше нет цветов и солнца;
  • образы ночи и ночного светила – эти образы следует рассматривать совместно. Под серебристым светом месяца тускнеют и исчезают цветные образы дня;
  • образ пахаря – этот труженик больше не стремится найти отдых на остывшей тверди земли. Поэт, в том же ключе, говорит и о звере, озабоченном поиском тёплой норы, находясь на пороге зимы.

Следует заметить, что образ лирического героя  отсутствует. Непосредственно сам поэт выступает в роли наблюдателя, перечисляя замеченные им изменения в окружающей природе. Он не окрашивает художественные детали своим личностным отношением к ним.

Темы и настроение

В произведении подняты две важных темы:

  1. Тема осени – центральная. Автор замечает все нюансы природных перемен, описывая особенности осени.
  2. Тема родины – юный поэт подмечает характерные российские черты: пахарь (русский крестьянин) больше не может устроиться на отдых в тени деревьев, так как погода стоит мрачная и промозглая.

Стихотворение передаёт читателям крайне минорное настроение. Мы понимаем: всё вокруг, начиная от растений и заканчивая людьми, замирает с приходом холодов, увядает, уходит в спячку и прячется.

Основная идея

В этом раннем произведении гениального поэта главная мысль заключается в описании смены времени года, передаче эмоций и душевных переживаний посредством пейзажных зарисовок. Пора поздней осени ассоциируется для многих с чувствами печали, тоски и грусти. Такие же эмоции испытывал и сам автор. Он понимал: жизнь циклична, а значит, наступит весна и всё возродится вновь. Пахарь сможет выйти в поле, зверь выберется из своей берлоги, месяц в небе станет ярче светить, позеленеют листья, закончится туман. Но в данный момент времени приходит унылая осень – в душе лирического героя правят грусть и тоска. В этом и заключается смысл произведения.

Средства выразительности

В стихотворении юного автора поэтический язык ещё предельно прост и скуп на средства художественной выразительности. Синтаксис представляет собой сочетание сложных/простых предложений. Среди частей речи преобладают глаголы, передающие осень, как некий природный процесс. Начинающий поэт использует:

  • эпитеты – «отважный зверь», «тусклый месяц», «поникши ели», «мрачная зелень»;
  • метафоры – «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят»;
  • олицетворение – «листья…кружатся и летят»;
  • ассонансы – посредством звуков «О», «И», «Э» автор передаёт меланхолическое настроение осенней прогулки;
  • инверсии – «сквозь туман лишь серебрит».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.4k 👀