И скучно, и грустно, и некому руку подать… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой Темы: внутренняя борьба, одиночество

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Ю. Панцырев. Одиночество

Стихотворение не имеет чёткого сюжета и действия. Читая его, мы можем только наблюдать яркий монолог романтического героя, полностью разочаровавшегося в людях и судьбе.

История создания

Поэт создал эти стихотворные строки в один из январских дней 1840 г. Случилось это ровно за год до его  трагической гибели. В период написания произведения поэтом всецело овладевали эмоции ненужности, потерянности и острой грусти. Эти тягостные переживания обрели своё талантливое воплощение в данном стихотворении.

К великому сожалению, в то время стихотворение не снискало должного понимания у читателей, большинство из которых посчитали его избыточно  тягостным и неоправданно грустным. Свою, полностью противоположную читательскому мнению позицию, высказал В.Г. Белинский, дав высокую оценку достоинствам произведения. Он писал: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то именно данное произведение мы справедливо посчитали  бы лучшим».

Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой жанр элегии: в нём выражаются грустные размышления над важной для людей темой. Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». В стихотворных строках ярко проявлен мотив романтического жизненного разочарования. Произведение написано разностопными строками: трёх- и четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворные строки представляют собой монолог романтического героя. В рамках трёх катренов переданы рассуждения о таких мировоззренческих категориях, как: жизнь, любовь, дружба, рассудок и страсть. В завершении  Лермонтов высказывает неутешительный вывод о том, что жизнь является «пустой» и «глупой штукой».

Образы и символы

В стихотворении отсутствует широкая образная палитра. Лермонтов представил на суд читателей только единственный образ:

образ лирического героя полностью тождественен поэту. Через героя автор выражает не только свои личные переживания и чувства от происходящего вокруг, но и настроенческий пафос большинства своих современников и общественного класса. Герой уверен: душевное терзание, подобно яду, губит миллионы людей.

Темы и настроение

Автор поднимает актуальную для большинства людей  тему: противопоставление рассудочного и чувственного отношения к жизни. Невозможность испытать искренние и доброжелательные чувства нередко приводит человека к скептическому отношению к жизни и полному разочарованию в ней. Лирический герой верит в возможность любви и дружбы, хотя и не видит достойного объекта для приложения своих чувств.  К тому же, душевный кризис, переживаемый героем, многократно усиливает его внутреннее одиночество: он признаётся, что в трудную минуту «некому руку подать».

Настроенческий фон произведения резко негативный, проникнутый эмоциями горечи, безысходности, разочарования. В душе лирического героя не осталось места для надежды и веры в светлое будущее.

Основная идея

Основная идея произведения – противоречивость внутреннего мира романтического героя. Мы видим, герой очень страдает из-за того, что не способен жить полной жизнью, что напрасно уходят его молодые годы. Герой, мучаясь от одиночества, мечтает обрести рядом того человека, кому он мог бы «руку подать». Он желает искренне любить, но, одновременно с этим, страшится испытать новые горькие разочарования.

Средства выразительности

Лермонтов, чтобы донести до читателей главную мысль стихотворения, использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «холодное внимание», «сладкий недуг»;
  • метафоры – «годы проходят», «минута душевной невзгоды»;
  • сравнения – «жизнь… пустая и глупая штука»;
  • литота (преуменьшение) – «всё там ничтожно»;
  • риторические вопросы – «Любить… но кого же?», «Что, страсти?», «что пользы напрасно… желать?»;
  • риторические восклицания – «А годы проходят – все лучшие годы!».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.4k 👀