Я не унижусь пред тобою… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1832 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, возлюбленная Темы: верность и предательство, любовь и ненависть

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!

Краткое содержание

В. Бинеман. Н.Ф. Иванова. 1840

Сюжет произведения чётко вырисовывается из монолога, произнесённого романтическим героем. Он обращается к своей возлюбленной. Знакомясь с его воспоминаниями, мы узнаём, насколько искренне, сильно и преданно молодой человек любит избранницу: «Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней». Но, читая первую строчку, мы понимаем: роман так и не состоялся.

Сюжет построен на описании переживаний и чувств, испытываемых романтическим героем. У него всё  уже произошло: и любовная «лихорадка», и горькая измена, и сильное разочарование, и боль. Мы видим, как от строчки к строчке меняется эмоциональный настрой героя. Сначала он произносит упрёки в адрес возлюбленной («Знай, мы чужие с этих пор»), а потом переходит к словам сожаления об утраченных возможностях («Я дал бы миру дар чудесный»). Затем лирический герой старается совладать со своими эмоциями («Я не соделаюсь рабом»).

В завершении произведения герой делится с нами планами на будущее: он мечтает уехать в дальние, неизведанные края и жить там, наслаждаясь, чтобы навсегда излечиться от терзающего его душевного страдания. Романтический герой намерен «обманывать безбожно», так как он больше не верит ни в какую любовь.

История создания

История создания данного стихотворения основана на реальных фактах биографии Лермонтова. Поэт написал его в 1832 году, сразу же по окончании неудачного любовного романа с Натальей Ивановой. Причиной расставания стала легкомысленность девушки. Надежды Лермонтова на взаимность с её стороны оказались лишь несбыточной мечтой.

Жанр, направление, размер

Молодой автор написал восхитительное, но, вместе с тем, очень грустное любовное послание. В этом послании он рассказал о своих муках и горестных чувствах. Но, несмотря на многочисленные переживания, он сумел испытать искреннюю любовь, хотя и принёсшую ему разочарование.

Произведение написано в рамках двух литературных направлений — «романтизм» и «критический реализм».

Тема страстной любви, порождённые страстью яркие эмоции и переживания – всё это соответствует романтизму. В то же время, описание реальных жизненных обстоятельств, положенных в сюжетную основу – всё это соответствует критическому реализму.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Выбранные поэтом поэтический размер и рифма помогли передать читателям всю палитру эмоций, донести их даже до самого равнодушного сердца.

Композиция

Лермонтов использует приём противопоставления, как основной при композиционном построении произведения:

  • искреннему чувству любви противопоставлено коварное вероломство;
  • местоимению «Я» — местоимение «ТЫ»;
  • совершенному портрету любимой женщины – истинное лицо бездушной светской красавицы;
  • чувству поклонения и преданности возлюбленной – её легкомысленность и непостоянство.

Образы и символы

Лермонтов, для понимания основной идеи стихотворения, представил читателям два центральных образа:

  • образ лирического героя полностью идентичен автору. Именно автор (лирический герой) является главным действующим лицом. Это тот самый неопытный юнец, каким он был в момент написания стихотворения, когда он позволил себе влюбиться, позабыв обо всем. С высоты своего нынешнего опыта и лет поэт жалеет себя того, молодого. Он сочувствует самому себе и даже высмеивает. Автор сумел чётко охарактеризовать всё то, что затем происходило в его жизни: он не стал затворником, но сделал важные выводы для себя;
  • образ ветреной девушки (возлюбленной) – поэт пишет письмо к взбалмошной, легкомысленной девушке, в которую когда-то, много лет назад, был сильно влюблён. Читая стихотворные строки, мы понимаем: поэт сожалеет о том времени жизни, которое потратил на недостойную его чувств возлюбленную. Он будто бы кричит, что эта девушка отняла у него драгоценное время для творчества: «Как знать, быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья».

Темы и настроение

В произведении автор поднимает три важных темы:

  1. Тема любви – центральная. Романтический герой срывает свою злость на том любовном чувстве, что обмануло его доверие. Своим письмом он мстит за нанесённое ему оскорбление.
  2. Тема измены – лирический герой упрекает возлюбленную не только в том, что она разбила ему сердце. Прежде всего, он упрекает её в измене. Именно измена задевает и оскорбляет более всего. Поэтому герой принимает решение о мести: «Начну обманывать безбожно, чтоб не любить, как я любил…». Он сдерживает данное обещание, становясь циничным любовником, с лёгкостью разбивающим дамские сердца и разрушающим семьи.
  3. Тема обмана – мы видим, что лирический герой невероятно зол. Он злится даже не на предавшую когда-то его девушку, а на творческий путь, к которому всегда тяготел. Герою не по нраву, что девушка, словно комета, ворвалась в его жизнь и обманула. Он восклицает: «Зачем ты не была сначала, какою стала наконец!». В этой фразе присутствует много всего: оскорблённое самоуважение, нежелание признавать своё поражение, обида за потраченное впустую время жизни.

Произведение передаёт настроение порывистое и бурное, полностью соответствующее сцене выяснения отношений двумя некогда влюблёнными людьми после расставания.

Основная идея

Главная идея стихотворения – донести до читателей всю ту душевную боль, которую испытывает человек, разочаровавшийся в своей любви. Для лирического героя любовь являлась «надеждой юных дней». Именно ради неё он «целый мир возненавидел», а чувство со стороны девушки оказалось насквозь лживым и притворным. Творческая душа поэта не способна выдержать подобного испытания, поэтому он осознанно  принимает решение стать другим: «обманывать безбожно» и никогда не любить искренне.

Средства выразительности

Лермонтов всегда виртуозно обращался с тропами, особенно, если хотел сделать стихотворные строки особенно глубокими и эмоциональными. В данном произведении он использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «чудесный дар», «юные годы», «небесная мысль»;
  • метафоры – «надежда юных лет», «пожертвовал я годы твоей улыбке»;
  • гиперболы – «целый мир на битву звать», «целый мир возненавидел».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.7k 👀