Дума • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1839 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ толпы Темы: власть, конфликт поколений, образование и воспитание

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Краткое содержание

В. Шегедин. Лермонтов. Вдохновение. 1989

В развитии действия данного произведения нет чётко выраженного сюжета и хронологического порядка. Стихотворение представляет собой рассказ об образе жизни представителей светского общества, так называемых «светских львов», и гневную критику этого образа жизни. «Светские львы», обладая по праву рождения неограниченными возможностями  и материальными преференциями, абсолютно не способны дать что-то полезное обществу.

Мы узнаём из произведения, что молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели». По своей природе они крайне эгоистичны, равнодушны, не обладают способностью к созидательной работе. В связи с этим не удивительно, что будущее этого  поколения «иль пусто, иль темно».

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1838 году. Первая публикация состоялась в 1839году, в журнале «Отечественные записки». Известно, что какое-то непродолжительное время Лермонтов искренне желал быть принятым в избранное общество высшего света, но аристократические салоны захлопнули перед ним свои богатые двери. Эти двери широко  распахнулись для поэта лишь после того, как к нему пришла всенародная известность.

Надо признать, насыщенная светская жизнь нисколько не оправдала радужных ожиданий поэта. Тем не менее, он продолжал посещать множество балов и салонов, так как был весьма тщеславен и самолюбив от природы. Об этих своих качествах Лермонтов пишет в письме к Лопухиной, называя себя человеком «самолюбивым и тщеславным». Впечатления, полученные на многочисленных балах и светских раутах, помогли Лермонтову гораздо глубже узнать своих современников в лице молодых аристократов. В данном произведении отразился результат долгих раздумий и наблюдений поэта.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности, перед нами  философско-гражданское лирическое стихотворение, во многом близкое либо к философской элегии, либо к лирической исповеди гражданского характера. В произведении также присутствуют черты эпиграммы и сатиры. К примеру, известный литературовед А.И. Журавлёва полагает, что это стихотворение «представляет собой синтез элегии, оды и философского размышления».

В данном произведении равномерно переплелись такие литературные направления, как «реализм» и «романтизм». Поэтический размер – шестистопный ямб. Он иногда меняется на пятистопный и четырёхстопный ямб с целью выделения определённых важных фраз и мыслей. Рифма перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция произведения линейная, чёткую структуру выявить невозможно, но строфы тесно связаны между собой общей тематикой. Такой приём придаёт стихотворению особую семантическую цельность.

Образы и символы

В стихотворении представлен собирательный образ молодого поколения. Лермонтов пишет не об одном герое, а о целом поколении, к которому причисляет и себя. В произведении представлены следующие образы:

  • лирический герой («мы») – начиная с середины девятнадцатого века, дворянство являлось собирательным образом молодёжи. Поэтому многоликий лирический герой с первого дня своего рождения принадлежит к привилегированному сословию людей: он может пользоваться всеми благами цивилизованного мира;
  • образ толпы раскрывается в произведении, как бездушная масса людей. Однако, лирический герой («мы») относит и себя к этой людской массе. Он осознаёт, что намертво связан нитью судьбы с окружающим его бездушным обществом. Историческое прошлое страны обусловило такую неразрывную связь.

Темы и настроение

В стихотворении поднято несколько значимых, весьма актуальных даже в наше современное время, тем:

  1. Тема сущности человека – лирический герой, относя себя к современному поколению молодых аристократов, крайне негативно относится к новому поколению. Причина такого отношения очевидна: он не видит будущего. По мнению поэта, современное общество ведёт потребительское существование, оно полностью равнодушно к таким базовым понятиям, как «зло» и «добро». Это поколение утратило принципы и цели, ради которых ему стоит жить.
  2. Тема преемственности поколений – поэт считает, что «ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Негативный отцовский опыт привёл детей к бездействию, полному отсутствию стремлений к прогрессу, к знаниям, к саморазвитию. Лирический герой переживает за бездушие, которое оставит его век.
  3. Тема власти – давая исчерпывающую характеристику своему времени, поэт напрямую затрагивает тему самодержавной власти и ненависти к ней. Своих современников он характеризует «презренными рабами», ведь после восстания декабристов дворяне не принимали активного участия в жизни страны, закрывшись в своём сытном и комфортном мирке.

Настроенческий пафос произведения – недовольство и горечь  при виде общественных устоев и порядков.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в ответах на следующие вопросы: «зачем живёт человек?», «в чём смысл жизни?». Несмотря на скрытые порывы души, поколение поэта обречено на бессмысленное существование. Лермонтов полагает, что потерянное поколение ничего полезного после себя не оставит, «в бездействии состарится оно» и полностью исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой… ни гением начатого труда».

Средства выразительности

В данном произведении Лермонтов особенно щедр на разнообразные художественные тропы. В тексте присутствуют:

  • эпитеты — рабы «презренные», ум «поздний», плод «тощий», наука «бесплодная»;
  • метафоры – «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «чаша наслажденья»;
  • сравнения – «как пир на празднике чужом», «жизнь томит, как ровный путь без цели»;
  • метонимия – «и к гробу мы спешим», «богаты мы едва из колыбели»;
  • оксюморон – «добросовестный, ребяческий разврат».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.8k 👀