Пророк • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1841 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ природы, образ толпы Темы: одиночество

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Краткое содержание

И. Крамской. Христос в пустыне. 1872

Данное произведение является исповедью страдающего человека, которого отвергает общество. Если лирический герой Пушкина, находясь среди пустынных песков,  пребывает лишь на самом «старте» своего длинного творческого пути, то романтический герой Лермонтова пытается исполнить своё предназначение, в результате чего оказывается в пустыне: он убегает, спасаясь от травли своих современников.

Живя в обществе людей, пророк чувствует себя гораздо больше одиноким, нежели в пустыне. Дарованный  ему талант никого не интересует. Люди не желают слушать и понимать его слова: они не готовы узнать истину ни о себе, ни об окружающем мире. В общественных глазах пророк замечает только «страницы злобы и порока». В него, за «правды чистые ученья», люди бросаются камнями.

Пророк чувствует абсолютное спокойствие только среди пустынных песков: там  ему покоряется любая «тварь земли». Даже ночные светила в виде звёзд внимают его мудрым речам. Когда же пророку доводится вновь оказаться в городе, он в очередной раз слышит циничные высказывания и горькие укоры. Пророка, словно диковинную зверушку, показывают детям в качестве образца недостойного поведения.

История создания

Лермонтов написал это замечательное произведение в 1841 году. Случилось это незадолго до трагической гибели поэта. Таким образом, данное произведение является последним в творчестве великого стихотворца. Публикация стихотворения случилась через год после его написания на страницах журнала «Отечественные записки».

Ко времени создания данного стихотворения отношения Лермонтова с высшим столичным обществом стали существенно хуже: дело в том, что к сложному и неуживчивому нраву поэта, добавились сложности  в личной жизни и в карьере. Всё это отразилось на общем смысловом и эмоциональном направлении произведений, созданных в 1841 г. Литературоведы полагают, что написание данного произведения — следствие многолетней дискуссии между  Лермонтовым  и  В.Ф. Одоевским. В этих спорах основным камнем преткновения была единственная тема — «Поэт и его общественное признание». Большинство специалистов справедливо считают, что «Пророк»  является одним из самых лучших стихов Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру лирической исповеди: в нём явно заметны библейские мотивы. Стихотворные строки можно смело отнести к романтическому направлению литературы.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями. Происходит чередование женских/мужских рифм. При этом в шести строфах автор использует рифмовку перекрёстную, а в финальном четверостишии – опоясывающую.

Композиция

Стихотворение включает в себя семь строф. С композиционной точки зрения оно делится на три семантических сегмента:

  1. Два первых четверостишия – речь идёт о дарованном лирическому герою таланте прорицателя и резко отрицательном отношении общества на слова его проповеди.
  2. Два следующих четверостишия – речь идёт об отшельнической жизни прорицателя среди пустынных песков.
  3. Три заключительных четверостишия – речь идёт об отношении большинства людей к прорицателю, а также о том, как его воспринимают современники.

Образы и символы

Образная палитра произведения представлена Лермонтовым в классической традиции:

  • образ лирического героя/пророка – лирический герой – он и есть прорицатель, способный видеть и обличать пороки людей. Пророк страшно одинокий и глубоко несчастный человек: его прогоняют отовсюду из-за того, что он сообщает людям о неприглядных сторонах их натуры. Автор испытывает искреннее сочувствие к лирическому герою, так как понимает огромную ценность такой личности для оздоровления всего общества;
  • образ враждебной толпы – лирическому герою-одиночке в произведении противопоставлена людская толпа. Она не желает признавать пророка: толпу интересуют лишь материальные блага жизни, а вовсе не душа;
  • образ природы – он раскрывается посредством описания пустыни, которая проявляет более дружелюбное отношение к пророку, нежели люди. Пустыня становится домом для лирического героя. Любая земная тварь, живущая в пустынных песках, покорна пророку. Даже звёзды, сияющие над пустыней, готовы слушать его проповеди.

Темы и настроение

Основная тема произведения – одиночество нестандартной личности в условиях жестокого социума, противопоставление толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а лютая травля – вот та цена, которую готово платить общество пророку за то, что он несёт в мир идеи любви и добра. Настроение стихотворения характеризуется трагическим пафосом. Неспособность достойно исполнить свою гуманную миссию делает пророка глубоко несчастным человеком.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем: творческий человек всегда чувствует себя изгоем в обществе. Он изначально обречён на непонимание и одиночество. Творец может быть счастлив лишь наедине с Богом, вдали от людей. Лермонтов стремится продемонстрировать нам, насколько может быть несправедливым общество к тем людям, которые от рождения «поцелованы Богом».

Средства выразительности

В произведении Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «божья пища», «шумный град», «вечный судия»;
  • метафоры – «читать в очах», «посыпать пеплом главу», «страницы злобы и порока»;
  • сравнение – «как птицы»;
  • олицетворение – «звёзды слушают…, лучами радостно играя»;
  • антитеза – выражена противопоставлением пророка и людской толпы;
  • перифраз – «вечный судия», «предвечный»;
  • инверсия – имеется в двух заключительных строфах.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.6k 👀