Завещание • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: умирающий солдат, соседка, друг, образы родителей, Родины Темы: жизнь и смерть, одиночество, смысл жизни

Есть место: близ тропы глухой,

В лесу пустынном, средь поляны,

Где вьются вечером туманы,

Осеребренные луной…

Мой друг! ты знаешь ту поляну;

Там труп мой хладный ты зарой,

Когда дышать я перестану!

Могиле той не откажи

Ни в чем, последуя закону;

Поставь над нею крест из клену

И дикий камень положи;

Когда гроза тот лес встревожит,

Мой крест пришельца привлечет;

И добрый человек, быть может,

На диком камне отдохнет.

Краткое содержание

Р. Бачер. Уходящий. 1890

Раненый солдат осознавая, что жить ему совсем недолго,  старается найти ответы на неразрешимые, давно мучающие его вопросы. В последние минуты жизни он обращается к боевому товарищу,  прося о помощи. Солдат вовсе не просит избавить его от адской боли, или проявить к нему сочувствие: он молит о том, чтобы память о нём сохранилась в сердцах близких людей, чтобы его не забывали в родном краю. Умирающему солдату особенно важно, чтобы его помнила живущая по соседству девушка, к которой он не утратил любовь.

Солдат, заботясь о чувствах матери и отца, просит не сообщать им подробности своей кончины. Он просит друга сказать родителям, что его полк ушёл в далёкие края, совершая длительный военный поход. Умирающий солдат детализирует своё ранение, сообщая о том, что неграмотным врачам не удалось вылечить его. Герой, будучи при смерти, признаётся в преданности императору и России, сожалея лишь о том, что больше никогда не сможет увидеть свою Родину. История солдата рассказана понятным, простым, разговорным языком.

История создания

Произведение появилось на свет в 1840 году, ровно за год до трагической гибели поэта. В основу стихотворения положено наблюдение Лермонтова за бытом военных и гибелью простых солдат во время его второй ссылки на Северный Кавказ. Большинство литературоведов считают, что данное произведение можно воспринимать, как биографическое. В нём нашли отражение эмоции поэта в последние годы жизни, а также чувство обречённого одиночества.

Ко времени второй, роковой ссылки поэта, его родителей уже не было в живых. Остались лишь редкие друзья, которые жили в Москве. На Кавказе Лермонтову не с кем было по-настоящему сдружиться, душевно сблизиться. К тому же, он очень болезненно переживал расставание с любимой женщиной Варварой Лопухиной, ставшей прототипом возлюбленной лирического героя.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это лирическое послание, посредством которого поэт адресует свои просьбы другу. Также в произведении присутствуют глубоко личные и философские мотивы.

Стихотворение относится к литературному направлению «романтизм»: лирический герой одинок, он устремлён к достижению гармоничного и совершенного мира, но все его устремления разбиваются о «рифы» жестокой действительности.

Произведение построено из четырёх строф – восьмистиший. Лермонтов чередует четырёхстопный и трёхстопный ямб. В каждой строфе в двух последних строчках  происходит смена мужской рифмы на женскую. Такой приём позволяет продемонстрировать читателям незавершённость, незаконченность, возможность последующего развития мыслей героя.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф. С формальной и смысловой точек зрения, композиция отличается предельной простотой. Мы видим обращение умирающего солдата к своему другу-сослуживцу, которое можно разделить на следующие смысловые части:

  1. Первая часть – это просьба друга поведать о смерти солдата всем, кто будет этим интересоваться.
  2. Вторая часть – это просьба, касающаяся родителей солдата.
  3. Третья часть – это просьба, касающаяся любимой им соседской девушки.

Образы и символы

В произведении представлено пять важных для понимания смысла всего стихотворения образов:

  • образ умирающего солдата – центральный. Всё повествование ведётся от его лица. Умирающий солдат является лирическим героем произведения. Не просто однозначно определить историю/происхождение данного персонажа. Мы не знаем о нём многого: простой ли это солдат – крестьянин, либо дворянин, высланный на Кавказ? Более того, речь героя наделена чертами интеллекта: он способен анализировать и страдать от одиночества. Возможно, образ умирающего солдата – это обобщённый образ раненного на войне человека;
  • образ соседки – прототипом данного образа считают возлюбленную поэта Варвару Лопухину. Соседская девушка описана человеком с «пустым сердцем», не способным понять  умирающего героя. Это особенно усиливает трагизм солдатского послания;
  • образ друга символизирует такие качества, как преданность, сочувствие и доверие. Умирающий лирический герой обращается именно к своему боевому товарищу с последними просьбами: он абсолютно уверен, что друг не обманет и не подведёт его;
  • образ родителей – мать и отец Лермонтова уже давно покинули этот мир, поэтому умирающий солдат даже не надеется, что другу удастся застать их в живых и поговорить с ними. Образ родителей символизирует родной дом, уют, малую родину. В строках о них чувствуется особая теплота и искренность;
  • образ Родины – умирающий солдат говорит о любви и преданности царю и Отчизне, нисколько не жалея, что отдал за них свою жизнь. Понятие Родины, и необходимости её защиты, являются оправданием столь трагического конца жизни молодого солдата.

Темы и настроение

Главными темами произведения являются следующие:

  1. Тема обособленности героя от мира – умирающий солдат говорит о том, что никому не интересна его судьба, никто не будет им интересоваться. Отчизна, за интересы которой он сейчас мученически умирает, ограничится всего лишь написанием короткой официальной сводки. Родители, скорее всего, давно покинули этот мир, а любимая соседская девушка немного всплакнув, легко о нём забудет.
  2. Тема поиска смысла жизни – поиск собственного предназначения обернулся для героя опустошённостью и безысходностью. Любовь так и не смогла для него стать «спасительным кругом», она стала для него очередным жестоким ударом лицемерного общества.
  3. Тема одиночества героя – чувство вселенского одиночества, испытываемое героем в последние минуты жизни, обусловливается ещё и тем, что никому не известна правда о его истинных чувствах и устремлениях. Умирающий солдат полностью разочаровался в жизни и её соблазнах.

Произведение проникнуто настроением глубокого трагизма. Текст окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрыты огромное разочарование и боль лирического героя от невозможности быть до конца понятым даже самыми родными людьми.

Основная идея

Лермонтов доносит до нас идею о том, что человек от рождения обречён на одиночество и непонимание. Неминуемость скорой смерти воспринимается лирическим героем как вполне закономерный итог жизни, и как способ навсегда избавиться от существования, в котором ему не нашлось места.

Средства выразительности

В произведении не так много художественных средств, это объясняется системой образов и особенностями представленного сюжета. В стихотворении представлены следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «плохи лекаря». «умер честно», «родной край»;
  • метафоры – «пустого сердца не жалей»;
  • аллитерации – автор нанизывает слова с согласными звуками «З», «С», «Ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
  • риторические восклицания – «на свете мало, говорят, мне остаётся жить!»;
  • оборванные предложения – «а, если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.9k 👀