Стихотворение и анализ «Расстались мы, но твой портрет…»

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди своей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм,

Кумир поверженный — всё бог!

Краткое содержание

Е. Сушкова. Неизвестный художник

С начальной строчки произведения лирический герой сообщает о том, что бережно, рядом с сердцем он носит портрет той, что навсегда похитила его сон. На протяжении многих лет он чувствует к избраннице пылкую любовь. Известно, что Лермонтов носил на груди нательный крестик с портретом своей возлюбленной, решившись снять его, чтобы не повредить, накануне рокового дуэльного поединка с Мартыновым, в результате которого был застрелен.

Лирический герой произведения признаёт собственную беспомощность: он не может вычеркнуть из памяти горячо любимую женщину. Даже новые  отношения не способны её заменить. Но любит герой вовсе не нынешнюю светскую львицу, увлечённую балами и стремящуюся найти себе выгодную партию для замужества, а ту искреннюю девушку, какой она когда-то была. Память о той юной девушке, наивной и чистой, всецело овладевает его сердцем.

К сожалению, сильно повзрослевшая и изменившаяся Екатерина Сушкова, которой посвящено стихотворение,  больше не имеет ничего общего с той наивной и светлой девчушкой, которую когда-то полюбил поэт.

 История создания

Произведение появилось на свет в 1837 г., а первая публикация случилась спустя три года на страницах поэтического сборника «Стихотворения». Автор написал настоящую серенаду, посвятив её некогда любимой Екатерине Сушковой. Несмотря на то, что у Лермонтова было немало других женщин, свою первую пылкую влюблённость он смог пронести через всю жизнь, трепетно сохранив память о возлюбленной  на долгие годы.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец любовной лирики: в нём отражена вся глубина любовных терзаний романтического героя. Произведение было создано в период расцвета  литературного направления «романтизм» и полностью соответствует его чертам. Поэтический размер – четырёхстопный ямб с мужской рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение можно разделить на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы являются, по сути, сложным пояснительным предложением, в котором сначала автор высказывает некое утверждение, а затем даёт ему объяснение:

  1. Первая часть – заметно раздвоение личности лирического героя: взаимоотношения с любимой девушкой закончены, но он всё ещё не готов навсегда отпустить её из своего сердца. Герой продолжает на груди носить портрет с изображением возлюбленной.
  2. Вторая часть – назревает острый конфликт между былой любовью романтического героя и его новыми страстями, которые не способны дать его сердцу прежнюю отраду.

Рассуждая об «архитектуре» данного произведения, справедливо говорить о кольцевой композиции. Подобная композиция позволяет поднимать одну и ту же тему несколько раз подряд. В данном случае, мы видим: чувства романтического героя перемещаются из настоящего в прошлое, а затем – наоборот. Поэт пишет: «Расстались мы» (это прошлое), «но твой портрет … храню» (это настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (это прошлое), «Он душу радует мою» (это настоящее).

Образы и символы

В произведении представлено несколько семантически значимых образов:

  • образ лирического героя – полностью идентичен автору. Исповедальная речь поэта о своей былой любви насквозь проникнута эмоциями тоски и грусти. Герой страдает, но, вместе с тем, осознаёт: ничего уже не вернуть. Время изменилось, а значит, и объект любви стал другим. Поэту остаётся лишь одно: всячески лелеять свои юношеские светлые чувства;
  • образ портрета (возлюбленной) – это символ тоски, грусти и душевного спокойствия. Именно в портрете сосредоточены все светлые и дорогие для поэта воспоминания. При взгляде на портрет любимой, чувства лирического героя оживают с новой силой;
  • образ храма – он утрачивает в произведении свою религиозную подоплёку. Во-первых, для романтического героя, храм – это душа, в которой обитают счастье и любовь, подобно божествам. Во-вторых, образ храма можно разделить на две составляющие: божественность – как возвышенное религиозное чувство и священная обитель – как вечная любовь и её святость.

Темы и настроение

Основная тема произведения – искренняя любовь, которая, даже с течением лет, не заканчивается. Настроенческий пафос стихотворения – всепоглощающая печаль и грусть. Вместе с тем, лирический герой испытывает минуты счастья, когда смотрит на портрет любимой девушки, вспоминает её прекрасный образ и признаётся: «Он душу радует мою».

 Основная идея

Лермонтов утверждает следующую мысль: искренние и настоящие чувства, дарованные человеку Богом, остаются в сердце до конца его жизни. Даже воспоминания об истинной любви  способны озарять светом и радостью каждый день жизни.

Средства выразительности

Данное стихотворение богато на художественные приёмы. Лермонтов использует возможности  следующих выразительных средств:

  • эпитеты — «новые страсти», «бледный призрак», «кумир поверженный»;
  • метафора – «портрет… душу радует мою»;
  • сравнения – «кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 232 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *