Мцыри • поэма

краткая информация
Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэма | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1976 год, реж.Заал Какабадзе) | Герои произведения: Мцыри (герой) | Темы: внутренняя борьба, гордость и смирение, детство, жизнь и смерть, мечта, образование и воспитание, одиночество, свобода, смелость и трусость, смысл жизни, человек и природа

«Мцыри» – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, в основе которой лежит трагическая история мальчика-горца, пленённого русским генералом. В образе главного героя автор изображает могучую человеческую натуру. Жанр: поэма Год написания: 1838–1839 Год первой публикации: 1840 г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» Литературное направление: романтизм Время и место действия: первая половина XIX века. Грузия. Монастырь и горы вокруг него.

История создания

В 1837 г. Лермонтов путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания. В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребёнок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать. Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лёг в основу поэмы «Мцыри». История монаха, впечатления от кавказской природы, знакомство с грузинской народной поэзией, влияние романтической литературы – всё это повлияло Лермонтова и у него возник замысел создать поэму о стремлении человека к свободе и воле. Рукопись была закончена в 1839 г. в Царском Селе, а в 1840 г. была издана в сборнике стихов поэта. Первыми, кто услышал поэму из уст автора в мае 1840 г. на дне рождения Н. В. Гоголя, были присутствовавшие гости и сам виновник торжества. Все были в восторге от услышанного.

Исторические предпосылки

Для понимания произведения важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина XIX столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова.

Жанровые особенности

По жанровым признакам произведение – поэма. В «Мцыри» раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради неё пожертвовал своей жизнью. Он романтический герой. Одиночество, любовь к родной земле, бунт против устоев – обо всём этом рассказывается в «Мцыри». Другой особенностью поэмы является исповедальный характер. Исповедь героя даёт возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Она содержит повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер. Художественное направление – романтизм.

Черты романтизма в произведении:

  • сюжет строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром;
  • порочной, но безопасной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди;
  • герой вступает в противостояние с самой судьбой, но терпит поражение;
  • Мцыри – исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в монастыре, который воспринимался главным героем как тюрьма, неволя; в горах, лесной чаще, степи);
  • обращение поэта к фольклорным мотивам (битва с барсом перекликается с хевсурской песней о тигре и юноше);
  • с помощью картин природы отражается психологическое состояние героя (гроза в момент побега, ревущий шум горной реки, ночной пугающий шорох леса или, наоборот, тихое утро как символ умиротворения в душе героя).

Художественные особенности

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. С их помощью подчёркивается эмоциональность главного героя, его мечтательность и страстность, сила и глубина чувств, отчуждённость от людей и сближение с природой.

Средства художественной выразительности

  • сравнения (обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; она, (пламенная страсть) как червь; (хребты) причудливые, как мечты; я был чужой для них навек, как зверь степной; сплетясь, как пара змей);
  • эпитеты (во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой; пламенная страсть; пылающая грудь; бурное сердце; сонные цветы; в тени рассыпанный аул; две сакли дружною четой, сладкая тоска, взор кровавый);
  • метафоры (изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит; мир Божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном);
  • олицетворения – природа описана так, словно она живая и полностью откликается на чувства героя. Живыми оказываются все природные явления (я как брат обняться с бурей был бы рад; потока…вечный спор с упрямой грудою камней; и все природы голоса сливались тут; зной дышал от уст её и щек);
  • риторические вопросы, восклицания, обращения («…А душу можно ль рассказать?» «О милый мой!»).
  • анафоры (единоначатия) нагнетают ритм и усиливают впечатление («…И в исступлении рыдал, //И грыз сырую грудь земли, //И слёзы, слёзы потекли…»).

Лермонтов в поэме использовал временную антитезу: три дня свободы, о которых рассказывается в исповеди героя, противопоставлены всей жизни Мцыри, которую он воспринимает как неволю. Автор усилил временную антитезу образной: Кавказ – свобода, монастырь – тюрьма. Писатель не ставил знака равенства между верой и монастырём. Бегство Мцыри из монастыря – это не безверие, а протест против неволи. В поэме «Мцыри» нет описания внешности главного героя, но его исповедь рисует яркий образ страстного человека, бунтаря, стремящегося к свободе, к обретению Родины, с которой он был разлучён. Главный герой поэмы не имеет даже собственного имени, так как «мцыри» означает «послушник». Автор делает имя нарицательное собственным. Автор поэмы и её герой внутренне близки: в исповеди Мцыри слышен и голос автора. Образ Мцыри – собирательный, а его судьба – обобщённая судьба романтического героя, стремящегося к свободе. В Мцыри слилась мятежно-могучая сила, твёрдая воля, несмотря на годы, проведенные в заточении, и жажда свободы, героическая мужественность и душевность, мягкость и нежность. Поэма «Мцыри» написана 4-стопным ямбом, причём этот стихотворный размер в ней с мужскими окончаниями, укрепляющими мужественную тональность поэмы.

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое в переводе означает «послушник». Так М. Ю. Лермонтов сразу же обозначает главного героя произведения. Читатель так и не узнаёт имени главного героя, потому что в произведении используется только его статус.

Система образов

В поэме нет ни одного имени собственного. Люди называются по своему положению. В этом произведении один главный герой – послушник при храме Мцыри. Юношу-горца взял в плен русский генерал в возрасте шести лет и оставил в православном монастыре на попечение старого монаха. Мцыри всегда стремился попасть на родину.

Второстепенные персонажи

Старый монах – монах, вырастивший и воспитавший Мцыри. Он главный слушатель его исповеди и единственный человек, с которым юноша контактирует.

Девушка-грузинка – прекрасная девушка из крестьянской семьи. Произвела глубокое впечатление на Мцыри.

Генерал – представитель русского командования на Кавказе.

Родные героя (сёстры и отец) – юноша вспоминает их пение и смех – моменты истинного счастья. Про отца говорит, что он пользуется уважением у односельчан.

Барс – символ природы и образ свободы.

Композиция произведения

Поэма разделена на две неравные части. Первая часть занимает всего две главы из двадцати шести. В них даётся описание монастыря и кратко повествуется о жизни главного героя до происходящих событий. Во второй части автор предоставляет слово самому Мцыри, даёт ему возможность поделиться своими переживаниями. Писатель выбирает форму исповеди, чтобы наиболее полно раскрыть внутренний мир юноши. Композиция имеет замкнутую форму: действие начинается в монастыре, там оно и заканчивается. Особенностью построения этого произведения является то, что повествование ведётся в основном от лица главного героя.

  1. Экспозиция – авторское вступление, в котором говорится о времени, месте и обстоятельствах, предшествовавших началу действия.
  2. Завязка – побег Мцыри из монастыря во время грозы.
  3. Кульминация – жестокая схватка с барсом.
  4. Развязка – прощание Мцыри со старым монахом.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1.

Свобода

Проблема свободы раскрывается на двух уровнях:

·         первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи;

·         второй – касается лично главного героя поэмы, который мечтает о вольной жизни.

Независимость и стремление к свободе провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Отсутствие свободы, по мнению автора, может привести к гибели.

2.

Одиночество

Одна из причин побега – поиск близких по духу и крови людей. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Больше всего в своей исповеди Мцыри сожалеет о том, что лишён семьи и родины, братьев и единомышленников.
3.

Любовь к родной земле и своему народу

Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб ощутить своё единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни. По мнению автора, патриотизм – самое прекрасное и искренне чувство, которое не может победить даже смерть.
4.

Война

На примере главного героя Лермонтов показывает, как война ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий – не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри – пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
5.

Мечта и реальность

Герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шёл к своему идеалу. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Он всегда хотел жить иначе и искал способ исполнить свою мечту-клятву.

Конфликт поэмы

Внешний конфликт заключается в традиционном для романтизма противостоянии двух состояний – свободы и неволи. Герой всеми силами рвётся на свободу, хочет жить вольной жизнью, но его существование в монастыре предопределено на долгие годы. Также разворачивается внутренний конфликт между реальной свободой и свободой, созданной в воображении Мцыри (в его душе не состыковываются идеал и действительность). Главный герой не в состоянии оценить свои физические возможности, ограничения и слабости, из-за этого его побег заканчивается неудачей. Путь к свободе оборачивается возвращением к знакомым стенам монастыря. Побег оказывается движением по кругу. Перед Мцыри встаёт нелёгкий выбор: либо смириться с жизнью в неволе, либо избрать иной способ побега – смерть. Он готов погибнуть ради своих идеалов.

Основная идея произведения

Основная мысль поэмы «Мцыри» состоит в том, что жизнь человека, насильно разлучённого с любимой Родиной, трагична. Лермонтов уверен: ограничение свободы угнетает свободолюбивого человека. Никто не должен мириться с тем, что кто-то выбирает его судьбу. Ведь свобода – это не идеальное и недостижимое, а естественное состояние человека. В образе главного героя изображается сильная человеческая натура, он – борец, которого не способны сломить никакие обстоятельства. Мцыри находился в неволе с шести лет и практически не видел жизни. Дух свободы не покидал его сердца, он просто ждал удобного момента, для того чтобы вырваться наружу. Ещё одна важная мысль: национальная самобытность героя и его народа. История Мцыри – доказательство того, что никто не может навязать свои порядки чужому народу.

Критика и отзывы

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова хвалили ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С. Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году. Критик В. Г. Белинский тоже высоко ценил это произведение. Он подчеркивал удачно выбранный поэтом размер и ритм и сравнивал звучание стихов с ударами меча. Виссарион Григорьевич видел в поэме отражение личности Лермонтова и восхищался изображением природы, энергичным языком, яркостью созданных образов. Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

«Тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. Она воспроизводит одну из психологических антитез Лермонтова — и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. Бедный, простодушный Мцыри поведал нечто «лермонтовское» — языком Лермонтова, лирикою его души.

Д. Н. Овсянико-Куликовский, 1914 г.

Интересные факты

  1. В черновом варианте поэма имела название «Бэри» (в перевод с грузинского языка «монах»), а в окончательном – «Мцыри», что переводится как «послушник».
  2. Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мёд, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни. Под «мёдом» Лермонтов подразумевает свободу, на которую наложен запрет.
  3. Произведение вдохновляло не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В. П. Белкин, В. Г. Бехтеев, И. С. Глазунов, А. А. Гурьев, Н. Н. Дубовской, Ф. Д. Константинов, П. П. Кончаловский, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, И. М. Тоидзе, Н. А. Ушакова, Е. Я. Хигер.
  4. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И. Е. Репину.
  5. Фрагменты поэмы были положены на музыку М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А. П. Бородиным и другими композиторами.

Краткое содержание

Иллюстрация В. Белкин

Главы 1-5

Развалины монастыря на месте слияния рек Арагвы и Куры. Седой старец – сторож рассказывает о временах, когда Грузия склонила голову перед Российской державой. Он вспоминает также историю молодого человека Мцыри, произошедшую несколько лет тому назад.

Когда-то мимо стен монастыря ехал русский офицер, направлявшийся в Тифлис. С ним был пленник – больной шестилетний мальчик, дикий и пугливый. Монахи пожалели его и оставили ребенка в монастыре.

Поначалу мальчик был молчалив, все чаще бродил один, сторонился общества. Но постепенно выучил язык и был окрещен. В юношестве его ожидала судьба монаха. Уже был назначен день пострига, когда Мцыри неожиданно исчез.

Его искали три дня и обнаружили посреди степи, умирающего, обессиленного. Перед смертью юноша исповедуется перед монахом, спасшим его когда-то, рассказывает о днях, проведенных «на воле».

Мцыри пытается передать свою душевную боль. Всю жизнь он жил в плену, не видел свободы. Его душа рвалась к тревогам и битвам. Жажда вольной жизни победила в нем Бога, но юноша не сожалеет об этом.

Мцыри жалеет лишь о том, что монахи спасли его в детстве. Жизнь в монастыре оказалась для него невыносимой. Он мечтал о семье, как любой ребенок. Его лишили всего – родных, отчизны, даже памяти о прошлом. Дитя гор дал себе клятву, что хоть на миг прижмется грудью к родному человеку, но мечтам не суждено было сбыться.

Герой не боится смерти, ему жаль своей потерянной юности. Он спрашивает монаха о любви, о ненависти, о красотах природы – испытывал ли он их когда-нибудь? Монах вынужден вспомнить свою молодость, свои мечты.

Главы 6-10

Иллюстрация Ф. Константинов

Юноша восхищается тем, что видел на свободе – горными хребтами, заснеженными вершинами, ранней зарей, щебетом птиц, прозрачностью и высотой небес – величественной природой Кавказа.

На воле Мцыри вспомнил аул, где жил с отцом и матерью, где сестры пели ему колыбельные. Вспомнил речку, где играл ребенком, жителей аула с дорогими кинжалами и другим оружием. Он словно видит своего отца, одетого в военную броню. И душа его еще сильнее тоскует о том, что утрачено навсегда.

Он давно задумал побег, чтобы узнать, для чего же рождаются люди – для тюрьмы или воли. По его словам, за эти трое суток скитаний он увидел и познал больше, чем за всю жизнь. Когда он сбежал, монахи молились, боясь страшной грозы. Он же чувствовал единство со стихией, готов был ловить молнии рукой, «как брат обняться с бурей был бы рад».

Мцыри бесцельно и долго бежал. Небо казалось ему настолько чистым, что можно было увидеть полет ангела. Поняв, что за ним нет погони, он упал лицом в траву, желая прочувствовать единение с природой. Его не пугали ни змеи, ни другие животные. Он сам был как высвободившийся из плена зверь.

Утром молодой человек очнулся на краю обрыва. Ему кажется, что он понимает язык горного ручья.

Главы 11-15

Иллюстрация В. Поляков

Наступает жаркий полдень. Герой испытывает жажду. Он спускается к ручью, чтобы напиться, и видит у бурного потока молодую девушку – грузинку. Она, откинув чадру, спускалась к воде. Спотыкаясь, смеялась своей же неуклюжести. Герой восхищался ее лицом и грудью, но особенно его заворожили ее глаза, полные тайн любви. Она пела, и ее вольная песня восхитила юношу. Тут Мцыри умолкает, говоря, что монаху не понять, что чувствовал он в тот момент.

Явление девушки так взбудоражило Мцыри, что он уже не понимал, где реальность, а где сон. Он проследил за ней. Увидев, как она вошла в дом, юноша еще сильнее ощутил тоску по родине.

Настала ночь. Мцыри снится молодая грузинка. Проснувшись, он видит огонек в ее сакле. Душа его звала войти внутрь, но он не решился на это. Он отправляется в поисках родной земли, но постепенно сбивается с пути, оказавшись в лесу.

Беглец заблудился. Юноша признается монаху, что, если бы тогда крик о помощи вырвался из его уст, он вырвал бы свой язык. Он ощущал себя степным зверем.

Главы 16-20

Иллюстрация Ф. Константинов

Впервые в жизни Мцыри заплакал. Неожиданно перед ним возникает дикий барс, молодой человек готовится к бою.

Зверь почуял человека и бросился на противника. Мцыри сумел ранить барса, но тот набрался сил и напал снова. Эта схватка могла закончиться только смертью.

Мцыри вонзил в горло зверю сук, когда тот кинулся ему на грудь. Юноша одержал победу, но проигравшего он считал истинным бойцом.

Глубокие раны, полученные в схватке с барсом, не заживают. Беглец с трудом продолжает свой путь.

На рассвете Мцыри выходит из леса. Он слышит человеческие голоса и думает, что рядом аул. Оглядевшись, он видит знакомую местность. Прислушавшись, слышит колокольный звон и с ужасом понимает, что вернулся к монастырю. Его надежды вернуться на родину рушатся окончательно.

Главы 21-26

Мцыри чувствует себя «темничным цветком», который, оказавшись на солнце, был жестоко обожжен им. Мир для героя словно остановился. Он не понимает, что происходит вокруг.

Голова юноши одурманена предсмертным бредом. Ему чудится, что он распростерся на дне холодной реки, и это доставляет ему наслаждение. Он видит косяки рыбок над собой. Одна из рыбок зовет его остаться с ней в реке, где всегда воля и покой. Монахи находят беглеца в бреду.

Мцыри сожалеет о том, что его похоронят вдали от родной земли. Мцыри протягивает руку монаху – рука горяча. Он верит, что это жар души, живущий в нем с рождения, но так и не нашедший пищи. Юноша хотел бы оказаться в раю после смерти, но с удовольствием променял бы рай на несколько минут нахождения в Грузии.

Перед смертью герой просит вынести его в сад, где цветут акации и откуда виден Кавказ. Прикосновения ветра напоминает ему прикосновения друга, убирающего пот со лба. Шум листвы кажется ему песней о милой родине.

Известные цитаты

Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы.

Мцыри. Глава 8.

Мцыри рассказывает о том, что давно задумал свой побег.

Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей.

Мцыри. Глава 8.

Мцыри рассказывает монаху о том, что за три дня побега он видел больше, чем за всю свою жизнь в монастыре.

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог.

Мцыри. Глава 3.

Начало исповеди Мцыри.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3k 👀