Стихотворение и анализ «Три пальмы»

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали…

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Краткое содержание

С. Литвинцева. Пейзаж с пальмами. 2012

Стихотворный сюжет рассказывает о трёх пальмах, счастливо растущих на территории райского оазиса, расположенного  у самого родника, посреди пустынных песков. Их покой внезапно нарушает сомнение:  правильно ли существуют эти «счастливые» пальмы, если они не могут никому принести пользу, так как растут в пустыне.

Неожиданно, на территорию райского оазиса, по воле небес, вторгается караван. Арабы, облачённые в белоснежную одежду, с жадностью поглощают холодную воду родника, расположившись в спасительной тени трёх пальм. Но с наступлением рассвета арабы срубают деревья с единственной целью: развести костёр, чтобы согреться возле него. Люди, без малейшей благодарности, принимают жертвенность трёх пальм, навечно уничтожив райский уголок пустынной земли.

 История создания

Это произведение является образцом зрелого творчества поэта. Лермонтов написал его в 1838 году, через год оно увидело свет на страницах «Отечественных записок».

В этом произведении автор использует ряд образов из известного произведения А.С. Пушкина «Подражания Корану». Но, в отличие от Пушкина, Лермонтов делает акцент на мировоззренческих вопросах  смысла жизни и человеческого предназначения.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это баллада, включающая десять четверостиший.

Стихотворные строки относятся к литературному направлению «романтизм». На черты романтизма указывают такие маркеры, как тематика и природа сюжетного конфликта. Баллада создана посредством двухсложного трёхстопного амфибрахия – трёхстопной стопой, с ударением на втором слоге. Рифмовка представляет собой секстину со смежной рифмой.

Композиция

Композиция произведения является трёхчастной, простой линейной. Выделяются следующие композиционные сегменты:

  1. Первая часть – сюжетная завязка: рассказ о спокойных днях жизни трёх деревьев. Развитие сюжета начинается со строки: «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь заметна завязка конфликта: очевидно, если бы деревья не высказывали претензии к Богу, у них сложилась бы иная, счастливая судьба.
  2. Вторая часть – описание караванного вторжения под управлением арабов на территорию оазиса. Кульминация сюжета очевидна в трёх первых строчках восьмого четверостишия.
  3. Третья часть – развязка сюжета: описание гибели трёх деревьев и всего пустынного оазиса.

Образы и символы

Автор создал несколько смысловых образов, позволяющих донести до читателей ключевой смысл стихотворения:

  • образ трёх пальм – центральный. Данный образ имеет различную трактовку. Он может подразумевать единство таких нравственных категорий, как: добро, истина и красота. Также он может подразумевать христианскую Троицу – союз души, тела и разума;
  • образ пустыни и образ оазиса представляют собой символ несовместимого, всего контрастного в земном существовании. Это две территории, символизирующие жизнь и смерть;
  • образ каравана – по сюжету стихотворения, караван располагается отдохнуть под широкими пальмовыми листьями. В целом, караван символизирует всю историю человечества;
  • образ лирического героя – романтический герой не появляется, но присутствие его очевидно и заметно: он находится, словно бы «за кулисами» всего происходящего. При этом, явно чувствуется оценка автора описываемых событий: поэт испытывает разочарование, осуждение и гнев;
  • образ коршуна – эта птица, предпочитающая питаться падалью, олицетворяет смерть. Коршун, как бы, подчёркивает и усиливает общую картину разорения, учинённую людским караваном;
  • образ ручья символизирует умиротворённость и спокойствие жизни, которую так и не смогли оценить три дерева.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – людская агрессивность и безответственность  по отношению к красоте природы, окружающему миру. Также Лермонтов поднимает тему человеческой гордыни и неблагодарности. Воспользовавшись живительной прохладой пустынного оазиса, получив с него всё, что можно было взять, бесчувственные люди навсегда уничтожили это благословенное место. Настроенческий пафос – это эмоции грусти и горького разочарования, вызванные немилосердным, варварским поведением людей.

Основная идея

Основная идея Лермонтова заключается в следующем утверждении: никогда не следует роптать на судьбу, необходимо достойно нести свой жизненный крест, не призывая вмешательство Всевышнего в данный процесс. Всё в жизни происходит так, как предписано небесами, как предопределено Богом. Любой бунт, поднятый человеком против своей судьбы, изначально обречён на поражение. Ведь цель нашего бытия, его глубинный смысл неведомы нам: они являются загадкой, разгадать которую под силу лишь высшим силам.

Средства выразительности

В балладе речь идёт о трагической судьбе лирических героинь – трёх прекрасных  пальм. Рассказывая их историю, Лермонтов использует различные выразительные средства, такие как:

  • эпитеты – «гордые пальмы», «ручей звучный», «роскошные листья», «почвы бесплодной»;
  • метафоры – «пылающая грудь», «песок крутился столбом»;
  • сравнения – люди, как «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»;
  • олицетворения – «родник пробивался», «шепчутся листья с…ручьём»;
  • аллитерация – при описании вырубки трёх пальмовых деревьев, автор использует аллитерацию звука «Р».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 552 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *