Из-под таинственной, холодной полумаски… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1843 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, незнакомка Темы: любовь и ненависть

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Краткое содержание

Ф. Мираллес. Маска. 2017

Сюжет произведения следующий: романтический герой на маскараде встречает любимую женщину. К сожалению, герой не может открыто проявить свои чувства: он лишь наблюдает, как из-под бездушной полумаски виднеются красивые глаза. Голос возлюбленной завораживает его, смех околдовывает.

Начиная со второго четверостишия, романтический  герой повествует об отдельных частях тела любимой женщины: мы узнаём о девственных щеках, белоснежной шее, завитке волос. Этого описания нам вполне хватает, чтобы представить лицо возлюбленной героя. Он носит её образ в своей душе, оберегая и защищая его.

В последнем четверостишии романтический герой высказывает надежду вновь встретиться с красавицей: он уверен, пройдёт совсем немного времени, и они смогут встретиться снова, но уже, словно старинные приятели. Надежда даёт герою стимул жить и двигать вперёд.

История создания

Данное произведение является образцом позднего периода творчества поэта. Лермонтов написал его в 1841 году, а опубликовано стихотворение было спустя два года на страницах «Отечественных записок».

Доподлинно неизвестно, кому именно автор посвятил стихотворные строки. Многие литературоведы полагают: образ таинственно героини списан с Варвары Лопухиной, в которую Лермонтов был страстно влюблён всю жизнь. Как известно, поэт приехал в 1841 году  в Петербург с целью оформить отставку. Но получить её молодой офицер так и не смог, зато он смог провести несколько отпускных дней в шумной столице. К сожалению, этот отпуск стал последним для Лермонтова.

Свободные от службы дни он проводил в кругу высшего общества, посещая многочисленные балы и  салоны. Там он и повстречался с прелестной Лопухиной. Женщина проявила к Лермонтову искреннюю заинтересованность, не более того: она была замужней дамой. Строгий этикет  тех времён предписывал, что несвободная дама, находясь на светском мероприятии, может вести диалог лишь с собственным мужем. По этой причине героиня хранит молчание, в то время как романтический герой жадно пытается поймать её взгляд из-под маски.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в соответствии с жанром элегии: в нём автор с любовью и восторгом, повествует о прелестях возлюбленной. В стихотворении передано чувство острой грусти по причине того, что романтическим отношениям не дано развиваться.

Произведение включает в себя черты двух литературных направлений: романтизма и реализма. Романтические маркеры проявляются в том, насколько автор потрясён и очарован возлюбленной. Реалистические маркеры, присутствующие в стихотворении, подчёркивают реальность событий и эмоций поэта. Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная.

Композиция

Произведение с условной точки зрения можно разделить на пару семантических частей:

  1. Часть первая – описание портрета прекрасной дамы, воспроизведённое после встречи с ней.
  2. Часть вторая – повествование об образе, созданном силой воображения влюблённого мужчины.

Эти части являются абсолютно равноценными по объёму. Стихотворение включает в себя четыре катрена.

Образы и символы

В эпицентре поэтического повествования мы видим связку из двух образов – это романтический герой и незнакомка в маске. Данные образы несут на себе всю «тяжесть» семантической нагрузки:

  • образ лирического героя – он вспоминает о том, как однажды заслушался звуками прекрасного женского голоса. Лицо красавицы было спрятано под маской, но даже она не способна скрыть внешнюю привлекательность дамы. Романтический герой замечает удивительно красивые глаза, идеальную белизну шеи и пр. Герой ощущает счастье при виде кокетливого завитка волос, случайно выбившегося из причёски;
  • образ незнакомки в маске – дама, облачённая в маску, стала для романтического героя эталоном женской красоты. Её пленительный образ навсегда овладел сердцем влюблённого мужчины. Несложно понять: герой не может открыто сказать о своих пылких чувствах к возлюбленной. Единственное, что он может – надеяться, что они ещё встретятся, но уже, словно добрые приятели.

Темы и настроение

Основная тема произведения – тема любви, искренней привязанности. Данное стихотворение весьма отличается от раннего романтического творчества Лермонтова: если в пору горячей влюблённости в Е. Сушкову, поэт говорил о своих чувствах, используя пылкие строки, то здесь любовная страсть передана умеренно и спокойно.

Основная идея

Основная идея заключается в следующем утверждении – любовь не всегда приносит счастье, нередко искренние чувства разбиваются о жестокие жизненные реалии. Поэт говорит о том, что отношения между двумя влюблёнными людьми, желающими быть вместе, часто обречены на «смерть» из-за внешних обстоятельств. Невзирая на это, не стоит бояться любви, особенно в том случае, если сердце способно испытывать любовный трепет.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым художественные средства служат не только для создания образа прекрасной незнакомки в маске, но и для передачи эмоциональных переживаний романтического героя. Важно отметить, что языковые средства в этом произведении отличаются особой изысканностью. Автор использует:

  • эпитеты – «голос отрадный», «лукавые уста», «старые друзья», «девственные ланиты»;
  • метафоры – «живые эти речи», «светили мне твои пленительные глазки»;
  • единственное сравнение – «голос твой отрадный, как мечта».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.9k 👀