Стихотворение и анализ «Нищий»

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Краткое содержание

В. Шебуев. Старик-нищий. 1808

Сюжет произведения описывает одиноко стоящего на паперти возле храма нищего человека. Он в порыве отчаяния протягивает руку, прося прихожан о подаянии. Но, вместо куска хлеба, кто-то кладёт ему в ладонь холодный камень. Лермонтов сравнивает с этим несчастным, нищим человеком себя: он точно так же молил о любви свою избранницу, но получил в ответ лишь презрение и равнодушие.

 История создания

Произведение вышло из-под пера автора в 1830 г. К его написанию Лермонтова вдохновили разнообразные впечатления, неожиданно соединившиеся в единое цельное полотно. Самое первое впечатление, побудившее написать данное стихотворение – это влюблённость Лермонтова в восемнадцатилетнюю Екатерину Сушкову: чувства вспыхнули во время пребывания поэта летом 1830 года в подмосковном имении Середниково. Влюблённого шестнадцатилетнего  юношу Сушкова всерьёз не воспринимала, постоянно подшучивая над его наивными признаниями. Лермонтов посвятил своей первой любви цикл стихов, получивший название «сушковский».

Второе впечатление, побудившее автора написать данное стихотворение – это посещение летом того же года Троице-Сергиевой лавры. Юный Лермонтов случайно услышал рассказ одного из нищих о том, как некие молодые люди, в шутку,  положили ему в руку вместо хлеба камень.  Два этих ярких впечатления в жизни ещё совсем молодого поэта послужили катализатором для написания данного стихотворения. Его первая публикация случилась спустя много лет, в 1844 году, уже после гибели автора.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты притчи: об этом свидетельствуют библейский мотив и нравоучительное символическое повествование.  Также в стихотворении заметны признаки элегии: об этом говорят повышенная эмоциональность, мелодичность, поэтический размер и ритм. Заключительная строфа напоминает послание, хотя конкретный адресат автором не заявлен.

Произведение создано в рамках литературного направления «реализм», несмотря на то, что написано оно поэтом – романтиком. В нём присутствуют романтический конфликт между обществом и личностью, прослеживается кризис личного чувства.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция стихотворения ретроспективная, зеркальная:

  1. Первая и вторая строфы – в них Лермонтов повествует о страданиях нищего человека. Это оказывает на читателей весьма тягостное впечатление.
  2. Третья строфа – кульминационная. В ней появляется образ лирического героя, в эмоциональном состоянии которого легко прочитывается поза нищего, просящего о куске хлеба (любви). Отражаясь друг в друге, эти образы приобретают двойную глубину звучания.

Образы и символы

В произведении представлено три семантически важных образа:

  • образ нищего и образ влюблённого юноши – центральные. Эти образы являются зеркальными по отношению друг другу. Поэт предоставляет читателям возможность самостоятельно их сопоставить. Точно также Лермонтов сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения. Данные образные пары имеют единую связь – они объединяются идеей сострадания, сопереживания. По причине отсутствия сострадания нищий получает вместо хлеба камень, а влюблённый поэт – насмешку и равнодушие;
  • образ камня – это яркий символ человеческого цинизма и жестокости: камень холодный, твёрдый и мёртвый. Также мертвы души людей, позабывших о законах сострадания и любви;
  • образ лирического героя – романтический герой прямо сообщает нам о своих переживаниях: «Так я молил твоей любви… с слезами горькими…». Герой обладает чрезвычайно чистой душой, поэтому не способен утаить искренний порыв сердца. Нищий старик обречён: он умирает от голода, да ещё и подвергается унижению. Лирический герой находится примерно в аналогичной ситуации.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – человеческое равнодушие, чёрствость, непонимание, отсутствие потребности в любви к ближнему своему, неспособность проявлять сопереживание. Лермонтов рассказывает о вопиющем случае, произошедшем практически «на глазах» у Бога, в двух шагах от храма: в протянутую руку голодного старого человека, вместо куска хлеба кто-то в шутку положил камень. Подобным камнем стало для влюблённого юного поэта циничное равнодушие возлюбленной.

Настроенческий пафос произведения – разочарование и горечь. Лирический герой упрекает свою любимую в излишнем жестокосердии, усиливая впечатление от её усмешки рассказом о страданиях нищего старика.

 Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: даже самое благородное и открытое человеческое сердце, не встретив должного сочувствия, может очерстветь, навсегда закрыться для любви и добра, стать равнодушным.

Средства выразительности

Лермонтов, чтобы донести до нас основную мысль произведения, использует следующую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «живую муку», «с горькими слезами»;
  • сравнение – Лермонтов сравнивает себя с нищим: он просит любви, как куска хлеба;
  • гипербола – «обмануты навек тобою»;
  • литота – «куска лишь хлеба он просил»;
  • аллитерации – используя звуки «Б», «Т», «Р», поэт передаёт напряжённость происходящего: речь словно бы спотыкается. Заключительная строфа будто бы срывается на плач, благодаря умелому чередованию звуков «Э», «О», «У», «Ы».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 466 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *