Стихотворение и анализ «Поэт»

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Краткое содержание

Н. Пуссен. Вдохновение поэта. 1630

Сюжет произведения развивается следующим образом: лирический герой внимательно рассматривает старинный кинжал, добытый им на Кавказе. Любуясь оружием, герой  рассуждает: что за судьба была у кинжала, в чьих руках он побывал и пр. Сначала мы видим подробный рассказ об отделке найденного оружия, его «судьбе» и предназначении. Затем лирический герой, обращаясь к поэту, рассуждает о своих современниках и о самом себе.  Он говорит обо всех тех, кто принял на себя ответственную миссию стихотворца после трагической гибели великого Пушкина.

Лирический герой всеми силами старается пробудить в конкретном поэте желание быть активным, много творить, не слушая пустых советов и мелочных требований жизни. Он интересуется: желает ли поэт, пробудиться от временного сна.

 История создания

Данное произведение является логическим продолжением стихотворения «Смерть поэта», созданного раньше. Автор написал его в 1838 г., спустя год после кончины Пушкина. Опубликовано оно было в 1839 г. в «Отечественных записках». К этому времени автор уже вернулся из опасной ссылки на Северный Кавказ: он не сломился духом, а наоборот, закалился, окончательно утвердившись в собственных убеждениях по поводу особой предназначенности творца.

Кинжал, чей образ произрастает из военной культуры Кавказа и личного служебного опыта, стал для автора ярой метафорой могущества и власти. Поэт считал, что самым мощным оружием является вовсе не кинжал, а меткое слово талантливого стихотворца.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет элегию. Об этой принадлежности свидетельствуют следующие маркеры: высокая эмоциональность, особый ритмический рисунок, тематика, экскурс в прошлое, глубокое  философское значение и пр. Помимо этого в смысловой сфере стихотворных строк заметны явные сатирические черты. Это замечательное произведение относится к литературному направлению «романтизм»: в нём роль отдельной творческой  личности (поэта) противопоставляется участи других людей.

Поэтический размер – шестистопный ямб, порою переходящий в ямб четырёхстопный. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция характеризуется наличием двух частей и  линейностью. Сюжет развивается гармонично и последовательно: от частного – к общему:

  1. Первое четверостишие – сюжетная завязка. Лирический герой повествует о кинжале, который рассматривает, держа в руках.
  2. Со второго по шестое четверостишия – сюжетное развитие. Подробное описание кинжала.
  3. С седьмого по девятое четверостишия – выход сюжетной линии на следующий уровень. Лермонтов делает перенос аналогии на поэта, спрашивая: «Не так ли, поэт?..».
  4. Десятое и одиннадцатое четверостишия – кульминация и сюжетная развязка.

Образы и символы

В стихотворении Лермонтов создал несколько важных смысловых образов, необходимых для донесения основной идеи. Мы видим следующие образы:

  • образ кинжала – центральный. Этот образ соотносится с образами поэта и поэзии. Автор говорит, что кинжал сверкает золотом, оружие нечасто держат в руках. Эти слова следует воспринимать иносказательно: поэт, подобно украшенному золотом кинжалу, обладает ценным и непостижимым талантом. Но, обладая такой красотой, кинжал бездействует, не участвуя в сражениях. Он никому не готов принести пользы, как и поэт;
  • образ лирического героя – романтический герой имеется в произведении. Он обозначает себя в первом четверостишии, повествуя о кинжале, хранящем память сражений. Затем предметом изображения становятся мысли лирического героя: он предпочитает больше не говорить о себе, но при этом, с невероятным трепетом произносит слова от первого лица о значимости поэзии и поэта;
  • образ поэта и поэзии – автор считает талантливого стихотворца и его произведения социально значимыми для народа. Поэт не имеет права тихо отсиживаться в стороне, если его Муза необходима на баррикадах. Здесь проводится прямая аналогия творца с кинжалом, который служит лишь для услады глаз своей красотой, но не приносит практической пользы.

Темы и настроение

Главная тема произведения – поэт и поэзия, сила воздействия на умы людей художественного слова. Тема «Поэт и поэзия» особенно характерна для позднего периода творчества Лермонтова. Автор сетует на то, что в прошлые времена творцы вдохновляли людей на подвиги, поддерживали боевой дух и пр. А в эпоху, выпавшую на долю поэта, стихотворцы вынуждены служить не Музе, а цензуре: их таланты покрываются «ржавчиной», становясь бесполезными.

Настроенческий пафос произведения – сплошные вопрошания и горечь. Автор скорбит о том, что теперь люди ценят и любят лишь то, что блестит: они давно утратили духовный стержень. Лермонтов с горечью вопрошает: настанет ли счастливое время, когда поэт сможет вынуть свой клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и смело заговорить с миром на животрепещущие темы.

 Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в том, что редчайший поэтический дар утратил свою изначальную чистоту и бескомпромиссность в глазах миллионов читателей. Лермонтов с горечью утверждает: так как поэзию невозможно разменять на почести и деньги, она утратила интерес для людей, превратившись в пустой звук.

Средства выразительности

Лермонтов использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «осмеянный пророк», «ветхий мир», «в наш век изнеженный»;
  • метафоры – «игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • сравнения – «как ветхая краса, наш ветхий мир привык…», «он нужен был толпе, как чаша для пирогов»;
  • олицетворения – «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале);
  • антитезы – «прежде – теперь», «оружие – игрушка»;
  • аллитерация – использование звуков «С», «Ш», «Ж», «Ч» помогает автору передать мужественный образ кинжала, со свистом рассекающего воздух.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 51 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *