Расстались мы, но твой портрет… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!
Краткое содержание
С начальной строчки произведения лирический герой сообщает о том, что бережно, рядом с сердцем он носит портрет той, что навсегда похитила его сон. На протяжении многих лет он чувствует к избраннице пылкую любовь. Известно, что Лермонтов носил на груди нательный крестик с портретом своей возлюбленной, решившись снять его, чтобы не повредить, накануне рокового дуэльного поединка с Мартыновым, в результате которого был застрелен.
Лирический герой произведения признаёт собственную беспомощность: он не может вычеркнуть из памяти горячо любимую женщину. Даже новые отношения не способны её заменить. Но любит герой вовсе не нынешнюю светскую львицу, увлечённую балами и стремящуюся найти себе выгодную партию для замужества, а ту искреннюю девушку, какой она когда-то была. Память о той юной девушке, наивной и чистой, всецело овладевает его сердцем.
К сожалению, сильно повзрослевшая и изменившаяся Екатерина Сушкова, которой посвящено стихотворение, больше не имеет ничего общего с той наивной и светлой девчушкой, которую когда-то полюбил поэт.
История создания
Произведение появилось на свет в 1837 г., а первая публикация случилась спустя три года на страницах поэтического сборника «Стихотворения». Автор написал настоящую серенаду, посвятив её некогда любимой Екатерине Сушковой. Несмотря на то, что у Лермонтова было немало других женщин, свою первую пылкую влюблённость он смог пронести через всю жизнь, трепетно сохранив память о возлюбленной на долгие годы.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец любовной лирики: в нём отражена вся глубина любовных терзаний романтического героя. Произведение было создано в период расцвета литературного направления «романтизм» и полностью соответствует его чертам. Поэтический размер – четырёхстопный ямб с мужской рифмовкой.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение можно разделить на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы являются, по сути, сложным пояснительным предложением, в котором сначала автор высказывает некое утверждение, а затем даёт ему объяснение:
- Первая часть – заметно раздвоение личности лирического героя: взаимоотношения с любимой девушкой закончены, но он всё ещё не готов навсегда отпустить её из своего сердца. Герой продолжает на груди носить портрет с изображением возлюбленной.
- Вторая часть – назревает острый конфликт между былой любовью романтического героя и его новыми страстями, которые не способны дать его сердцу прежнюю отраду.
Рассуждая об «архитектуре» данного произведения, справедливо говорить о кольцевой композиции. Подобная композиция позволяет поднимать одну и ту же тему несколько раз подряд. В данном случае, мы видим: чувства романтического героя перемещаются из настоящего в прошлое, а затем – наоборот. Поэт пишет: «Расстались мы» (это прошлое), «но твой портрет … храню» (это настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (это прошлое), «Он душу радует мою» (это настоящее).
Образы и символы
В произведении представлено несколько семантически значимых образов:
- образ лирического героя – полностью идентичен автору. Исповедальная речь поэта о своей былой любви насквозь проникнута эмоциями тоски и грусти. Герой страдает, но, вместе с тем, осознаёт: ничего уже не вернуть. Время изменилось, а значит, и объект любви стал другим. Поэту остаётся лишь одно: всячески лелеять свои юношеские светлые чувства;
- образ портрета (возлюбленной) – это символ тоски, грусти и душевного спокойствия. Именно в портрете сосредоточены все светлые и дорогие для поэта воспоминания. При взгляде на портрет любимой, чувства лирического героя оживают с новой силой;
- образ храма – он утрачивает в произведении свою религиозную подоплёку. Во-первых, для романтического героя, храм – это душа, в которой обитают счастье и любовь, подобно божествам. Во-вторых, образ храма можно разделить на две составляющие: божественность – как возвышенное религиозное чувство и священная обитель – как вечная любовь и её святость.
Темы и настроение
Основная тема произведения – искренняя любовь, которая, даже с течением лет, не заканчивается. Настроенческий пафос стихотворения – всепоглощающая печаль и грусть. Вместе с тем, лирический герой испытывает минуты счастья, когда смотрит на портрет любимой девушки, вспоминает её прекрасный образ и признаётся: «Он душу радует мою».
Основная идея
Лермонтов утверждает следующую мысль: искренние и настоящие чувства, дарованные человеку Богом, остаются в сердце до конца его жизни. Даже воспоминания об истинной любви способны озарять светом и радостью каждый день жизни.
Средства выразительности
Данное стихотворение богато на художественные приёмы. Лермонтов использует возможности следующих выразительных средств:
- эпитеты — «новые страсти», «бледный призрак», «кумир поверженный»;
- метафора – «портрет… душу радует мою»;
- сравнения – «кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак.
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…