Ангел • cтихотворение и анализ
краткая информация
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Краткое содержание
В произведении описывается путь ангела, несущего на землю с небес душу рождающегося ребёнка. Полёт ангела сопровождает чудесная песня: в ней небесный посланец повествует о любви и блаженстве, о Всевышнем и святых. Ангелу становятся всё слышнее людские слёзы и стенания, чем ближе он приближается к земле. Крылатому посланцу жаль новорожденную человеческую душу, ведь ей еще не скоро предстоит вновь воссоединиться с небом и Всевышним. Ангел понимает: «скучные песни земли» не смогут заменить новорожденной душе райской божественной музыки.
История создания
Литературоведы точно не знают, что именно явилось стимулом и вдохновением для написания автором данного произведения. Существуют несколько версий, по одной из которых поэт соотносит с образом ангела образ своей матери Марии Михайловны, умершей, когда ему исполнилось три годика.
Мать часто пела любимому сыночку колыбельные песни, её теплоту и нежность Лермонтов помнил всю жизнь. Автору в 1831 году, на момент написания данного стихотворения, исполнилось лишь шестнадцать лет. Известно, что Лермонтов выделял это произведение из всего, написанного им позднее. Первая публикация произведения случилась в 1839 году. Материнский образ, несущий в мир новую жизнь, автор отождествляет с легкокрылым ангелом, ставшим центральным героем стихотворения.
Жанр, направление, размер
Созданное молодым автором произведение относится к жанру элегии: в нём присутствуют возвышенный стиль, высокая лексика и мелодичность.
Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». В нём присутствует типичная картина романтического восприятия мира, выраженная посредством противопоставления образов земного и небесного, прошлого и настоящего.
Поэтический размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка парная. Подобное сочетание рифмы и поэтического размера придаёт произведению особую напевность. Не случайно, именно к этому произведению писали музыку многие композиторы.
Композиция
Композиция стихотворения – простая, линейная. Произведение состоит из четырёх четверостиший:
- Первое четверостишие содержит сюжетную завязку: мы слышим звучание песни небесного ангела.
- Второе четверостишие – происходит дальнейшее развитие сюжета: поэт перечисляет то, о чём поёт небесный посланец.
- Третье четверостишие – в нём речь идёт о юной девушке, которую волею небес переносят в мир людей. Здесь же следует кульминация сюжета: звучание песни ангела навсегда остаётся в сердце девушки. Теперь эту песню она понесёт в мир людей.
- Заключительное четверостишие – оно завершается мотивом тоски по потерянному раю небес.
Образы и символы
Стихотворные образы напрямую соотносятся с традиционной символикой христианской веры. К этой символике добавляются различные небесные образы:
- образ ангела – центральный. Символизирует божественное и материнское начало мироздания. Ангел несёт на землю очередную человеческую душу, которой предстоит не только родиться, но и много страдать, проживая суровую жизнь;
- образ человеческой души – она посылается в людской мир с небес, волею Всевышнего. Человеческая душа обречена на огромное страдание в мире земном, поэтому ангел, зная об этом, заранее скорбит о трагической участи души;
- образы месяца, звёзд, туч – всё это природные образы неба. Поэт посредством этих образов противопоставляет два мира: земной и небесный. В земном мире постоянно звучат «печали и слёзы», а в небесном мире – песни «о блаженстве безгрешных духов»;
- образ лирического героя – проводя любопытную аналогию с колыбельной матери, Д.С. Мережковский выдвинул предположение, что душа, несомая ангелом – это душа самого поэта. В ней всё ещё свежи воспоминания о божественном рае, о беспечном счастливом детстве. Ангел уносит душу в жестокий, холодный и опасный мир людей, в котором она будет ощущать себя одинокой.
Темы и настроение
В стихотворении автор поднимает перед читателями несколько важных тем:
- Тема религии – поэт описывает небесного посланника, несущего в людской мир божественное начало в виде чистой души. Ангел наполняет её духовной красотой посредством своего пения.
- Тема рождения нового человека – новорожденному предстоит повзрослеть и пройти непростой, но суровый и долгий жизненный путь, полный побед и поражений.
- Тема жизни и смерти – данная тема сквозит в рамках последний строфы, когда сообщается читателю, что душа покинула этот мир после прохождения долгого жизненного пути.
Настроенческий пафос произведения – это тоска по миру, свободному от горя, плача и несовершенства всего земного. Ангелам неведомы притворство и лживость, поэтому все их песни чисты и хрустальны. Опускаясь с небес в мир людей, крылатый посланник испытывает печаль и не находит покоя.
Основная идея
Лермонтов доносит до нас идею о том, что человеческая душа, появляясь на белый свет, тут же утрачивает знания о своей небесной родине: она забывает, что когда-то могла общаться с ангелами. Вся земная жизнь человека является бесплодной попыткой вернуться в своё райское прошлое, вновь услышать звуки небесной музыки. Каждый человек, по мнению Лермонтова, стремится к своему Божественному небу.
Средства выразительности
В стихотворении автор использует различные средства выразительности, позволяющие раскрыть основную мысль произведения. Такими средствами являются:
- эпитеты – «чудное желание», «безгрешные души», «райские сады», «молодая душа»;
- метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне…»;
- анафоры – «и долго на свете томилась она, желанием чудным полна…», «и тихую песню он пел, и месяц, и звёзды, и тучи толпой…»;
- инверсия – «О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была»;
- антитезы – «святая песнь» ангела противопоставляется «скучным песням земли», «блаженство небес» противопоставляется миру «печали и слёз»;
- возвышенная лексика – «блаженство», «кущи райских садов», «хвала», «желание чудное».
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…